Новости
March 8, 2018

"Проект "Мясорубка": "Радио Свобода" опубликовало рассказы трех командиров ЧВК Вагнера

Фото отсюда

"Радио Свобода" опубликовало материал о частной военной компании Вагнера, основанный на разговорах с тремя представителями командования ЧВК, которые принимали участие в военных действиях в Сирии и на востоке Украины. Имена командиров не называются, "Радио Свобода" указывает, что "удалось проверить личности двоих, часть сообщенной ими информации публиковалась раньше, часть подтвердили другие источники", при этом "некоторые данные проверить не удалось".

Собеседники "Радио Свобода" рассказали, что:

Дмитрий Уткин с позывным "Вагнер" был одним из наемников, воевавших в Сирии на стороне войск президента Башара Асада в составе другой ЧВК – "Славянский корпус". В 2013 году в Россию вернулись лишь около 10% от ее состава. "Кого-то закрыли, а кому-то сделали такое предложение, от которого невозможно было отказаться. Просто на него карта легла".

– Отряд Вагнера ("ЧВК тогда не было, но зарплату платили") был среди отрядов, зашедших на восток Украины в 2014 году. Впоследствие какие-то отряды были расформированы, а отряд Вагнера, который хорошо себя зарекомендовал, решили укрупнить.

– Сирийская кампания Вагнера началась в 2015 году, сейчас в его группе около двух тысяч бойцов. Всего на стороне сирийских правительственных войск сейчас служат до восьми тысяч россиян. "Было раньше шесть тысяч, потом провели сокращение и сократили до восьми", – смеется один из командиров.

– Договоры с бойцами заключаются на геологоразведку и на работу на нефтяных промыслах, но с оговоркой, что нужно быть готовым взять в руки оружие. Берут почти всех, несмотря на состояние здоровья, главное, чтобы было 25 лет и не было проблем с законом. Кандидатов проверяют на полиграфе, с ними общаются психологи. "Он может вопросы задавать – сколько ты будешь думать времени на то, чтобы убить? Можно ли не убивать, – чисто проверяют, насколько ты воин. Потому что бывает, настроен миллионы зарабатывать, приехал, первый бой, он – не, не надо денег, верните меня назад".

– Выходцев с Кавказа в ЧВК не любят, чеченцев вообще не берут. "Вот у меня есть рота [чеченцев], готовых ехать куда угодно. Но их не хотят брать".

– Новобранцев собирают на воинском полигоне в Молькино в Краснодарском крае. В Сирию их отправляют на чартерах из Ростова-на-Дону или Моздока, либо на больших десантных кораблях. "Пришвартовался в Новороссийске, сошел на берег, и никакой таможни".

– Боевые задачи ставит сирийское командование, работа ведется в координации с Воздушно-космическими силами РФ. "Там Вагнера пять рот работает и шестая рота "Карпаты". У каждой роты связь со штабом [Вагнера], в штабе сидит офицер ВКС, он координирует авиацию, когда штурмы происходят. Вообще четкое взаимодействие, временами даже аж приятно, настолько красиво поддерживает и авиация, и артиллерия".

– Деньги бойцам Вагнера платит Сирия, это делается через принадлежащую структурам Евгения Пригожина ООО "Евро Полис", деньги выдают после возвращения в Росиию на том же полигоне Молькино. Месячный оклад бойца составляет 150 тысяч рублей, еще есть премии, за три месяца можно заработать до миллиона. Командир роты за то же время может получить до трех миллионов. Боец из отряда "Карпаты" зарабатывает в два раза меньше. За погибших родственникам выплачивают по три миллиона рублей, за легкие ранения платят по 30 тысяч, за ранения средней тяжести – по 50 тысяч. "У нас бойцу одному заплатили 180 тысяч рублей. По ошибке своя авиация отработала, у него все кишки выбросило. Но остался живой".

– Сейчас ЧВК Вагнера испытывает острую нехватку в бойцах. "Отношение к людям скотское, что вы гондоны, пушечное мясо, приехали деньги зарабатывать, что там с вами будет, никого не ***. Кумовство. У "Вагнера" талант – это не самое важное".

– Общей цифры потерь нет. С 2015 года в Сирии могли погибнуть до 400 бойцов.

– В начале сирийской кампании ЧВК Вагнера ни в чем не знала отказа: "У меня стоимость автомата приравнивалась к стоимости автомобиля. Стоимость одного комплекта экипировки у бойца моего отряда была 12 тысяч долларов". В 2016 году Пригожин поссорился с министром обороны РФ Сергеем Шойгу, после чего снабжение бойцов резко ухудшилось.

"Вагнер вообще жесткий человек, не тюфяк, – говорит один из командиров ЧВК. – Он приезжал на позиции под Пальмиру, разделся, у него тут на руке [на плече] немецкая свастика, наколка. Каска у него с рогами. Он родновер [родноверы – религиозное движение языческого толка]". Впрочем, по словам собеседников РС, неверно говорить о "ЧВК Вагнера" – такой единицы не существует юридически, а Уткин – не первое лицо компании, но лишь командир бригады <...>

"Ходит слух, что "Вагнер" – проект "Мясорубка", – говорит один из командиров. – Куда девать ополчение [из Донбасса]? Идиотов первой волны, идейных? Это страшные люди, это катализатор общества, они могут будоражить, как дрожжи. А тут и интересы страны поддерживаются, и дрожжей поменьше остается. Вот такой вариант. Имеет право на жизнь" <...>

Про разбитую 7 февраля 2018 года американской авиацией колонну проасадовских сил, в которой погибло, по разным оценкам, от десятка до двух сотен россиян, собеседники РС говорят неохотно: слишком мало информации, сами ждут возвращения свидетелей, но заверяют, что 200 человек – цифра преувеличенная, максимум человек 15. Остальные – раненые, многих из которых уже привезли в Россию и развезли по госпиталям в Ростове, Москве и Петербурге. У всех, скорее всего, отобрали телефоны – вероятно, чтобы избежать скандала перед президентскими выборами <...>

Основная мотивация командиров – вовсе не деньги, уверяют, что первый раз вообще ехали в Сирию за 30 тыс. рублей в месяц, хотя в итоге получили гораздо больше. "Есть понимание, геополитика. Я считаю, что если ты под русским флагом и с русским автоматом, пусть даже с плесневелым сухпаем, воюешь за 10 тыс. км от России, все равно ты воюешь за Россию. Ты ж туда не сам пришел, тебя туда Россия привезла, значит, интерес государства. А так, если народ будет рассуждать, кухарки начнут: да вот, нам до Сирии далеко, оно нам на *** не надо… Надо нам везде! Может, потому тут нет войны, что она там идет". При этом, по мнению командира, война в Сирии только начинается: "Три года еще – это минимум".

"Радио Свобода"