January 15, 2018

Автомобильная утопия: как мир пытались превратить в Россию XXI века

После Второй мировой войны в мире начался бум автомобилизации! Города перекраивали, чтобы они были удобными для машин – началось строительство эстакад, шоссе и развязок.

В прошлом веке строительство новых дорог, шоссе и магистралей считалось прогрессом, элементом приобщения к современному миру. Но как позже выяснилось, новые дороги не спасали от пробок. Напротив, они лишь провоцировали тех, у кого ещё не было личного автомобиля, срочно купить его. Тут всегда работает одна и та же схема: сначала автомобиль покупают те, кому он действительно необходим, а вскоре к ним присоединяются те, кто хочет дополнительного удобства и комфорта. Таких людей много, ради них создают или меняют инфраструктуру. Но это неизбежно ведёт к ущемлению прав других участников движения.

В городе для машин становится невозможно ходить пешком или ездить на велосипеде, деградирует общественный транспорт. И вот машину уже вынуждены покупать все жители города, просто чтобы выжить. Российские города сейчас на пике этого безумия. У нас действительно без машины ты человек второго сорта, который будет страдать. Но Европа и США осознали ошибки и начали отказываться от идей построения автомобильного общества.

Постепенно города начали возвращать людям, и стало видно, что осталось от безумных проектов прежних лет! Давайте посмотрим, какие идеи приходили в голову дорожным проектировщикам ещё полвека назад. К сожалению, многие из них на ура бы приняли в России.

1. Скоростная автомагистраль в Нижнем Манхэттене, Нью-Йорк, США

Детище злого гения Роберта Мозеса – градостроителя и проектировщика, одного из самых влиятельных и противоречивых людей Нью-Йорка 1930-х годов. Мозес перестроил и отремонтировал значительную часть мегаполиса, и ни один проект того времени не был построен без его одобрения и участия.

В 1941-м он спроектировал автомагистраль "Ломекс" (производное от Lower Manhattan Expressway). По замыслу она должна была проходить через весь Нижний Ист-Сайд в Манхэттене, соединяя Вильямсбургский мост с тоннелем Холланда и уходя дальше на межштатную магистраль I-78, которая идёт в Нью-Джерси и Пенсильванию. Строительство "Ломекса" оставило бы без крова две тысячи семей! Невероятный по масштабу глупости проект. Мозес вынашивал план строительства и искал нужное финансирование 20 лет, с 1941-го по 1961-й. Нужно было сровнять с землёй 14 жилых кварталов в нынешних Сохо и Маленькой Италии, уничтожить множество исторических зданий, выгнать две тысячи семей на улицу и упразднить более 800 предприятий.

На чертежах проект выглядел как сумасшедшая фантазия автора: предполагалось строить множество гигантских высотных зданий в форме буквы А, по бокам которых должны были располагаться диагональные жилые пространства, больше похожие на лестницы. И всё это Мозес предлагал расположить над магистралью! Сбоку от дорог проходили бы тротуары, а над
ними – монорельс (видимо, единственный общественный транспорт, предусмотренный проектом). Под Манхэттенским мостом планировалось построить гигантскую развязку, похожую на космический корабль.

Всё это на практике не учитывало многих факторов: каково было бы жить над многополосной автомагистралью? Как по всему этому проезжала бы спецтехника в случае аварии? К 1968 году, когда проект получил одобрение Федерального бюро, было понятно, что в расчётах использовались уже устаревшие данные: поток автомобилей за 20 лет вырос. Увеличение уровня монооксида углерода вблизи проезжей части было одной из причин, по которой губернатор Нельсон Рокфеллер отложил проект на неопределённый срок в 1971 году.

Немалую роль в отмене строительства сыграла и яркая местная кампания с участием урбанистки Джейн Джейкобс. Она сумела затормозить и в конечном итоге поспособствовать отмене проекта. Хотя определенный урон городу "Ломекс" всё же нанёс: под предлогом ликвидации трущоб и обновления города проектировщики добрались до округа Вашингтон-Сквер – в итоге без дома остались 132 семьи и были ликвидированы около 1000 предприятий.

2. Скоростная автомагистраль Spadina (Аллен-роуд), Торонто, Канада

В 1968 году та же Джейн Джейкобс, устав от постоянной борьбы с властями Нью-Йорка и опасаясь за жизнь своих сыновей призывного возраста (в то время шла война во Вьетнаме), уехала с семьёй в Канаду, но не перестала заниматься городским активизмом. Случилось невероятное: дом, в котором она жила, подлежал сносу под строительство скоростной автомагистрали, которая должна была соединить центр Торонто и пригороды.

В план входило строительство 26 эстакад и четырёхполосной дороги, выходящей к шоссе 401. Затем проект расширили до шестиполосного шоссе в центр города с новой линией метро посередине. В пересчёте на сегодняшние деньги его оценивали в 103 миллиона долларов.

Тут есть важный момент: как и в США, канадский средний класс проживал в основном не в черте города, а на окраинах и в пригородах. Многие жители Торонто пользовались автомобилем, чтобы добираться из дома до центра, где они работали. В их составе были разные госслужащие, поэтому неудивительно, что они единогласно выступали за строительство шоссе. Я уже писал о том, что одноэтажная застройка на окраинах ничем не лучше муравейников, потому что по будням все эти люди едут на машинах в центр, создавая пробки, а по выходным им нечем заняться у себя в районе, и они снова едут в центр.

