April 6, 2018

Харбин – русский город!

Сегодня покажу вам Харбин – самый русский город Китая! Об этом говорит нам не только история, но и сами китайцы, ведь для них это повод неплохо заработать на репутации Харбина.

Как и Далянь, Харбин был основан в конце XIX века русскими поселенцами. Поначалу это была просто станция Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) с посёлком железнодорожников, но довольно быстро он превратился в немаленький по тем временам многонациональный город. В 1900 году его атаковали китайцы, однако русским войскам удалось отбить Харбин. Какое-то время в городе одновременно действовало две администрации, русская и китайская.

Вокзал Харбина, 1898–1910 гг.

Многие русские покинули Харбин после Русско-японской войны. Но революция 1917-го и последующее поражение белых в Гражданской войне способствовали новой волне миграции. Благодаря бывшим военнослужащим Белой армии, воевавшим в Сибири и на Дальнем Востоке, Харбин быстро пополнялся русским населением. Вскоре здесь уже проживала самая большая русскоязычная диаспора за пределами бывшей Российской империи. Даже валюта в Харбине была своя!

Харбинский рубль, который имел хождение с 1918-го по начало 1920-х

Кроме того, в Харбине к 1930 году было 26 православных храмов.

Первая Свято-Николаевская церковь в Старом Харбине, 1899–1900

Свято-Николаевская церковь, 1902–1903 гг.

Гарнизонная церковь в Новом городе, 1910 г.

1912–1920 гг.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Новом кладбище, 1920 г.

Строительство Благовещенского храма, 1933–1937

Часовня-памятник императору Николаю II и югославскому королю Александру I при Доме милосердия на Батальонной улице, 1938–1949 гг.

Помимо церквей строились административные и торговые здания, объекты инфраструктуры.

Московские торговые ряды, 1905–1908 гг.

Оптовый склад Т-ва "Эмиль Циндель", 1905–1908 гг.

1902–1910 гг.

Мост около вокзала, 1926–1940 гг.

Вокзал в 1920-е

Китайская улица, 1930-е

Хотя практически сразу после распада Российской империи жизнь русских в Харбине осложнилась. Сначала Китайская Республика фактически захватила все госучреждения и отказалась признавать права переселенцев. Впоследствии многие из них были вынуждены получить советское гражданство. С 1924 по 1962 годы в Харбине работало Генконсульство СССР в Китае.

Когда Япония в 1930-е годы захватила Маньчжурию и образовала на её территории марионеточное государство Маньчжоу-го, советская власть воспользовалась этим, чтобы репрессировать русское население Харбина. СССР продал Маньчжурии КВЖД, а русских поселенцев вывез поездами на территорию Советского Союза. Согласно приказу НКВД №00593, в общей сложности в страну было возвращено около 25 000 харбинцев. Их очень удобно было причислить к шпионам, фашистам, контрреволюционерам и торговцам опиумом, что и было проделано. Поэтому почти все, кто был вывезен из Харбина, в 1937 году были расстреляны или отправлены в лагеря.

Кстати, фашисты в Харбине действительно были. Советский эмигрант Константин Родзаевский, который бежал в Маньчжурию из СССР почти сразу после его образования, в 1931 году основал Всероссийскую фашистскую партию. Позже она была переформирована в Русскую фашистскую партию и Русский фашистский союз. Партия породила такие дочерние организации, как, например, "Союз фашистских крошек": в нём могли состоять "русские мальчики и девочки, верящие в Бога, любящие Россию, уважающие Труд".

Члены Русской фашистской партии в 1934 г.

А это их логово, Русский клуб (правда, он был не в Харбине, а в городе Маньчжурия, что во Внутренней Монголии)

В 1945-м в Харбин вошли советские войска.

Советские бойцы у здания железнодорожного вокзала, 1945 г.

Советские солдаты на набережной реки Сунгари, 1945 г.

Все бывшие или действующие сторонники белых, фашистов, японцев и т.д. (считай, все русскоязычные жители Харбина, кого удалось поймать) были немедленно отправлены в лагеря. Что касается главного фашиста Родзаевского, то в 1945 году он получил от советской власти гарантии неприкосновенности и вернулся в СССР, но тут же был схвачен и спустя год расстрелян.

