January 20, 2018

Черти на территории летного училища

Забавно, как и ректор и губернатор, которые еще несколько дней назад истерили от клипа курсантов Ульяновского авиационного училища, врубили заднюю. Еще несколько дней назад танцы оскорбляли ветеранов, а сегодня вроде как все ок. Просто люди не дураки, и с радостью напомнят охреневшим чиновником, где действительно позор. А позор в том, что за последние несколько лет 5 студентов училища погибло... Позор в том, что образование развалено полностью. Почитайте, что происходит в наших летных училищах. Вот где настоящая жуть и ужас.

Для начала небольшая предыстория. В 2008 году Министерство транспорта утвердило новые Федеральные авиационные правила (ФАП 147). Этот документ был создан на основе Приложения №1 Чикагской конвенции, и цель его состояла в том, чтобы привести отечественное воздушное законодательство хотя бы в примерное соответствие с международными документами. Правда, какие-то пункты и понятия из оригинального документа Минтранс решил выкинуть или переписать по-своему. И в итоге некоторые из правил получились довольно туманными и противоречивыми.

Например, в ФАП указано, что для получения свидетельства коммерческого пилота пилоту-курсанту нужно налетать 100 часов в качестве командира воздушного судна. Но по Воздушному кодексу РФ в роли командира может выступать только человек с уже имеющейся лицензией пилота. Чтобы решить это противоречие, в качестве промежуточного этапа можно выдавать курсантам свидетельства частного пилота. Но обязательным условием для его получения являются 10 часов самостоятельного налета (то есть такого налета, когда ты единственный человек в самолете).

Весной 2017 года вышел новый Курс учебной летной подготовки (КУЛП). И в нем как раз указано, что курсантам теперь нужно совершать самостоятельные полеты. Однако документ приняли в штыки, а летно-командный состав училища гражданской авиации в Бугуруслане даже написал открытое письмо с просьбой провести проверку.

Созданный недавно новый КУЛП на наш взгляд не обеспечивает безопасности учебных полетов.

В частности, этот документ предписывает «при выполнении самостоятельных полетов курсант должен находиться на борту ВС один».

На что можно сказать, что в летном училище готовятся пилоты гражданской авиации и они должны учиться взаимодействию членов экипажа, а не пилотированию в режиме «сам себе экипаж». На данный момент в гражданской авиации подавляющее число воздушных судов управляется двучленным экипажем и навыки, полученные в таких полетах «соло», будут вредны в дальнейшем.

Денис

denokan Окань, в прошлом пилот-инструктор, а сейчас действующий командир экипажа, собрал обратную связь от курсантов по поводу нового КУЛП. Они рассказывают, как в летных училищах адаптируют программу к новым правилам.

Добрый день, Денис Сергеевич!

Как вы знаете, в апреле (16 вроде числа!) был принят (т.е. уже с печатями и т.д.) новый КУЛП, по которому предполагают реальные соло и ночные полеты. Примерно в 20 числах апреля даже у меня он был в электронном виде. <…>

У всех инструкторов есть планшеты, компьютеры и т.д. Но никто не удосужился его даже прочесть. Все, что нам твердят на наземке: «Ой, ребят, мы сами пока ничего не знаем, ну вы тут посидите» + байки и легенды про Ан-2. Я уважаю этот самолет, он много помогал жителям, особенно в труднодоступных районах. Но эти легенды можно оставить на послеполетный разбор, про между прочим, для разрядки обстановки.

Они [инструкторы] работают с самолетом «Даймонд» достаточно давно, но Garmin никто не освоил (не захотел освоить). Полеты в другие аэропорты [положенные курсантам по авиационным правилам] у них вызывают шок и ужас. О самостоятельных и ночных вообще молчу. Мы знаем, что есть инструкции по производству полетов на наших площадках, угадайте что? В электронном и печатном виде она есть только у одного КЭ [командира экипажа], немного более современного, чем остальные.

Единственная тема, которая была качественно освещена — в том числе, с освещением действующего законодательства, порядка действия, ответственности и т.д. — это АСП [авиационные средства поражения].

ФАПы — плохо, НППП — хорошо, мир — поганый, Америка хочет войны и т.д.

Вот еще замечательное.

Денис Сергеевич, доброго времени суток!

Хотел поделиться с вами некоторыми мыслями по поводу поста про 147 фап.

Читал сквозь кровавые слезы. Кипиш по поводу нового КУЛПа в нашем default state flight school был лютый и бешеный. КРС орет что-то типа «они там наверху совсем с ума сошли?»

Или совсем эпичное: «Чтоооо? Это же курсант сам самолет принимать должен! Все документы заполнять сам! Топливо считать! Вы что, сдурели?»

