Реклама
February 5, 2018

Как Нижний Новгород готовится к ЧМ-2018

-=Спецпроект=-

Нижний Новгород или просто Нижний – пятый по величине город России, миллионник – все дела. Я уже был тут полгода назад и подробно разобрал, что здесь хорошо, а что плохо. И вот я вернулся. И знаете, почему? Потому что Нижний меняется! Ведь тут с 14 июня по 15 июля пройдет этап чемпионата мира по футболу. А это значит, что на город свалился дождь из федеральных денег, и местные власти начали активно приводить в порядок городское хозяйство.

Давайте начнём с видео:

Подписаться на канал

Самый кайф – это ехать в Нижний на "Стриже"! Я уже делал обзор поезда.

Подписаться на канал

В этот раз опять взял купе с душем. Поезд отправляется в 6:30 утра с Курского вокзала, и я решил сэкономить время на сборы и поехал на вокзал, проигнорировав ванную... В поезде доспал пару часов, а потом пошёл в свой приватный душ. Впервые в жизни принимал душ в поезде, и, скажу я вам, это очень круто. Несмотря на то, что было тесно и не очень удобно, сам факт, что ты стоишь под струями горячей воды, а за окном проплывают заснеженные деревни – это особый кайф!

Сейчас пассажиры "Стрижа" приезжают на стройку. Вокзал реконструируют к чемпионату мира, здание обновят, сохранив старую архитектуру.

А вот высотку напротив вокзала решили не реконструировать, а завесить большим экраном. Несколько жителей Нижнего написали мне, что возмущены этим фактом, но я считаю, что решение вполне удачное. Об этом чуть позже.

В целом привокзальная площадь пока оставляет желать лучшего. Надеюсь, к лету до неё дойдут руки.

Готовится к приему гостей и метро! Да, как вы помните, в Нижнем Новгороде есть метро. А в метро, кстати, есть большие проблемы с навигацией. Например, когда ты прошёл через турникеты, ты больше не найдёшь ни одной схемы. Если вы не местный житель, не так-то просто разобраться, куда вам ехать.

Нижний Новгород расположен состоит из двух частей, которые разделены Окой. Одна – промышленная, там расположен автозавод и метрополитен, который изначально и строился для того, чтобы развозить заводских рабочих. Вторая – историческая, там находится Нижегородский кремль, старые улочки и вся красота. Во второй части города только одна станция метро – "Горьковская". Было бы удобно, особенно для туристов, на станции "Московской" указать, куда ехать в центр, чтобы никто не гадал, как туда попасть. Наверное, к чемпионату это сделают.

Старые турникеты реконструировали, и теперь можно проходить, прикладывая банковскую карту или Apple Pay. Прогресс! А вот на некоторые турникеты наклеили какие-то страшные таблички. Это даже не таблички, а ламинированные бумажки, прилепленные на скотч. Смотрю я на этот ужас, и мне хочется за свой счёт нанять дизайнера, который сделает нормальный указатель. Пока позорище.

В вагонах стали дублировать часть голосовой информации на английском. Местами переводят навигацию.

Прибыл в центр

Тут пока ещё мало что поменялось. Напоминаю, парковку с площади не мешало бы убрать.

С парковкой и архитектурой тут вообще проблемы.

Главная пешеходная улица – Большая Покровская. Тут начали происходить изменения. Напомню, что она находилась в ужасном состоянии. Историческую застройку не было видно за рекламой и вывесками. Многие здания были уничтожены, а на их месте появились какие-то монстры-новоделы.

Застройка похожа на южный берег Крыма в его худшем виде. Какой-то непонятный самострой. Как это здесь появилось?

Рядом с памятником архитектуры тоже что-то пристроили.

На улице стали бороться с вывесками и ввели дизайн-код!

Слева видны ещё старые вывески, справа новые. Все эти уродливые лайтбоксы под запретом, теперь только наборные буквы.

Многие здания на Большой Покровской разрушаются. На носу чемпионат мира, приедут гости, что делать? Надо срочно приводить город в порядок!!!