В 1949 году Маньчжоу-го вошла в состав КНР, а после 1952 года СССР организовал очередную волну переселения русских харбинцев. Для них действовала черта оседлости: жить им разрешалось только в Казахстане, а въезд в Москву и Ленинград был запрещён. В 50-е советские войска ушли из Китая, фактически "вычистив" Харбин от бывших русских мигрантов. Но около 900 русских так и остались жить в городе.

01. 4 апреля в Китае проходит день поминовения усопших Цинминцзе (переводится как "праздник чистого света"). В этот день китайцы ездят на кладбища, чистят могилы, а на перекрёстках устраивают символические жертвоприношения: сжигают нарисованные деньги. На некоторых банкнотах написано, что их номинал – 5 миллионов юаней, но таких, конечно, не существует. Вместо номинала на бумажке может быть нарисован какой-нибудь ништяк, например холодильник или машина. Считается, что если ты сжигаешь что-то на перекрёстке, то с дымом духи получают эти подарки и в течение года после того, как ты принёс им жертву, будут защищать тебя от всех невзгод.

02. Из приграничного Суйфыньхэ до Харбина ехать около 8 часов на поезде (470 км). Так как Суйфыньхэ славится близостью к России, тут на каждом шагу продают русские товары. В магазине хороший выбор российских (и стран бывшего СССР) вин. Одной "Массандры" целая полка. Наши соки у китайцев тоже пользуются успехом, и, конечно, водка на любой вкус.

03. Некоторые вина я вообще вижу впервые ) В основном продают вина, которые в России стоят 200-300 рублей за бутылку.

04. В представлении китайцев это русские сувениры. Всё это барахло, включая матрешёк, делается, конечно же, в Китае )

05. Внезапно!

Провинция Хэйлунцзян, столицей которой является Харбин, – одна из беднейших в Китае. Всего в стране 34 провинции (включая де-факто независимый Тайвань), но в соответствующих рейтингах она обычно занимает место в конце третьего десятка. В Хэйлунцзяне довольно остро стоит проблема смога, поскольку тут всё работает на угле. И это проблема долгосрочная, потому что для перехода на более чистые источники энергии (тот же природный газ) нужны деньги, а у этой провинции денег нет. Именно через неё в страну будет транспортироваться газ, который Россия будет поставлять в Китай. Но Хэйлунцзян вряд ли сможет себе позволить его использовать, потому что денег просто не хватит.

Поскольку провинция граничит с Россией (с Приморским краем, Хабаровским краем, Амурской областью, Еврейской автономной областью и немного с Забайкальским краем), в Хэйлунцзян ездит много жителей российского Дальнего Востока. В основном это челноки, которые приезжают сюда с целью что-то купить и перепродать. Одновременно на территории отдельных городов, таких как Суйфэньхэ, может находиться до 60 тысяч российских граждан – это очень много. Из-за того, какой контингент едет в Китай, с российскими гражданами в приграничных провинциях возникает немало проблем. Наши соотечественники часто попадают в криминальные сводки – в основном за хулиганство, пьянство, драки, непристойное поведение и т.д. Поэтому в Хэйлунцзяне к русским особое отношение. Если в Пекине или Шанхае ты говоришь, что ты из России, тебя встречают радостно, относятся как к человеку из дружественного государства. А вот в Хэйлунцзяне к тебе изначально предвзятое отношение: тебя рассматривают как потенциального преступника. Весьма вероятно, что ты что-то нарушишь, напьёшься и с кем-нибудь подерёшься, полагают местные китайцы.

06. Поезд! В поезде 3 класса. Есть сидячие места, выглядят они вот так. Есть обычный русский плацкарт.

07. А есть вот такие купе. Здесь надо обратить внимание на то, что бельё было грязное ) То есть это была конечная, и, по идее, поезд должен был быть чистым ) Но нет! На белье явно кто-то уже спал, судя по чёрным волосам. Ещё в китайских поездах курят в тамбурах и коридорах – это ужас, весь вагон заполняется табачным дымом.

08. Главная пешеходная улица Харбина, Чжунъян. Стволы деревьев тут зачем-то красят в голубой цвет.

09. На улице осталось какое-то количество исторических зданий, хотя местами уже сложно разобраться, где историческое здание, а где китайский новодел.

10. К историческому наследию уважения тут мало... Здания часто стоят заброшенные, облепленные неуместной рекламой и всяким мусором вроде вывесок, кондеев, проводов.

11. Вообще, очень нетипично для Китая! Почти везде тут историческую застройку посносили, а в Харбине до сих пор стоят целые улицы.