В общем зацепились с преподавателем на паре по этому поводу. Он мне такой аргумент привел, что при подобном подходе до выпуска будут доживать 10-20 человек. Ты, говорит, готов играть по таким правилам? Я ответил, что готов. Я знаю, чего хочу. Пусть будет 10-20 выпускников, зато каких!

Он парировал абсолютно в совковом стиле: «Нихрена ты не понимаешь!»

Ну ОК, не понимаю.

В итоге все оказалось очень просто: чтобы ввести новый кулп, надо поднимать жопу и начинать работать.

А работать никто не хочет. Система за 100500 лет устаканилась, а тут что-то надо менять. Плюс еще и многие молодые курсанты (17-20 лет) не знают как должно быть, им можно впаривать все, что угодно.

В общем, срезюмирую. Надо провести большую работу, курсанты  готовы всячески помогать, но важные люди в кожаных креслах делать ничего не хотят. Как-то так 😐

А, да. Что касается инструкторов. В нашей стране так сложилось, что люди всегда чем-то да недовольны. Особенно в маленьких городах. Разговаривал с одним пинстром из нашего шарау га.

— Чё в компанию не пробиваешься?
— Английский никакой, выпускался на старой элке, гласскокпита нет, делать надо.
— Ну так делай, учи английский
— Ну так это ж надо время, напрягаться нужно.

Что тут еще можно сказать)) Я могу только руками развести)

А вот история про то, как один из курсантов пытался разузнать у инструкторов правила подготовки и сроки действия флайтплана. Тут нужно отметить, что умение подавать флайтплан — обязательное требование как для частных, так и коммерческих пилотов.

Денис Сергеевич, эксперимент прошел успешно!

Вначале со своими вопросами обратился к преподавателю навигации (в прошлом пилот-инструктор Ан-2, командир летного отряда).

Ответ примерно следующий: «Зачем тебе флайтплан?! Тебе до флайтплана как до Луны! Ты разберись где у НЛки зад, где перед а потом остальное. Вы все может после летней сессии вообще на железную дорогу пойдете работать — шпалы таскать, забивают голову…»

Пошел к преподавателю аэродинамики (один из самых адекватных преподов, молодой — ну может немного постарше Вас, пилот-инструктор «Цессны», на Ан-24 летал), говорю:

— Флайтплан, который экипаж перед полетом подаёт, имеет срок действия?

После долгого молчания:

— Че-то не пойму, че ты спрашиваешь.
— Ну если вылет по вынужденным причинам задержан, ф.п. надо переделывать и заново подавать или как?
— Это если погода поменялась там или литерные рейсы там или еще че тогда наверное да надо наверное заново.
— А срок действия какой?
— Ну сутки наверное действует...

Пошел я тогда выловил еще одного инструктора (лет сорока).

— Скажите, а при регулярных пассажирских авиаперевозках флайтплан, который подает экипаж, имеет срок действия?
— Какой флайтплан?
— Ну там точки, трассы...
— ШБЖ что-ли?
— Ну его вроде щас флайтплан называют.
— А, ну да, РПП — рабочий план полета. Ага.
— Срок действия у него какой?
— А зачем ему срок действия?
— Ну если вовремя не вылетел, то переделывать же надо?
— Это если ветер поменялся. Ну, в крайнем случае ты и в полете можешь все пересчитать.

Короче говоря: основной вид подготовки курсанта — самостоятельная.

Денис Окань рассказывает, что самая частая жалоба, с которой к нему обращаются, звучит примерно так: «Учат НЛ-10, вспоминают НПП, а рассказать толком про современную авиацию, про то, что такое ФАПы, что такое РПП — никто не может. Мол, придешь в авиакомпанию — там научат». А однажды даже прислали вот такую историю:

Добрый день, Денис. «Веселая» вчера фраза сказана нам на наземке: «Настоящие летчики на запасной не уходят. Если уйдете на запасной, приедет инспекция, будет разбираться. А у нас с самолетами проблемы, многое не обновлено. В общем, даже не думайте».

А в завершение хочу вспомнить то самое интервью ректора Ульяновского института гражданской авиации Сергея Краснова. За 2015-2016 годы погибли как минимум 5 его студентов — кто-то покончил с собой, а кто-то стал жертвой несчастного случая (вероятно, под действием наркотиков). По этому поводу ректор дал изданию 73online.ru такой комментарий.

Мы пытаемся быстро реагировать на поступающие сигналы. Недавно вот закупили 28 камер видеонаблюдения. Установим их по всему учебному заведению — в коридорах, общественных местах. Я уже думаю о том, что было бы неплохо прослушку телефонов сделать… Но самое большое зло, с которым сложно бороться, — это соцсети. Именно через них вербуют студентов.

Я переживаю происходящее, как свою личное горе. Как свою трагедию. Иногда кажется, что черти вокруг нас танцуют… Вроде бы, и молельная комната есть, и батюшка хороший со студентами работает. Вот думаю, может нужно еще храм на территории УИ ГА поставить…