March 7, 2018

Хотят ли русские войны?

До нас продолжают докатываться волны реакции на послание Путина Федеральному собранию. Например, политолог Екатерина Шульман, доцент Института общественных наук РАНХиГС, в эфире "Эха Москвы" дала старт дискуссии о том, насколько милитаризировано российское общество. Там она процитировала опрос "Левада-Центра":

"Сейчас по последнему результату у нас: 56 – за высокий уровень жизни и 42 – за великую державу. То есть считать, что граждане России в милитаристском угаре прямо вот находятся – это ошибка. Тут у меня есть сильное подозрение, что точно так же, как по ряду других общественно значимых вопросов, есть очень большая разница между ценностями и взглядами административной верхушки нашей, высшего политического класса, и населения в целом.

<...>

Вот, скажем, по реальности воспринимаемой вот эти угрозы – нахождение России в кольце врагов и приоритета военной силы над всеми остальными материями – в этом тоже у нас не едины элита и общество. Всегда есть разница между элитами и гражданами, всегда элиты живут немножко в своём мире.

Но если вы демократия, то у вас приводных ремней, которые вас прикрепляют к реальности, будет побольше. А если нет, то у вас есть тенденция замыкаться в этом своем прекрасном мире, где в отличие от населения в целом, где у нас, как мы помним, средний избиратель – женщина 39 лет, то средний государственный деятель на верхних ступенях нашей с вами иерархической пирамиды – это будет мужчина старше 60, и это разные поколения, разные люди и разные взгляды на мир".

Нет, то, что элиты "живут немножко в своём мире" – это понятно. И Навальный об этом нам рассказывает раз в месяц, и сами себя они регулярно выдают остроумными заявлениями.

Но большая ошибка считать, что основная масса населения по какой-то причине может не разделять идеологию, которую насаждают элиты. Вы серьёзно думаете, что "милитаристского угара" не существует? Или просто словосочетание слишком резкое?

Если вам 18 лет подряд будут рассказывать из телевизора, что Россия находится в "кольце анаконды", рано или поздно вы в это поверите. Если под каждую "негативную" (с точки зрения многочисленных администраций) новость будут прибегать десятки платных комментаторов и искажать факты, чтобы сформировать "позитивную повестку", рано или поздно вы начнёте думать, что во всех проблемах России виноват исключительно злокозненный Запад. И что сдержать его могут только русские ракеты.

Вы начнёте носить футболку "Не смешите мои Искандеры". Будете клеить на машину стикеры "На Берлин!" и "Можем повторить!". Будете ходить на рок-фестивали, куда организаторы пригоняют танки и БТР – хотя, казалось бы, эта музыка выросла из пацифистского корня.

Я сам недавно видел, как водитель микроавтобуса показывал на планшете видео о ракете "Циркон" своей знакомой. Из их диалога я понял, что она работает учительницей в поселковой школе. Микроавтобус был немецкий, планшет был китайский, но водитель об этом, конечно, не задумывался. А учительница лишь согласно кивала.

Ещё бо́льшая ошибка – считать, что люди видят прямую связь между "величием державы" (то есть в данном случае неоправданно высокими тратами на оборонку в ущерб другим статьям расходов бюджета) и снижением уровня жизни. Нет, не видят. Людям не нравятся нищие больницы, некачественные продукты, плохое образование и разбитые дороги. Но второй и тем более третий шаг, чтобы завершить логическую цепочку, они делать не хотят. Если бы корреляция милитаризации России и ухудшения качества жизни была для людей очевидна, у нас ещё году в 2008-м сменился бы режим.

Никто не приветствовал бы санкции, не давил сыры бульдозерами, не ссал кипятком после каждой презентации от Минобороны и не оправдывал бы гибель россиян в Сирии.

Тут дело ещё в том, что пресловутый "милитаристский угар" – это не только радость по поводу ракет нового типа. Власть постоянно пугает народ "лихими 90-ми". Но лихие 90-е 2.0 давно уже с нами, мы живём в них. Просто присмотритесь к новостям.

Я говорю не только о войнах на дорогах, драках в очередях и убийствах на бытовой почве. Когда Серебряков говорит, что в России национальная идея – это наглость и хамство, и ему в ответ 20 общественных деятелей нагло хамят – это тоже последствия милитаризации.

Вопрос даже не в том, как спустить элиты с небес на землю, а в том, как ограничить их стремление воспитать народ в духе враждебности ко всему миру и друг к другу.