February 15, 2018

Был ли шанс у Романа Филипова выжить?

Привет. Меня зовут Алекс Кульманов. Я из категорически братской Республики Беларусь, и поэтому очень переживаю за происходящее в братской Российской Федерации. Всё-таки от благосостояния старшего брата сильно зависит размер "кредитов" для нашей маленькой, но независимой страны. И, конечно, как и многие, я с интересом наблюдаю за сирийскими событиями.

В нашей синеокой стране очень ценится стабильность и спокойствие. Чарка, шкварка, по трое не собираться, не хлопать и вот это вот всё. Тем не менее, здесь очень уважительно относятся к российскому вкладу в уничтожение всяких запрещённых "государств" вроде ИГИЛ. И, конечно, здесь соответствующе встретили новость о сбитом пилоте штурмовика Су-25, Герое России Романе Филипове. Всё-таки встретить смерть не на коленях и в соплях, а лицом к лицу, с оружием в руках, дано не каждому.

Но всё-таки после случившегося всегда задаёшь вопрос. Можно ли было предотвратить трагедию? Что было сделано, чтобы всё было хорошо? И надо заметить, что в трагедии 3 февраля есть странные моменты.

То, что МО РФ официально заявляет об облёте штурмовиком зоны деэскалации "Идлиб", когда на выложенных в интернете видео видно, что штурмовик вёл бой – это бывает. МО РФ всё-таки славится всякими интересными заявлениями. А в Сирии идёт война, и то, что все стороны стараются сделать картинку покрасивее – это нормально. Штурмовики на то и штурмовики, чтобы пускать ракеты и сбрасывать бомбы на врагов. Но в видео есть очень странный момент с самозащитой штурмовика во время атаки:

Секунда 23 – Су-25 выпускает неуправляемые авиационные ракеты. Секунда 38 – попадание ракеты ПЗРК в самолёт. Современный мир позволяет видеть войну во всех подробностях. Видеть, что есть и чего нет. А нет на этом видео отстрела ложных тепловых целей. Ложные тепловые цели – это специальные пиропатроны, которые самолёты и вертолёты отстреливают, чтобы защищаться от ракет с тепловым наведением вроде ракет ПЗРК. Важно помнить, что штурмовики Су-25 были полностью обкатаны ещё 30 лет назад в условиях Афганистана, и как защищаться от ракет, известно.

"Для защиты от тепловых ГСH Су-25 был оборудован четырьмя кассетами АСО-2В с инфракрасными пиропатронами ППИ-26 (ЛО-56), но летчики пользовались ими редко. Щиток управления АСО находился сбоку от пилота, и для работы с ним нужно было отвлечься в самый горячий момент атаки. К тому же, запаса ловушек хватало едва на одну минуту работы АСО, и штурмовики берегли их на крайний случай, но когда они замечали пуск, сыпать пиропатроны становилось уже поздно – ГСH захватывала цель, и ракета шла к самолету. Ввиду срочности проблему решили просто – установили на мотогондолах дополнительные балки АСО-2В, вдвое увеличив число ловушек. Теперь отстрел начинался автоматически с нажатием на боевую кнопку в начале атаки и продолжался в течение 30 секунд до окончания боевого захода. Су-25 стал нести 256 пиропатронов, каждый из которых стоил около 7 рублей, и устроивший хороший "фейерверк" летчик выпускал таким образом в воздух 5:6 своих зарплат. Расходы стоили того – в действенности ловушек пилоты убеждались, слыша позади разрывы уходивших в стороны обманутых ракет".

Виктор Марковский, "Су-25 в Афганистане"

В Афганистане эти меры защиты применялись. На видео сбитого самолёта этого нет. Почему??

Но ещё более интересен снимок того, что берёт пилот с собой в боевой вылет над исламистскими территориями. Удостоверение, рапорты, мобильник, бумажник, транспортная карта и т.д.:

А вот описание снаряжения пилотов английских вертолётов "Апач" MK1 на боевых вылетах в Афганистане 10 лет назад:

"Строгие правила диктовали каждый клочок одежды, который мы носили в полете – включая наше нижнее белье: пара специальных носков, кальсоны и футболка с длинными рукавами, все огнеупорное. Один пилот "Апача", которого я знал, даже носил маску пилота Формулы 1. В окружении 3 000 фунтов авиационного топлива, каждый из нас знал, что мы летим на потенциальной шаровой молнии.

Поверх белья надевались китель и брюки в пустынном камуфляже. Наша униформа выглядела в точности как обычная армейская, в исполнении DPM, но также была огнеупорной. Карманы имели двойные застежки, так что ничего не могло из них выпасть и помешать управлению в полете.

Лётные комбинезоны были под большим запретом. Они были прекрасны для тренировок в Великобритании, но на тот случай, если нас собьют, мы должны были выглядеть как регулярная пехота. На нашей униформе не было обозначений подразделения, а я так даже не носил знаки различия. Талибы бы собственный глаз отдали за то, что бы заполучить пилота Апача.

Мы никогда не брали в полет личных вещей; никаких бумажников, семейных фотографий, обручальных колец и даже долларов США – валюты, используемой в лагере – которые могли бы выдать вас. Нужно было полностью вычистить все, что враг мог использовать как оружие, что бы сломить вас. Малейшая щелочка – все что им было необходимо и они используют ее как рычаг давления на вас, так как если бы вы оставили свой дом нараспашку.

"Так ты женат, солдат? И детишки есть, судя по фотографии в твоем бумажнике. Хочешь их снова увидеть? Мы может быть, навестим их. Позвоню своему корешу в университете в Лидсе, что бы он встретил их из школы. Может быть, нарежем их на гребанное салями – если конечно, ты с нами не заговоришь..."

Всё, что мы брали с собой в воздух, было официальным удостоверением личности со сведениями для "Большой четверки", которую мы могли назвать согласно Женевской конвенции – имя, звание, армейский номер и дату рождения. Наши "собачьи жетоны" дублировали "Большую четверку", мы носили их на шее, рядом с инъектором морфина".

Эд Мэйси, "Апач"

В итоге мы видим, что трагическая гибель Романа Филипова сопровождается двумя странными эпизодами неаккуратного отношения к собственной безопасности. Бесспорно, самоподрыв после неравного боя в окружении – это даже более героический уход из жизни, чем смерть Героя России Олега Пешкова, который 24 ноября 2015 года получил в спину ракету, выпущенную турецким истребителем, и был расстрелян после катапультирования. Тем не менее, остаются вопросы о возможности предотвращения геройского подвига. И, конечно, можно было бы закрыть глаза на происходящее на войне: всё-таки это чрезвычайная обстановка, и люди сами идут на риск, осознавая все возможные последствия. Но пилоты существуют и в гражданской авиации. Каждый день, здесь и сейчас. Но представители официальной власти в моей братской России предпочитают бороться с танцами в общежитиях, а не повышать профессионализм действующих пилотов, чтобы не было эпизодов, подобных вот этому случаю 13 октября над Внуково, когда пилоты чуть не свалили самолёт с сотней пассажиров.

Алекс Кульманов. Гражданин Республики Беларусь. Историк-политолог по образованию, бывший журналист, фотограф. Неравнодушен к происходящему в мире и в обеих родинах – России, Белоруссии и СССР.