March 12, 2018

Хорошее благоустройство на краю света

Новая Зеландия находится на отшибе мира. Ничего особо интересного в стране не происходит, людей мало, городов тоже всего несколько штук...

Но, несмотря на это, новозеландцы умудряются создавать очень крутые общественные пространства. В 16 200 км от Москвы люди развивают городскую среду, следуя последним мировым тенденциям. Получается ничуть не хуже, чем в Европе или в США.

Тот самый случай, когда России есть чему поучиться.

01. В Окленде тротуар отделён растениями не только от проезжей части, но и от тихой зоны.

02. Получается, что пешеходов разделяют на два потока: одни могут быстро перемещаться по "транзитному" тротуару, другие – спокойно прогуливаться по тропинке вдоль газона. Кстати, обратите внимание на разные виды покрытий.

03. Тротуары часто делают бетонными. По всему городу стоят скамейки в едином стиле. На большинстве лавочек есть спинки (Челны, берите на заметку)!

04. Поскольку летом в Новой Зеландии довольно жарко, вдоль тротуаров и в других общественных местах есть питьевые фонтанчики. Вода очень хорошая, можно пить, не опасаясь заразиться.

05. Скамейки часто стараются ставить ближе к деревьям, чтобы хотя бы часть дня они находились в тени.

06. Лавочки компонуют по-разному. Где может скопиться много людей, выставляют целый ряд.

07. Газон находится намного ниже уровня тротуара. Во время дождя вода стекает с плитки на землю и через дренаж уходит в ливневую канализацию. В России до сих пор не научились делать газоны ниже уровня тротуаров. Из-за этого в наших городах постоянно грязь. Пора перенимать новозеландский опыт.

08. Крутая конструкция в бывшем порту, я такой ещё не видел. Просто металлические фермы высотой в 4 этажа, на которых сделали галереи, лестницы и лавочки. А перед ней – старые буи, которые превратили в детскую площадку.

09. Забираюсь наверх

10. Отсюда открываются классные виды на район.

11. Тут тоже есть лавочки, на которых можно отдохнуть.

12. Вид на телебашню Скай-Тауэр. Это самое высокое здание в Новой Зеландии (328 м).

13. В городе встречаются игровые площадки для детей всех возрастов.

14. Натуральные материалы, никакого пёстрого говна, всё очень качественно сделано и хорошо продумано. На такой площадке было бы интересно играть даже взрослым. Тут главный вопрос, конечно, втиснешься ли ты в трубу ;)

15. Другая детская площадка посвящена игре с водой. Можно качать воду, направлять её по-разному, делать плотину, открывать-закрывать шлюз... На такой площадке дети узнают, как что устроено и даже начинают изучать основы физики. Эта площадка в миллион раз круче пластиковых пёстрых городков, которые так любят втыкать в наших дворах и парках.

16. Ещё одна площадка, для детей поменьше. Поскольку покрытие на ней песчаное, по периметру сделаны высокие бортики из дерева и камня, чтобы песок не высыпался и его не уносило ветром.

17. Там, где не хватило натуральных деревьев, стараются делать навесы от солнца.

18. Тут же рядом есть спортплощадка. Слева установлено стритбольное кольцо, справа она разлинована под классики и какие-то другие игры.

19.

20. А вот то, чего нет ни на одной российской детской площадке – чистый бесплатный туалет. Сам туалет сделан из морского контейнера, так как площадка находится в порту. Помимо обычного туалета тут есть пеленальная комната и туалет для инвалидов. Простое решение, но для детских площадок очень важное. Жаль, что у нас такого не делают.

21. Вообще, в плане туалетов в Новой Зеландии всё очень круто. Вот, к примеру, такие туалеты ставят на массовых мероприятиях. Чистые, хорошо освещённые внутри... А рядом более привычная нам кабинка. Что вам больше нравится?

22. Самое главное – здесь есть где помыть руки. В наличии вода, мыло, бумажные полотенца... Вы видели на каком-нибудь Дне города или музыкальном фестивале в России, чтобы после уличного туалета можно было где-то руки помыть?

