May 6, 2018

Казаки на службе царя

Фото: note.taable.com

Если вы впечатлительный человек и не любите описания сцен насилия — следующий ниже отрывок лучше пропустить.

На скамье подсудимых, между двух солдат с ружьями, скованный по ногам стоял крестьянин Кремнев. Сутулый, среднего роста, со всклоченной головой, квадратным лбом, седой бородой, землистым корявым лицом, сплющенным носом, серыми глазами, одетый в заплатанный вытертый кафтан, он стоял, согнувшись, не отводя глаз от секретаря суда, читавшего обвинительный акт.

Начался допрос.

— Подсудимый Кремнев! Признаешь ли ты себя виновным в вооруженном сопротивлении воинской команде, убийстве двух казаков Ивана Пищука и Савелия Жабина? — спросил председатель.

— Я-то, ваше благородие? — Переступая с ноги на ногу, тягуче переспросил подсудимый.

— Да, да, да, тебя спрашиваю... Расскажи суду по совести: сопротивлялся ты воинской команде, убивал казаков? Расскажи без утайки, суд примет во внимание.

— Насчет казаков, ваше благородие, что мир православный плетями хлестали, сяшками рубили, — торопливо заговорил Кремнев, — отчего не рассказать! На виду случилось, середь белого дня, мир православный видел. Попутал грех, ударил казака колышком... сынка моего до смерти раздавили. Малый ребеночек был, пяти годочков, один в заводе, берегли с женой пуще глаза... раздавил казак сыночка, кишки выпустил... Ударили меня по голове плетью, упал я на землю, через мало времени очнулся... Федюнька мой за конской ногой на кишках волочится... реве-е-т! Под руку кол попался, я ударил казаков. Сколько разов ударил — не упомню: перепуг был большой, плетями хлестали, сяшками рубили... Оборвались кишки, сыночек умер... Не отставал от отца, покойный: "Тятька, возьми! Тятька, возьми!" Берешь мальца, ваше благородие, чего с ним поделаешь?! Жена жалобилась: "Сына от родной матери отворожил. Женское дело, ваше благородие, материнское. По крестьянству отцы сынов за собой оставляют. Наша жизнь известная: живем — не люди, умрем — не упокойники!.. Мать любила сына по-своему, увидала раздавленным — ума рехнулась, голосит: "Душегубы! Каины! Анафемы прокляты! Чтобы вам ни дна, ни покрышки на том, на том свете, детям вашим, женам вашим, всему каинову отродью". На руки сына схватила, — казаки плетями по голове — очумела баба! выкрикивает, сыночка из рук не выпускает. Побежал народ, кто куда мог: казаки копытами давили, сяшками рубили, плетями по голове, не разбирали ни старого, ни малого.

— Ходили мы, ваше благородие, миром нашим к соседу, барину Михайле Евграфовичу, — обтирая струившийся по лицу пот, на заданный прокурором вопрос, монотонно рассказывал подсудимый, — леском попользоваться. В нашей деревне тычинки на горох негде вырубить, кроме барского леса, шаром покати, не зацепишь. Пошли мы, ваше благородие, бабы, ребята увязались, шли без ругани, без свары, разговаривали: барину Михайлу Евграфовичу лесу оставим, возьмем сколько требуется для хозяйств; распланируем по совести. Без земли, без лесу нам погибель, тешили сходить, может, бог помилует. Подошли к лесу, наскакали казаки с плетями, сяшками, все разбежались, ваше благородие, больше ничего не случилось, рассказал по порядку...

...Суд вернулся; громким властным голосом председатель объявил: "Крестьянин Семен Петров Кремнев, пятидесяти двух лет от роду, приговаривается к смертной казни, через повешение"... Кремнев вздрогнул; побледнел, втянув в плечи голову, съежился, согнулся... быстро, как пружина, выпрямился. Судорожно оскаливая зубы, тупым взглядом окидывал судей, зрителей, портрет государя, образ спасителя, бессмысленно улыбался...

Отрывок из рассказа русского врача и писателя Владимира Яковлевича Кокосова. 1908 год.

Вот так 110 лет назад казаки давили народные "бунты". В 21-м веке ситуация, как скажут многие, гораздо лучше — и конями маленьких детей уже не давят, и смертные казни отменили. В XXI-м веке детей, оказавшихся в районе митингов, всего-то арестовывают на несколько часов, ставят на учёт и отдают родителям. Можно даже повредить зуб сотруднику полиции и сесть всего-то на четыре с половиной года. Вот только всего-то десяток лет назад на митинги можно было ходить с куда меньшей вероятностью попасть за решётку. И уж точно никто не хлестал граждан Российской Федерации нагайками.

Замглавы администрации президента, председателя Совета по делам казачества при Президенте РФ Александр Беглов. Из интервью 2010 года:

"В России уже много сотен лет существует термин "казаки". В разные века под казаками и казачеством понимались значительно отличающиеся социальные группы населения. Казачество за свою историю претерпело множество изменений от независимого вооружённого населения на незаселённых территориях до "казачьих войск" в их сегодняшнем виде. Но и после множества метаморфоз казаки остались достаточно многочисленной группой населения, которая продолжает занимать своё место в России двадцать первого века.

