June 4, 2018

Новые районы Амстердама: хотели бы так жить?

Половина территории Нидерландов находится ниже уровня моря, и голландцам долгие века приходится отвоёвывать у этого моря землю.

Например, многие сельскохозяйственные угодья представляют собой польдеры – осушённые и возделанные участки морского побережья. В стране невероятное количество дамб, защитных валов и каналов, позволяющих голландцам где-то жить и возделывать землю. Если бы их не было, большая часть страны оказалась бы просто затоплена.

Но сегодня мы поговорим не о фермах, а о городских районах. Вернее, одном районе Амстердама под названием Айбург, он же Эйбург. На нидерландском название произносится скорее как "Эйбёрх", но тут могут быть варианты, так что давайте остановимся на более привычном для русского уха Айбурге.

Чтобы его построить, голландцы насыпали искусственные острова на востоке Амстердама, на озере Эймер.

Новый озёрный город задумывался ещё в 1960-х, и по изначальному проекту в нём должны были поселиться до 350 тысяч человек. Но за пару десятилетий концепция градостроительства изменилась, и нынешний Айбург рассчитан на 25 тысяч жителей с последующим ростом до 45-50.

Многие жители Амстердама и экологи были против строительства района на озере Эймер, потому что считали, что это нанесёт непоправимый вред окружающей среде. В 1997 году власти города даже провели референдум по этой теме, но явка оказалась слишком низкой, и амстердамцам не удалось защитить водоём.

На данный момент насыпано 4 искусственных острова из 7 запланированных. Сейчас насыпают ещё два острова, причём один из них будет заповедником, а вокруг другого соорудят песчаный пляж длиной 6 километров. Будут ли доделывать седьмой остров, непонятно, потому что экологические последствия такого строительства остаются непредсказуемыми. Но, скорее всего, девелоперы победят экологов.

Сначала на острова хотели проложить линию метро, но потом поняли, что жителей в Айбурге слишком мало, а издержки слишком высоки. Поэтому с 2005 года район с "большой землёй" соединяет трамвайная линия. Вагоны, кстати, типично амстердамские: каждый из них помимо пассажиров может везти два велосипеда. С ростом числа жителей трамвай ходит всё чаще и чаще. До Центрального вокзала Амстердама от Айбурга можно доехать за 15 минут.

Сейчас в Айбурге живут около 24 400 человек. В ближайшие несколько лет на новых островах Айбурга должны поселиться ещё 20 000 жителей, поэтому власти Амстердама собираются потратить 330 миллионов евро на расширение трамвайной сети.

В 2000-е в районе открылись Айбургский колледж (на самом деле это средняя школа) и детская библиотека, а ещё здесь есть "кочующий пляж". Его приходилось несколько раз перемещать по мере того как острова застраивались. В последний раз пляж открывали на новом месте в 2015 году.

01. Айбург – одно из немногих мест, где существуют полноценные плавучие дома. Если в центре Амстердама это обычно просто баржа, пришвартованная у берега канала, то здесь есть целый плавучий квартал, спроектированный архитектурным бюро Марлийс Ромер.

02. Вдоль берега стоят похожие дома, но они уже на сваях, а не на платформе.

03. Плавучий дом состоит из бетонного поддона высотой около полутора метров, на который ставят деревянный каркас, облицованный стендовыми панелями. Бетонные коробки пришвартованы к пирсам.

04. У этих домов есть одна особенность: они могут изменяться и передвигаться по желанию хозяев. Например, можно к своему дому пришвартовать понтон с теплицей или лужайкой. Или расширить существующий дом, купив модуль с дополнительными комнатами. Дома собираются как конструктор.

05. Вместо парковки – причал для яхт )

06. Яхты, кстати, выглядят лучше машин.

07. Пятиэтажка!

08. Улицы плавучего города

09. У некоторых домов есть вход с улицы.

10. Плавучие дома собирают на верфях и по воде доставляют на место. Квартал относительно новый: эти дома привезли сюда в 2009 году.

11. Поскольку земли в стране по-прежнему не хватает, власти Нидерландов поддерживают строительство экспериментального жилья. Вероятно, в будущем целые районы и небольшие города будут плавучими.

12.

13. А это плавучие виллы. Если кто-то не хочет жить в одном доме с другими семьями, он может заказать постройку плавучей виллы и доставить её в район Айбург. Всего в районе планировалось установить более 100 частных плавучих домов.

14. Но с этим есть определённые сложности. Чтобы получить право отбуксировать сюда виллу, её хозяин должен убедиться, что она соответствует городским нормам. А они довольно жёсткие: высота – не более 7,5 метра над уровнем воды, погружение в воду – не более чем на 1,5 метра. Поэтому над этими виллами трудятся целые команды инженеров.

15. Детская площадка на берегу

16. А это уже насыпной остров. Новое жильё.

17. Район до сих пор строится.

18. Обратите внимание, сколько разных типов жилья в новом районе! Каждое здание уникально. Тут и многоквартирные дома, и частные.

19. Есть таунхаусы.

20. Есть такие:

21. Девятиэтажка

22. Есть даже деревянные частные дома.

23. Но самый кайф – это каналы!

24. Почти у всех домов есть выход к воде.

25. Улица

26. Народ себе прямо на улице организует очень уютные уголки.

27.

28. Дворик на первом этаже

29. Парковка

30. Строительство домов по индивидуальному проекту

31.

