Столица Новой Зеландии: как выжить в таком климате
Сегодня покажу вам Веллингтон – столицу Новой Зеландии. Как и в Австралии, США, Канаде, в Новой Зеландии столица значительно меньше крупнейшего города. Если в Окленде и его агломерации наберётся 1,3 млн человек, то в Веллингтоне с пригородами живёт не больше 400 тысяч. Веллингтон сильно уступает Окленду по населению, и вообще его можно обойти пешком за полдня. Но в целом ощущения от города сильнее, чем от Окленда. Веллингтон более компактный, с плотной застройкой, есть выраженный даунтаун с "небоскрёбами" (почему в кавычках, объясню ниже).
Новозеландская столица очень напомнила мне Сан-Франциско. В первую очередь своей погодой, холмами и видами. Погода здесь очень переменчива: как говорят, если вам не нравится погода, подождите 5 минут. Веллингтон стоит на берегу моря и считается самым ветреным городом в мире. А ещё это самая южная столица независимого государства.
01. Но начну я с внезапного – с сигарет. Дело в том, что Новая Зеландия – настоящий ад для курильщиков. Сигареты продают на заправках и в специальных отделах в супермаркетах. Свободная выкладка табачной продукции запрещена, поэтому все сигареты лежат в закрытых шкафах. Если хочешь купить, берёшь такой вот прайс-лист и выбираешь. Dunhill стоит $29, а самые дешёвые сигареты – какое-то непонятное говно – $22. Курить очень дорого, и в Новой Зеландии не принято подходить и стрелять сигареты: одна сигарета стоит больше доллара.
В 2004 году Новая Зеландия стала 3-й страной в мире, запретившей курение в помещениях (в том числе в клубах, барах и ресторанах). Кроме того, запрещено курить на территории всех школ, большинства кампусов, некоторых больниц и муниципальных парков.
Ещё в 1963-м была запрещена реклама сигарет на телевидении и радио, в 1971-м – на билбордах, в 1990-м – в прессе. В 1995-м запретили внешние вывески и рекламу на всех магазинах, где продаётся табак, а в 2012-м – демонстрацию табачных изделий (как в России сейчас).
Министерство здравоохранения Новой Зеландии поставило цель сделать страну свободной от курения к 2025 году. Для этого оно проводит антитабачные кампании и рекомендует жителям закупаться в магазинах, где не продаются сигареты и табак (tobacco-free retailer). Особенно Минздрав беспокоится по поводу здоровья курящих маорийских женщин.
Самым эффективным механизмом воздействия на курильщиков остаётся цена сигарет. Как вы уже поняли, в Новой Зеландии сигареты дико дорогие. Многие бросают тупо из-за цен. На начало 2018 года пачка с 20 сигаретами стоит в среднем 25,45 новозеландских долларов. Это 1060 рублей! То есть за штучку выходит 53 рубля. Есть сигареты и за $35, и даже за $49 (больше 2000 рублей).
При этом ещё в 2010-м пачка сигарет стоила $11, или 458 рублей. Рост более чем в 2 раза, хотя особой инфляции в Новой Зеландии, как вы догадались, нет. 1 января 2019 года стоимость пачки сигарет вырастет ещё на 10%. То же самое произойдёт и 1 января 2020-го.
02. Вид на город
03. Центр. Плоское здание по центру – Национальный музей Те-Папа-Тонгарева.
04. Даунтаун. Я упоминал, что тут есть "небоскрёбы", но правильнее будет назвать их просто офисными зданиями, потому что почти все они невысокие. Веллингтон находится в зоне высокой сейсмической активности, и архитектура здесь соответствующая.
05.
06. Взлётная полоса аэропорта протянулась от залива до залива.
07. Региональный стадион Веллингтона. Как и в других странах Содружества, в Новой Зеландии любят регби и крикет. Но футбольная команда тут тоже есть.
08. Вид на Карори, элитный пригород Веллингтона. Как ни странно, посольство России расположено именно здесь, а не в центре (бежевое здание на холме слева по центру).
Веллингтон считается самым ветреным городом в мире. Город стоит на берегу пролива Кука, который разделяет Северный и Южный острова Новой Зеландии. В пролив устремляются ветры "ревущих сороковых" широт, поэтому в Веллингтоне и его окрестностях штиля почти не бывает. Самый сильный ветер метеорологи зафиксировали в 1962 году: его скорость достигала 248 км/ч, или 68,9 м/с.
Благодаря стабильно сильному ветру как такового загрязнения воздуха в Веллингтоне не существует. Кроме того, пишут, что на холмах вокруг города установлены 62 ветрогенератора, обеспечивающие Веллингтон электричеством. Новая Зеландия так умело использует ресурсы природы, что даже смогла отказаться от правительственных субсидий на электроэнергию.
10. В Веллингтоне есть такие викторианские домики, которые, опять же, напоминают лайт-версию Сан-Франциско. Понятно, что до Сан-Франциско далеко, но ощущение не оставляет. Около домов многие строят заборы, но здесь они необходимы как дополнительная защита от ветра.
11. Очень мило
12. Ну чем не Сан-Франциско?! Одно из главных отличий от американских городов – в левостороннем движении.
13. Местные всеми способами защищаются от сильного ветра, который постоянно дует в Веллингтоне. Поэтому и остановки тут попадаются капитальные, с крышей и стеклянными стенами.
14.
15. Обычная остановка. Обратите внимание, что тут есть типичный аквариум с "лавкой", но козырёк и стеклянные стены выходят за его пределы, так что можно стоять за остановкой и прятаться от дождя, ветра и брызг из-под машин.
16. А эта напомнила советские остановки. Не остановка, а небольшая крепость!