Согласно оценкам экспертов, в России около 7 миллионов человек причисляют себя к казакам. Общая численность войсковых казачьих обществ — более 700 тысяч человек, так называемых "нереестровых" общественных казачьих организаций — более 600. В России действуют 24 казачьих кадетских корпуса, более тысячи казачьих классов в общеобразовательных учреждениях, в которых учатся более 40 тысяч воспитанников. Кроме того, в стране существует 150 военно-патриотических и военно-спортивных клубов и более 500 казачьих фольклорных ансамблей".

О происхождении казаков до сих пор ведутся споры. Тема обширная и занимает не одну толстенную книгу. Первые упоминания термина относятся к середине XVI века. Изначально казаки представляли собой автономные военизированные поселения на пограничных областях. Казачьи территории активно пополнялись беглыми крестьянами. Казаки помогали отражению внешних угроз Российского государства, разведывали и осваивали новые территории. Не гнушались и разбоем. Постепенно независимые казачьи войска включались в состав государства вместе с территориями на которых находились. Казаки обладали множеством привилегий в государстве по сравнению с другими категориями людей. Однако Российская империя требовала от них преданности и верной службы, постоянно урезала права и свободы, нарушала традиции, что очень не нравилось вольным людям. И в итоге это выливалось в огромное количество восстаний и мятежей. Российское государство давило их жёсткими карательными мерами.

В XIX-м веке казаки превратились в отдельное сословие, которое занималось как охраной внешних границ, так и выполняло защитные функции внутри Российской империи, сдерживая набеги отдельных групп граждан империи на соседние области. Казаки постоянно принимали участие и во внешних войнах русских царей. За это они имели существенную социальную автономию, отличные плодородные земли, освобождались от налогов, имели бесплатное медицинское обслуживание и обучение. Из Вольных Людей, которым было тесно в Российской империи, они превратились в социальную опору самодержавия. На начало XX-го века казачеству принадлежало порядка 65 млн. десятин земли с населением 4,4 млн. человек, что составляло почти 2.5% от всего населения Империи.

Одной из важнейших функций казачества на рубеже веков стало усмирение непокорных и разгоны демонстрантов. Ставшие верными подданными царя казаки блестяще выполняли функции сегодняшнего ОМОНа, защищая российскую государственность. Те, кто несколько сотен лет назад были символами вольницы и свободы, теперь давили любые запросы на свободу у всех остальных.

Фото: fotina45

Во время нарастания революционного движения сил полиции и жандармерии становится недостаточно. Правительство начинает привлекать к борьбе с демонстрациями и выступлениями армейские части. Для разгона митингов и демонстраций хорошо подходили конные всадники. Применение пеших солдат против толпы как правило приводило к большим жертвам, ввиду того, что в начале XX-го века ещё не существовало современных арсеналов: резинострелов, водомётов, лёгких газов и т.д. Пехота применяла то же самое оружие, что и на поле боя. Всадников же на разгон демонстраций отправляли обычно без огнестрельного оружия. Что, впрочем, не исключало убийств и тяжёлых травм. Серьёзным преимуществом была и высокая мобильность. Их можно было очень быстро перебрасывать в отдаленные районы, города и особенно села, охваченные волнениями.

Так называемые "кавказские" сёдла держали всадника гораздо прочнее, чем обычные армейские. Само седло очень прочно пристёгивалось под брюхом коня. В итоге проще было повалить коня, чем выбить всадника из седла. Основным оружием были знаменитые нагайки двух типов. Первые представляли собой лёгкую плеть, которой было тяжелее покалечить. Вторые состояли из стального троса с кожаной оплёткой, на конце которого был серьёзный металлический утяжелитель. Они весили до 2 кг и могли серьёзно калечить. Нагайки второго типа во взводе имелись только у нескольких старослужащих, которые применяли их не постоянно, а в отношении опасных элементов толпы. Нередко сотни несущихся на толпу всадников хватало, чтобы разогнать несколько тысяч человек. Обычно до применения казаков с толпой проводили переговоры представители полиции или жандармерии. Они подъезжали верхом и уговаривали разойтись. Если увещевания не срабатывали, всадники расходились в стороны, и на толпу запускались стоявшие в нескольких сотнях метров казаки. Подразделение неслось со свистом, улюлюканьем и гиканьем. Психологический эффект был как правило достаточно мощный. Бузотёры разбегались в стороны, но везло не всем.

Нагайка, ты нагайка,
Тобою лишь одной
Романовская шайка
Сильна в стране родной.

На жалобы, на стоны
Голодных русских масс
Один ответ у трона:
Лупить нагайкой нас.

Царит нагайка всюду;
Ну что же, — все равно
Ей царя-Иуду
Спасти не суждено.

Нагайкой не убита
Живая мысль у нас,
И скоро паразита
Пробьет последний час.