Если у вас есть какое-нибудь разваливающееся здание, то привести его в порядок быстро нельзя, даже если у вас есть деньги. Процесс реставрации довольно длительный и дорогостоящий, и на восстановление здания могут уйти годы, если делать это правильно. Поэтому, когда речь идёт про какие-то экстренные меры, есть два варианта:

  1. Сделать быстро и тяп-ляп. Берут какой-нибудь разваливающийся памятник архитектуры, напускают на него десант из Средней Азии с ведрами шпаклёвки и краски, и они просто быстро делают косметический ремонт, уничтожая детали, лепнину, выламывая старые окна, ставя стеклопакеты.
  2. Завесить баннером. Здание неприглядно выглядит, и чтобы скрыть это от глаз гостей, его завешивают каким-нибудь баннером, а потом, когда появляются деньги, не спеша ремонтируют.

Второй вариант – единственно верный! Но, к сожалению, когда городские власти прячут разваливающиеся фасады, народ начинает возмущаться, высмеивать такую практику в соцсетях и требовать реставрации. Из-за общественного давления власти часто принимают неверное решение и начинают делать тяп-ляп, чтобы все были довольны.

Вот отличный пример! Стояло в центре разваливающееся здание... Вот оно, справа.

Было вот так:

И вот его отремонтировали! Стало так... Я уже молчу про весьма странный подбор цветов. Ладно, может быть, кому-то нравится розовый. Но обратите внимание, как они отремонтировали разрушающийся карниз! Просто взяли и замазали всё штукатуркой... То есть никакой речи о бережном восстановлении профилей карниза, лепнины, деталей декора не шло.

Просто тяп-ляп. Таджик с ведром цемента привёл памятник архитектуры в порядок.

Был разрушенный балкон – его просто забили какими-то досками, всё залили краской.

Но зато все рады! Чистенько, нарядно! А если бы они завесили его баннером, то жители бы начали возмущаться. Поэтому, дорогие друзья, если мэрия вашего города завешивает какой-нибудь разрушающийся памятник архитектуры баннером, чтобы скрыть этот позор от глаз гостей – это не самое плохое, что с ним может случиться! Возможно, это шанс спасти его и привести в порядок позже.

Что теперь с этим зданием делать – непонятно. А ведь это характерный образец ретроспективизма начала XX века. Объект культурного наследия! Лучше бы его не трогали...

Но самый ад на Большой Покровской с плиткой! На улице уложили новую плитку, которая разваливается.

Плитку уложили только в ноябре, а она даже не дожила до чемпионата. И она такая по всей улице! Удивительно. Почему у нас так и не научились её класть?

Всё пошло волнами. Под ногами гуляет.

После этой ситуации поменяли главу администрации Нижегородского района. Сейчас плитку собираются менять. Придётся перекладывать всё с нуля, но делать это надо уже весной, когда потеплеет.

В этой части улицы ввели дизайн-код и запретили использовать лайт-боксы на фасадах – только наборные буквы. Это самый простой шаг привести фасады в порядок. Когда вы запрещаете использовать лайт-боксы, фасады сразу очищаются. По-хорошему, надо разрабатывать дизайн-код, где всё будет подробно указано: что можно использовать, что нельзя, какого размера должны быть вывески, где они должны располагаться. Но если на это нет времени, то, как минимум, можно запретить использовать лайт-боксы. Теперь осталось весь фасад этого здания покрасить в один цвет.

Когда я в прошлый раз здесь был, ситуация была намного хуже. Внедрение дизайн-кода на исторических улицах – это первый шаг к приведению города в порядок. Поэтому, надеюсь, и другие города последуют примеру Нижнего Новгорода.

Вот здесь ещё осталась старая вывеска. Делать себе такой вход в памятнике архитектуры просто недопустимо.

Смотрите, какая ощутимая разница. Здесь за вывесками и флажками фасада вообще не видно!

Когда говоришь, что в городе нужно аккуратно работать с рекламой, и что её в центре быть не должно, многие приводят в пример Таймс-сквер – площадь в Нью-Йорке, которая вся увешана рекламой.

Но Таймс-сквер – это совершенно уникальный случай, потому что там реклама – это часть архитектуры. Потому что реклама и рекламный фасад могут быть частью архитектуры, но мы не можем взять историческое здание и превратить его в рекламный носитель. Тем самым мы убиваем историческую среду, которой в российских городах и так не очень много.