32. Тут можно было построить дом по своему проекту. У этих домов тоже есть выход к воде.

33. Архитектура у всех примерно одинаковая. Цыганских дворцов никто не строит.

34. Подъезд и вход во двор. Обратите внимание на зарядку для электромобиилей

35. Владельцы вилл в Амстердаме пользуются велосипедами наравне с обитателями социального жилья.

36. Искусственные острова разделены каналами. Этот называется Groene Tunnel – "Зелёный туннель".

37. Сплошная красота!

38.

39. Как вам?

40. Набережные есть не везде. Там, где пристани не предусмотрены, вдоль воды просто тянется стена дома.

41. Повезло жителям первых этажей, можно иметь лодку )

42. Все делают себе спуски к воде. Тот случай, когда квартира на первом этаже стоит дороже, чем на других.

43. Это ли не идеальное жильё?

44.

45. Интересно, пользуются ли местные жители лодками как личным городским транспортом.

46. В районе много зелени и парков.

47. На крупнейшем острове района разбит один большой парк (имени Тео ван Гога) и два сквера поменьше.

48. Большая детская площадка. Где яркие замки? Нет!

49. Зато есть много интересных активностей для детей.

50. А это целый бульвар для выгула собак.

51. Он огорожен забором.

52. Сюда продлили ветку трамвая, и до центра Амстердама можно доехать за 20 минут.

53. Благоустройство

54. На всех дорогах растут деревья.

55. Деревья сразу высаживают взрослые.

56. Варианты мощения:

57. Успокоение трафика

58. На перекрёстках внутри жилой застройки нет ни одного знака! Никаких приоритетов, зебр, разметки. Каждый раз водители и пешеходы сами принимают решение, кому кого пропускать. Из-за этого все становятся внимательными, и аварийность в такой системе меньше, чем если бы тут были знаки и разметка. Например, когда есть зебра, пешеход часто идёт, не задумываясь и не глядя по сторонам. А если есть знаки приоритета перед перекрёстком, водитель несётся на большой скорости и не смотрит, кто там едет с другой улицы. А если всё убрать, все становятся внимательными и аккуратными.

59. Организация парковки

60. Проезжая часть выделена в том числе визуально – плиткой светлого цвета. Парковочные места отделены друг от друга деревьями, деревья защищены бордюром. Всё продумано до мелочей.

61. Хорошие улицы

62. Хорошее мощение

63. Асфальтовые дороги в Айбурге тоже есть.

64. Красивый чёрный жилой дом. Я всё жду, когда наши архитекторы и девелоперы перестанут бояться чёрного цвета.

65. Морская тема

66. Необычное благоустройство

67. Похоже, будущее Амстердама – за такими районами. Хотели бы так жить?

Такого Амстердама вы точно не видели (жуткие фото)!

Город, где не нужен личный автомобиль

Что лучше: Амстердам или Москва?

Посты по теме

США:
Самый плохой и самый хороший районы Нью-Йорка
Новый район Сан-Диего
Новые районы Лос-Анджелеса
Самый чёрный и самый белый районы Хьюстона
Как живут нью-йоркские замкадыши
Сколько стоит домик в Сан-Франциско
Самая дорогая квартира в Нью-Йорке
Самый дорогой и высокий дом в Нью-Йорке
Американская Венеция
Майами: как живут простые американские богачи

Норвегия:
Район Штрихкод, Осло. Хотели бы тут жить и работать?
Новые районы Осло

Германия:
Новые районы Кёльна
Новые районы Мюнхена
Что было бы с нашими дворами, если бы в России жили немцы?
Как могли бы выглядеть подъезды в наших домах
Как живут на загнивающем Западе...
Германия, детали
Мюнхен, детали
Новое берлинское жильё
Что делают с пятиэтажками в Европе: реконструкция вместо реновации
Пригороды Берлина
Как живёт средний класс в Берлине

Австрия:
Вена: что можно построить в Москве вместо пятиэтажек
Детские площадки
Многоэтажный жилой комплекс в Вене: хотели бы так жить?
Австрийские хрущёвки, что с ними стало?
Венские детали

Дания:
Новые районы Копенгагена
Как благоустроить воду
Спальные районы Копенгагена
Почему в Копенгагене жить хорошо

Швеция:
Новый район в Гётеборге
Как живут простые шведы
Новые районы Стокгольма

Швейцария:
Новые районы Женевы

Чехия:
Новый район в Праге
Советское наследие в Праге и что с ним сделали чехи

Финляндия:
Новые районы Хельсинки
Идеальный советский жилой комплекс в Финляндии

Великобритания:
Как строят жильё на окраине Лондона: хотели бы так жить?

Франция:
Новый район в Лионе
Новые районы Парижа
Очень крутой Париж

Россия:
Новые районы Подмосковья

Азия:
Новые районы Китая
Новое адское жильё Гонконга
Китайский Парнас
Новые районы Алматы
Новые районы Южной Кореи
Новые районы Сингапура
Цветные корейские муравейники. Нравится?

Новые районы Новой Зеландии

✈️ Друзья, я запустил путеводители по городам. В них я рассказываю о лучших местах с вином в Амстердаме, о шедеврах архитектуры в Берлине и правилах безопасности в Израиле. И конечно, в путеводителях много картинок — более 200 в каждом из них! Так что, если вы соскучились по постам из моих путешествий, выбирайте путеводитель на сайте.