23. В центре города неплохо обыграли рельеф – обратите внимание на все эти террасы с лесенками.

24. На площади поставили красивые столы для пинг-понга.

Не знаю, удобно ли на таких столах играть, но выглядят круто.

Народ использует ступени как амфитеатр.

Можно наблюдать за игрой.

Или просто что-нибудь читать.

29. Небольшой водопад

30.

31. Зелени на площади немного, но она есть. Бортик клумбы превратили в скамейку

32. Деревья высажены настолько аккуратно, что можно любоваться этим бесконечно! Ну и про ливневую канализацию новозеландцы не забывают.

Кстати, тут Оклендский горсовет извиняется, что несколько деревьев умерло из-за засухи, и обещает всё пересадить без ущерба для бюджета, как только наступит сезон.

33. Решётка ливневой канализации ещё и визуально отделяет чисто пешеходную зону от общего пространства (об этом чуть ниже).

34.

35. Что-то типа огорода, где растения растут в отдельных ящиках. Все растения, кстати, подписаны, можно поизучать.

36. Идеально ровный тротуар, приподнятый над уровнем газона. Ах!

37. Улица с общепитом. Кафе просто выставляют на тротуар мебель, небольшие рекламные щиты и зонтики. У них нет привычки, как у наших владельцев ресторанов, строить массивную веранду, перегораживать тротуар и сгонять пешеходов к бордюру.

38. Впрочем, зонтики можно было сделать менее яркими. Но важно, что нет нагромождения летних веранд, и по таким улицам приятно гулять.

39. Смотрите, как хорошо! Никаких пластиковых тентов.

40. Трамвайные пути. Вдоль улицы тянутся парковки, но проезду какого-либо транспорта они не мешают, потому что все находятся в отдельных карманах.

41. Это как раз то, что называется "shared street" или "shared space", то есть улица общего пользования (не путайте с "дорогами общего пользования", которые есть у нас в ПДД).

42. На такой улице не существует каких-либо приоритетов. Автомобили, велосипедисты и пешеходы используют для движения одно и то же пространство. Из-за того, что тут нет ни разметки, ни каких-либо знаков, все ведут себя очень внимательно, из-за чего аварийность снижается.

43. Это одна из последних тенденций современной урбанистики. Сейчас с таким типом улиц экспериментируют в Великобритании, США и Японии. Например, в Токио на некоторых улицах в центре города тротуар визуально отделён от проезжей части плиткой другого цвета. На деле же люди идут прямо по дороге, но уходят в сторону при приближении машины.

44. В Новой Зеландии вместо цветной плитки используется ливнёвка. Кроме того, пешеходную зону защищают от движения автомобилей лавочки и клумбы. Для машин остаётся полоса по центру.

45. Машины по таким улицам ездят очень аккуратно, потому что водители знают, что тут всегда ходят люди. Пешеходы тоже внимательны, потому что знают, что сзади может ехать машина. Все сами между собой договариваются, кто кого пропускает в конкретный момент. Все участники дорожного движения постоянно между собой в контакте. За счёт этого улица получается очень безопасной. Такие улицы можно делать в центре городов, если полностью пешеходную улицу по какой-то причине сделать невозможно.

46. То же самое касается перекрёстков. В центре много перекрёстков, где нет ни знаков, ни зебр. Зато есть цветные круги, которые обозначают перекрёсток без приоритетов.

47. Если нет большого движения, такие перекрёстки безопаснее, чем обычные.

48.

49. Ещё один перекрёсток без какой-либо разметки. Люди внимательно смотрят по сторонам, водители смотрят на пешеходов, и всем хорошо. Важно лишь учитывать, что в таких местах трафик небольшой.

50. Пешеходам напоминают, что надо смотреть по сторонам, прежде чем переходить улицу.

51.

52.

Новая Зеландия: а может, все бросить и остаться тут?

Окленд — новозеландское захолустье

Один мой день: перелёт в Новую Зеландию