Начало положено. Теперь нужно запретить использование пластиковых дверей и окон и начать восстанавливать оригинальные. На этой фотографии – вывески двух очень хороших магазинов. "Пьяный Чайница" – лучший чай в городе, "Зан-Зан" – подарки. У ребят есть сладости и жвачки со всего мира, рекомендую. Но с вывесками опять переборщили )

Приведение фасадов в порядок будет долгим и болезненным процессом, потому что на сегодняшний день люди не понимают, зачем это нужно. Если завтра мэрия придёт и обяжет всех собственников вернуть оригинальные окна, то начнётся бунт. Все скажут: "Зачем это надо? Это дорого, нам и так комфортно!". Но рано или поздно мы всё равно к этому придём! Мы же всё-таки не варвары и должны уважительно относиться к историческому наследию. Хорошо, что власти Нижнего Новгорода начали думать о внешнем облике.

Рядом с кремлём – навигация, по которой ничего не понятно, кроме "Вы здесь". Навигационные стенды можно смело все демонтировать.

Поехали смотреть стадион!

Он находится на стрелке при слиянии Оки и Волги. Строительство началось в 2014 году, в декабре был подписан контракт между Министерством спорта и АО "Стройтрансгаз" – генеральным подрядчиком строительства стадиона. По задумке архитектора внешний вид здания должен ассоциироваться с античным храмом. В том числе из-за окружающих его колонн, которые, правда, имеют форму треугольной призмы, а не цилиндра.

Дизайн создавался на ассоциациях с волжской природой в голубом, синем и белом цвете. Стадион опоясывает пешеходная эстакада. С неё к трибунам ведут 20 лестниц: зрители будут понимать, в каком секторе их место, и подниматься сразу по нужной. Также предусмотрены лифты для маломобильных людей, создана безбарьерная зона.

Основные строительные и монтажные работы уже завершили в конце прошлого года, сейчас идёт подготовка к вводу здания в эксплуатацию. Внутри трибун – мозаичный рисунок. Крыша весом практически 11 тысяч тонн держится на 132 колоннах. Вместимость стадиона – 45 000 мест. Угол наклона трибун сделан таким образом, чтобы поле было видно с любой точки. Уже установлены экраны и система звукоусиления. Волнообразное расположение трибун и дизайн фасада выполнены в единой концепции, связанной с водой, ветром и волнами.

После чемпионата планируется использовать стадион ещё и как тренировочную площадку, проводить футбольные соревнования. Большое количество помещений внутри будет использовано под зальные виды спорта, которые нуждаются в своих площадках: бадминтон, тяжелая атлетика, настольный теннис.

На прилегающей территории планируется строительство лыже-ролльной трассы и теннисных кортов.

Первые три года объект будет финансово поддерживаться государством. Также планируется передача стадиона центру спортивной подготовки, в котором будут базироваться более 20 олимпийских видов спорта. Но сейчас в городе уже есть 46 ФОКов, и если в крупных районах они пользуются большой популярностью, то в малонаселённых местах они пустуют, и их невыгодно содержать.

Благодаря чемпионату в Нижнем появился новый мост. Это очень значимый объект для жителей города и важная транзитная зона. Нижний Новгород мечтал о нём. Строительство второго моста через Волгу обсуждалось ещё в 1972 году! На 300-километровом участке реки был единственный мост для её пересечения! На фото новый мост слева, а старый – справа. Раньше движение в обе стороны проходило через один мост, поэтому вся северная часть Нижнего Новгорода стояла в пробках по 4-5 часов, особенно в пятницу вечером.

Для построения моста ремонтировался участок дороги длиной 87 км. Работа проведена масштабная, всё возводилось на дамбе. Здесь была только одна дорожная ветка в две полосы, остальное уже насыпалось. Дорога строилась на деньги с программы "Платон".

Планируется, что тут будет комплекс мостовых переходов и железной дороги. 1,5 км – длина самого моста. Работает он только на выезд. Теперь пробок нет, а до ближайшего города Бор можно доехать за 20 минут.

И последний пункт моей поездки – новый аэропорт Стригино. Он введен в эксплуатацию в 2016 году, на открытие даже прилетал президент, но я аэропорт до этого не видел. Строительством занимался Холдинг "Аэропорты Регионов", который входит в ГК "Ренова". Площадь нового терминала – 30 000 кв. метров.