12. Главная туристическая фишка Харбина – то, что это русский город. Китайцы этого ничуть не стесняются, кстати. Зачем стесняться, если на этом можно заработать? Зачем ехать в Россию, если можно приехать в Харбин? У китайцев вообще очень хорошо развито умение продавать себя. И Харбин продаёт себя как русский город.

На каждом углу здесь – русские сувенирные магазины, в ресторанах у блюд русские названия, всюду продаются русские товары, русские деликатесы, шапки-ушанки, водка... Причём понятно, что всё это барахло производится именно в Китае. Эксплуатируются какие-то узнаваемые символы вроде портретов Сталина, Ленина, Путина, герба СССР (и пореже – двуглавого орла), надписей "КГБ" и так далее. Всё это попадается в каких-то неожиданных местах. Например, тот же Сталин может смотреть на тебя с пряжки ремня.

Помимо водки здесь можно встретить другие русские продукты, в частности соки и шоколад. Самый популярный шоколад – "Алёнка". Но многие марки шоколада китайцы уже научились подделывать. Как обычно, пишут на обёртках всякие нелепые названия с ошибками, но делают вид, что это шоколадки из России.

13. Центр Харбина уже давно утратил своё очарование старой застройки. На горизонте уже появились новые башни, город застраивается совершенно в ином стиле. Обратите внимание на помпезные верхушки китайских зданий. Китайцы очень любят сверху построить какую-нибудь башенку в псевдоитальянском стиле, чтобы было пышно и роскошно.

14. Улица называется Чжунъян, хотя среди туристов она известна как "харбинский Арбат". Сейчас это самая длинная пешеходная улица в Азии (почти 1,5 километра). В целом улица неплохая, особенно круто, что на ней сохранили брусчатку.

15. Какой-то мужчина (судя по всему, наш соотечественник) продаёт тосты из фруктов и овощей. Картинка рассчитана исключительно на китайцев, потому что с такой рекламой (продавщицы из сельпо) в России ты никогда не продашь эти тосты. А китайцы, судя по всему, берут. Место у человека на самой дорогой улице в Харбине, так что он, видимо, знает, как продать свой товар.

16. Вид из окна моего номера. Харбин сейчас укутан смогом от горящих вокруг полей. Жгут траву, и по всему городу разносится ядовитый запах гари, чему безветренная погода только способствует. Из-за этого довольно сложно дышать – примерно то, с чем несколько раз сталкивалась Москва, когда в Подмосковье горели леса.

17. Русская улица... Понятно, что всё это новодел и декорации.

18. Опять же, зачем делать пешеходную улицу, если можно всё превратить в парковку?

19. Главный символ города – собор Св. Софии, построенный русскими в 1932 году. После образования КНР он был заброшен и служил в качестве склада, но в 90-е был признан памятником культуры и отреставрирован. Несмотря на то, что на храме есть кресты, службы в нём не идут, то есть это просто музей. Храм является копией Богоявленской церкви в Санкт-Петербурге, которая в свою очередь создавалась на основе храма Христа Спасителя в селе Борки (Харьковская губерния, место крушения императорского поезда с Александром III и членами его семьи).

В настоящее время в Китае нет ни одного действующего православного храма. Не потому, что Китай против православия, а потому что само государство никак не участвует в религии. Оно не поддерживает, но и не препятствует развитию религии. Но всё зависит от "комьюнити": если есть какое-то сообщество, которое захочет сделать достаточное пожертвование, то можно построить какой-нибудь храм.

Кроме того, по закону священнослужители должны учиться в Китае по установленной программе преподавания. Нельзя просто приехать из-за рубежа и заниматься миссионерской деятельностью. Поэтому в Харбине когда-то был действующий храм, но священник умер то ли в конце 90-х, то ли в начале 2000-х. Это был последний священник в Китае, после этого традиция прекратилась. Так что сейчас ни один православный храм в КНР не работает.

Патриарх Кирилл во время одного из своих визитов в Китай договорился, что двух китайских православных священников отправят в Россию, они обучатся, вернутся в Китай, но будут не вести миссионерскую деятельность, а преподавать, готовить следующее поколение.

Православные храмы (помимо Харбина) есть также в Шанхае и Шэньяне. Но некоторые храмы китайцы вообще отказываются открывать. Например, в Шэньяне храм Христа Спасителя поставлен в честь российских военнослужащих, которые погибли в Русско-японской войне. А Русско-японская война в Китае считается очень плохой: две империалистические страны воевали на территории Китая. Соответственно, любой храм, который увековечивает память империалистов, в Китае недопустим, его вообще не разрешают восстановить.