17. В центре города на перекрёстках стоят вот такие навесы от дождя, тоже со стеклянной стенкой.
18. Вот капитальный вариант. Зимой в Веллингтоне постоянно идёт дождь, а между навесами можно хоть как-то передвигаться.
19. Попадаются они довольно часто.
20. Есть навесы другого типа:
21. Вдоль некоторых улиц они идут практически непрерывно.
22. В центре города есть несколько общественных пространств.
23. Выглядит всё очень по-европейски, но вообще их мало.
24. Кирпичное мощение очень приятно смотрится!
25. Иногда пешеходные переходы никак не обозначены. Это, как и shared space, о котором я вчера рассказывал, одна из последних тенденций в европейской урбанистике. Отсутствие знаков и разметки заставляет быть внимательнее и пешеходов, и водителей. Но до этой стадии развития надо ещё дорасти. Также вы можете видеть, что в месте перехода проезжая часть сужается, а тротуары защищены столбиками.
26. А это классический правильный наземный переход. Он немного приподнят и выделен мощением – именно таким и должен быть нерегулируемый переход.
27. Переход со смещением. Такие переходы применяются, когда есть опасность, что люди будут спешить и сразу перебегать дорогу. Они, например, довольно часто попадаются в Англии. Если какую-то дорогу нужно переходить в два этапа, то иногда приходится делать так, чтобы люди смотрели на дорогу. Например, на нерегулируемых переходах через дорогу с интенсивным трафиком, как здесь.
28. Как правильно расставлять лавочки на улице? Человек психологически не готов сидеть спиной к опасности, то есть когда лавочка спиной к дороге, люди на ней сидеть не будут. Просто потому, что у тебя за спиной машины, а это потенциальная опасность и дискомфорт. Поэтому лавочки нужно ставить так, чтобы со спины человек себя чувствовал комфортно. Но тут скамейки всё равно неправильно стоят, потому что ты смотришь на машины, а сзади тебя идут пешеходы. На такой широкой улице надо было ставить лавочки перпендикулярно.
29. Так, как они расставлены на этой площади:
30. Старый порт. Как и практически во всех европейских городах, действующий порт вынесли подальше от центра. Бывшие складские помещения передали кафе, ресторанам и магазинам.
31. Теперь здесь неплохая набережная, хотя с точки зрения дизайна пока принципиально ничего не поменялось.
32. Скульптура "Утешение ветра", она же автопортрет её автора Макса Патта (2008 год).
33. В самом центре Веллингтона установлены общественные туалеты, которые стали одной из городских достопримечательностей (да, бывает и такое!). Их дизайн был разработан новозеландским архитектурным бюро Studio Pacific. Объект получил несколько наград и как лучший общественный туалет, и просто как общественная постройка.
Архитекторы называют их туалетами Кумутото (по названию городского округа), но в народе они известны как "Туалеты-лобстеры". Хотя если смотреть снизу, больше напоминает безголовых динозавров. Сами авторы не уточняют, кто это, отмечая лишь, что дизайн должен напоминать о "ракообразных или других морских существах".
Длинный "хвост" (или "шея"?) каждого чудища обеспечивает хорошую естественную вентиляцию. Кабины построены из бетона и покрыты красными стальными пластинами, действительно похожими на панцирь лобстера. Туалеты обошлись городскому бюджету в $375 000 (15,6 млн рублей), но за новый символ города это не очень большая цена.
35. Набережную реконструируют. Уже построили палубу, в воду положили какие-то гигантские ракушки.
36.
37. В общем, тенденция к превращению набережных в общественные пространства сейчас во всех развитых странах одинаковая (кроме Японии, конечно).
38. Самая простая детская площадка
39. Скейт-парк
40. Детская площадка на берегу залива. Смотрите, слева даже цветной пластиковый модуль – прямо как у нас! Только вместо грязи – резиновая плитка.
41.
42. Среди современных зданий нет ничего выдающегося, какие-то серые коробки. Посмотришь – не заметишь. И нет ни одной очевидной доминанты.
43. Старые здания куда элегантнее и интереснее.
44.
45. Это бывшее здание правительства Новой Зеландии, самое большое деревянное здание в Южном полушарии. Сначала его хотели построить из бетона и дерева, но в конце XIX века бетон был слишком дорог, пришлось ограничиться древесиной. Сейчас здесь базируется юридический факультет Университета Виктории.
46. Пример современной архитектуры – здание Верховного суда.
47. Здание парламента, ещё один более-менее интересный образец. Вообще, необычно, когда главным заказчиком современной архитектуры является государство. Как правило, это интересно бизнесу, а вот в Веллингтоне две лучших современных постройки – это суд и парламент. Кстати, это крыло парламента было построено ещё в 1981-м году и получило название Beehive – "Улей". Формой оно действительно напоминает традиционный европейский плетёный улей – скеп.
48.
49. Академия изящных искусств
50. Центральный вокзал Веллингтона, открытый в 1937-м
51. Тут тоже есть массивные навесы от дождя:
52. Из зала выход сразу к городским автобусам.
53. Поезд. Да, в Новой Зеландии есть сеть железных дорог, а в Веллингтоне существуют и пригородные электрички. Ими управляет городская компания Metrolink (как и сетью автобусов и паромов).
54. На поезде из Веллингтоне можно уехать, например, в Окленд. Кроме того, в Новой Зеландии есть туристический железнодорожный маршрут, который соединяет некоторые достопримечательности.
55.
Новая Зеландия: учитесь, как надо обращаться с природой!
Новая Зеландия: а может, все бросить и остаться тут?
Хорошее благоустройство на краю света
Окленд — новозеландское захолустье
Один мой день: перелёт в Новую Зеландию