Неожиданно, что в аэропорту Нижнего Новгорода есть каршеринг. Пока только "Делимобиль", но народ ждёт ещё и каршеринга от "Яндекса". Вообще, я даже не думал, что каршеринг ушёл дальше Москвы и Питера. Теперь круто: можно прилететь в Нижний, взять каршеринговую машину и поехать в центр!

А это старый терминал. Его обклеили баннерами, чтобы не портил вид. Сейчас он законсервирован до чемпионата мира, во время которого он так же, как и новый, будет принимать пассажиров, а после будет снесён.

Тарифы на парковку

Можно не просто припарковать свою машину, но и оставить её здесь, например, на время отпуска.

Аэропот оказался очень крутым. На входе – стойка информации. Она оборудована кнопками для инвалидов, есть информационная система для слабослышащих пассажиров. Цветные кубы считаются местной фишкой.

Ещё их используют для рекламы.

Информационное табло. Хотя аэропорт международный, летают в основном в Москву )

Стойки регистрации

Сисиема оценки обслуживания на стойке регистрации

Навигация переведена на английский.

Фасад выполнен в виде волн. Здесь дизайнеров тоже вдохновило слияние рек, на которых стоит город. Это часть культурного кода.

Много пространства и света. Интерьер внутри продолжает внешний облик здания.

Еще одна фишка аэропорта – это матрёшки. Идея связана с тем, что Нижегородская область – родина хохломы, а под хохлому обычно расписывают матрёшек.

Но здесь их расписали скромнее.

Это макет развития аэропорта Стригино к 2021 году.

Объект под номером 20 – это высокоскоростная магистраль Москва – Казань, которую планирует построить РЖД. Она должна будет проходить через Нижний Новгород. Если этот проект реализуют, то станцию и аэропорт свяжет канатная дорога.

Этот автомат печатает посадочные талоны по изображению штрих-кода на экране телефона. Проходить на борт самолета только по телефону пока нельзя. В Москве такого нет! В Москве, даже если у тебя есть электронный посадочный, надо тащиться на стойку либо в киоск, стоять в очереди, и печатать его. В Нижнем всё просто и быстро.

Невероятно крутой бизнес-зал! Площадь – 3 000 кв. метров. В прошлом году зал стал лауреатом конкурса Best Office в номинации "Светодизайн". Дизайнеры вдохновлялись кремлёвской стеной Нижнего Новгорода и передали это в цветовой гамме. Трубы символизируют промышленные предприятия города.

Хотя мне кажется, что дизайнеры вдохновлялись ещё и медным потолком в "Шереметьево-2", который давно уничтожили.

Общая зона. Стены также волнообразной формы.

Сувениры уже продают

Гейты к телетрапам

Мое любимое: сначала проект делает хороший дизайнер, а потом приходит инженер и начинает располагать своё оборудование, совершенно не думая о том, как это будет смотреться в интерьере.

Коридор к телетрапам

Энергосберегающие эскалаторы, которые начинают работать только после того, как на них встаёшь. Здесь надо получше разделить поток пассажиров: для только что прибывших отведено мало места, а путь не понятен интуитивно.

Зона выдачи багажа

Цены на официальное такси от аэропорта. Аэропорт Нижнего Новгорода – один из немногих в России, где нет бомбил!

Перрон. В этом году здесь будет сдана в эксплуатацию ещё одна посадочная полоса, которая сможет принимать практически все виды воздушных судов, вплоть до самых тяжёлых. Она строилась на деньги, выделенные из федерального бюджета.

Старые самолеты

На перроне есть разметка. Кстати, обратите внимание на красные линии! Если в красной зоне стоит международный борт, то её нельзя пересекать, так как она приравнивается к государственной границе!

Изменений в городе много, но позитивные в основном связаны с чемпионатом мира.

Ещё из хорошего: здесь арестовали бывшего мэра по подозрению в получении взятки.

Хотят переименовать улицы с коммунистическими названиями, а потом вернуть обратно. Даже собирались убрать памятник Ленину с площади Ленина, а коммунисты устроили протест.

В целом за полгода, что меня не было в Нижнем, изменения неплохие. Аэропорт вообще приятно удивил, прямо хочется теперь на самолёте прилететь в Нижний. Если так пойдёт дальше, за город будет не стыдно перед гостями.

-=Это совместный проект с Национальной Курортной Ассоциацией=-