Фото: cossacksmuseum.org

Одним из главных достоинств казаков было практически беспрекословное выполнение приказов командования. Ответственность, верность царю. Казаки не представляли себе альтернатив существующему политическому строю и государству. Воинский корпоративный дух и консерватизм мышления сделали из них идеальную опору власти. Среди казаков практически не было таких брожений умов как среди обычных солдат с рабоче-крестьянским происхождением. Эта бескомпромиссность и верность государю превратили их в символ царской карательной машины. Всего на "охрану внутреннего порядка" по официальным данным Главного управления казачьих войск было направлено около 110.000 казаков. Казаки занимались не только разгоном толп, но и охраной промышленных предприятий, шахт, рудников, важных объектов, отдельных помещичьих имения, усилением полиции. За свою "внутреннюю деятельность" казачество получало солидные денежные пособия.

Когда в стране началась Гражданская война, основная масса казаков стала опорой белого движения. Малая часть казаков вступила в Красную Армию. Некоторые казаки принимали участие в формировании отдельных государственных образований на Украине. Но большая часть выступила против советов.

Из листовки "Советы восставшим рабочим":
Строго отличайте ваших сознательных врагов от врагов бессознательных, случайных. Первых уничтожайте, вторых щадите. Пехоты, по возможности, не трогайте. Солдаты — дети народа и по своей воле против народа не пойдут. ... У городовых только отнимайте оружие и заставляйте служить не полиции, а вам.

Казаков не жалейте, на них много народной крови, они всегдашние враги рабочих. Пусть уезжают в свои края, где у них земля и семьи, или пусть сидят безвыходно в своих казармах. Там вы их не трогайте. Но как только они выйдут на улицу — конные или пешие, вооруженные или безоружные, — смотрите на них как на злейших врагов и уничтожайте их без пощады.

При советской власти казаки подверглись массовым репрессиям. Верхушка казачества была уничтожена практически полностью. Только во второй половине 30-х годов из казаков создаются кавалерийские части. До этого на казачество налагались ограничения по прохождению службы в Красной Армии.

Письмо донского казачества Советскому правительству от 24 апреля 1936 года, опубликованное в газете "Красная звезда":

"Пусть только кликнут клич наши Маршалы Ворошилов и Будённый, соколами слетимся мы на защиту нашей Родины… Кони казачьи в добром теле, клинки остры, донские колхозные казаки готовы грудью драться за Советскую Родину!".

Казаки-кавалеристы во время Великой Отечественной войны оказались не самым современным видом оружия и несли огромные потери по причине того, что бросаться с шашкой на танк было не лучшим решением. Экипировка современным оружием у кавалерийских частей была очень плохая.

Фото: fotina45

Стоит отметить, что казаки принимали участие в Великой Отечественной войне с обеих сторон. На оккупированных немцами территориях создавались казачьи части, принимавшие участие в боевых действиях на стороне Вермахта. По разным оценкам к концу войны на стороне Германии оставалось от 70 до 110 тыс. казаков и членов их семей.

Фото: ww2badges.com

В конце 80-х начался процесс реабилитации репрессированных представителей казачества. В Российской Федерации реабилитация продолжилась. В 1995 году было создано Главное управление казачьих войск при Президенте Российской Федерации. При Медведеве в 2008 году была принята новая Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества. В настоящее время в России действует 11 реестровых войсковых казачьих обществ со своими органами управления.

Фото: ribalych.ru

Сегодня отдельные регионы РФ выделяют финансирование казачьим обществам. Десятки миллионов рублей в год могут тратиться на закупки формы, медалей и выплаты зарплат. Казаки привлекаются для охраны различных объектов, помогают полиции, препятствуют тушению пожаров. Представители казачьего движения регулярно замечаются в избиениях несогласных с российской властью.

Сочи.

Анапа.

Краснодар.

Казаки и Bloodhound Gang.

Москва.

После вчерашнего участия казаков в митинге Навального раздалось не мало голосов о том, что вместе с митингующими надо бы наказывать и избивающих людей казаков. В свете того, что казаки нынче на службе московских властей, об этом можно и не мечтать.

С 2016 года департамент национальной политики и межрегиональных связей заключает контракты с московским “Центральным казачьим обществом” на подготовку “членов хуторских, станичных и районных казачьих обществ Московского окружного казачьего общества по обучению и закреплению необходимых знаний и прикладных навыков при осуществлении деятельности по охране общественного порядка, обеспечению безопасности при проведении публичных и массовых мероприятий на территории города Москвы”.

Стоимость каждого контракта в течение трёх лет — по 5.3 млн. рублей в год. В оборонно-спортивном центре в деревне Кузеново (37 км к югу от МКАД) сотни казаков обучаются, как правильно разгонять митинги, таскать вчетвером опасных граждан страны и даже стрельбе. 4 марта прошёл очередной выпуск сотни обученных казаков-дружинников. По слухам, лучших выпускников награждали нагайками из натуральной кожи.

Если ещё несколько лет назад так называемое возрождённое казачество представляло собой глумных городских фриков, то сейчас на деньги налогоплательщиков восстанавливается институт карателей-добровольцев, которые за не очень большие зарплаты готовы, как и сто лет назад, помогать полиции крушить толпы не согласных с властью граждан.

Фото: kazak-center.ru

Пост подготовил Алекс Кульманов.