20. Собор – единственная историческая доминанта в центре Харбина. Вокруг всё уже застроено ТЦ в непонятном стиле. Всё это смотрится как декорации Лас-Вегаса или просто какие-то одноразовые макеты.

21. Купол пародирует то ли собор Св. Петра в Ватикане, то ли Казанский собор в Питере, то ли какой-то другой известный храм. Все эти декорации к Харбину не имеют никакого отношения, но китайцы очень любят воткнуть побольше "нарядных" зданий на свободное место.

22. Опять какие-то итальянские мотивы со львами...

23. Во всей этой каше бессмысленных декораций теряются по-настоящему ценные здания.

24. Организация уличного движения )

25. Город активно строится.

26. Небоскрёбы, широкие дороги, разрезающие его на части, – в общем, всё как в любом другом большом китайском городе.

27. В Харбине сейчас уже больше 10 миллионов жителей; в начале XX века было немногим больше 100 тысяч.

28. В центре города тротуары иногда защищают такими вот шарами.

29. Если этого не сделать, машины займут всё свободное пространство. А ещё тут прополз гигантский червь и сожрал почти всю плитку на своём пути.

30. Красиво!

31. Растут новые районы

32. Мы решили заглянуть в один из них, посмотреть, что к чему. Этот был построен около 10 лет назад.

33. Припарковаться на тротуаре – вполне обычное дело. Вообще, в Харбине все наплевательски относятся к правилам парковки, их толком никто не соблюдает.

34. Заставлен весь тротуар, так что пешеходам приходится идти по дороге.

35. Парковка в подъезде! Очень по-русски (напоминаю, что Харбин – русский город).

36. Современный жилой комплекс выглядит так. Парковки во дворе нет, потому что она подземная (за исключением тех мудаков, что паркуются в подъездах – их хорошо видно на фотке).

37. В принципе, ничего такого, с чего можно было бы взять пример, здесь нет. Высоченные дома, подавляющие человека, строительство посредственного качества. Находиться здесь неприятно.

38. Обычные муравейники. Единственное отличие от наших в том, что по центру нет парковки. Вместо неё – какое-то примитивное благоустройство. Этим общественным пространством никто не пользуется, потому что никакого толку от него нет.

39. К слову о качестве строительства. Внутри всё грязное, в трещинах, в плесени, штукатурка отваливается.

40. Вспомнил своё руферское детство, сидя на карнизе на уровне 28-го этажа. Единственное, думал, не отвалится ли этот карниз ))

41. Вид на старый Харбин. Эти дома на переднем плане будут сносить, и уже скоро здесь появятся такие же муравейники.

42. Кое-где есть и относительно новая малоэтажная застройка.

43. А сюда скоро придёт реновация.

44.

45. Двухуровневые трассы через жилой район – обычное дело.

46. Новое здание аэропорта, которое откроется летом. Оно как нельзя лучше характеризует вкус харбинцев. Какая-то совершенно нелепая, дикая пародия на античные здания. Такие декорации даже в Лас-Вегасе стыдно строить! Посещение нового аэропорта Харбина настоятельно не рекомендуется людям, у которых есть вкус.

47.

48. Очень интересная организация очередей на досмотр. Слева – Male only, очередь только для мужчин. Правее – очередь только для женщин. Дальше, кажется, общая очередь, и последняя – очередь для тех, кто опаздывает. Не надо никого просить вас пропустить! Если до посадки остаётся 10 минут, вы подходите к специальному человеку, показываете посадочный, и вас пропускают в специальную очередь, где нет очереди. А женская и мужская очередь нужны потому, что в Китае проводится тактильный досмотр. Так что женщины идут на досмотр к женщинам, а мужчины – к мужчинам.

49. Последняя китайская мода. Очень нравятся китайцам такие орлы, но они, похоже, не понимают, откуда ветер дует. На самом деле это подделка под известный бренд BOY London, который был очень популярен среди звёзд 70-х и 80-х, а недавно снова возродился.

Подписаться на канал

Россия | Китай: невероятный контраст на границе

Уссурийск: главный поставщик депрессивных новостей

Благовещенск: типичная Россия и отель, где рискнул остановиться Путин

Какое счастье, я опять в Китае

Не усугубляйте своё положение 2.0