Но вернемся к Джейкобс. Она сразу же организовала оппозицию, быстро завоевала популярность в Торонто и помогла остановить строительство скоростной автомагистрали, несмотря на активное противодействие чиновников. Сама Джейкобс призывала власти задаться вопросом: мы строим города для людей или для автомобилей?

К тому времени, когда кампания одержала победу и проект отменили, один короткий участок скоростной автомагистрали всё же был завершен, но жилые районы на его пути были спасены. Позднее этот участок переименовали в Аллен-роуд, он функционирует и по сей день.

3. Трасса штата 90 (SR 90), Калифорния, США

State Route 90 в Южной Калифорнии должна была проходить от Слосон-авеню в Лос-Анджелесе до курортного места Марина-Дель-Рей на побережье. Но местные жители были против строительства автомагистрали рядом с их домами, поэтому проект закрыли. Строителям удалось закончить лишь два не связанных между собой куска: автостраду Марина длиной 2,5 километра, построенную в несколько этапов с 1967 по 1972 год, и автостраду Йорба-Линда длиной около 20 км в 60 километрах от Лос-Анджелеса. То есть трассу увели совершенно не в ту сторону, в которую планировали.

Двухполосная автострада Марина стала одной самых коротких работающих магистралей в мире! Местные называют ее "дорогой в никуда", и лишь некоторые жители Марины-Дель-Рей в настоящее время пользуются этим маршрутом. После строительства были планы соединить два куска в полноценную автостраду, но массовые протесты сорвали реализацию проекта.

4. Мастер-план Фицровии, Лондон, Англия

Фицровия – это престижный район в центральном Лондоне и излюбленное место лондонской богемы. С развитием автомобилизации в больших городах, таких как Лондон, возникли хронические пробки и произошло смещение фокуса с человека на машины. Государства стали обсуждать, как выйти из этой ситуации, и провели несколько исследований. В Великобритании в 1963 году был представлен "Отчёт Бьюкенена" (Buchanan's report).

Правительство показало план, который предлагал сровнять с землёй большую часть Фицровии в Лондоне и создать шестиугольную сеть основных дорог с новыми офисами и жилыми помещениями, которые бы находились уровнем выше!

Авторы доклада считали, что множество дорожных шестиугольников, соединённых друг с другом наподобие пчелиных сот, будут более эффективными и помогут снизить трафик. Шестиугольники должны были огибать разные районы города как коридор, ведущий в разные комнаты. На пешеходных улицах должны были использоваться многоуровневые парковки. План также предусматривал создание узких подземных дорог, что должно было снизить объём трафика в городе. При этом жилой уровень предлагалось поместить на высоте четырех этажей над землёй.

Мастер-план, как и в случае нью-йоркского "Ломекса", оказался настолько инновационным (в плохом смысле) и нереализуемым, что остался на бумаге.

5. Внутренняя кольцевая дорога Глазго, Шотландия

В шотландском Глазго было своё исследование – "Отчёт Брюса". Помимо сноса исторических викторианских зданий в центре города он предлагал строительство автомагистралей внутри и по периметру Глазго. Вообще, в послевоенные годы было проведено много широкомасштабных исследований, направленных на "возрождение города" (в реальности – на его разрушение).

Глазго в этом плане "повезло" больше других: по городу проходит самая оживлённая автострада в Шотландии – M8 – и проходит она прямо через жилой район! Выглядываете из окна, а перед вами на бешеной скорости проносятся автомобили, вы дышите пылью из-под колёс, и на горизонте не видно ничего, кроме автострады...

Хотя сама идея абсолютно обычная – просто кольцевая дорога вокруг центра города с ответвлениями. Строительство началось в 1965-м и было частично завершено в 1972-м, но к 1980-му проект был полностью заброшен из-за публичных протестов. Люди считали, что дорога наносит ущерб окружающей среде и уродует внешний вид города. Секция Чаринг-Кросс подверглась критике из-за того, что для строительства пришлось разрушить множество домов на прилегающей местности.

Результатом строительства стали несколько "мостов в никуда" и другие инфраструктурные недоразумения: например, недостроенный участок дороги в районе Трейдстон резко обрывается в воздухе, напоминая трамплин, а над участком дороги Чаринг-Кросс в течение 20 лет висел неиспользуемый бетонный пролет.

6. План Помпиду, Париж, Франция

В Париже такие недоразумения начались ещё в XIX веке! Например, в 1853-1870-х годах Жорж Эжен Осман, более известный как барон Осман, по поручению Наполеона III проводил свою реновацию Парижа, включавшую в себя разрушение средневековых кварталов, которые в то время считались переполненными; строительство широких проспектов; создание новых парков и площадей; захват пригородов, окружающих Париж; строительство новых коллекторов, фонтанов и акведуков. Реновация Османа была встречена негативно, и впоследствии отклонена самим же Наполеоном III в 1870 году, но его некоторые проекты тянулись до 1927 года. Уличный план и облик центра Парижа сегодня – во многом результат реновации Османа.

Спустя сто лет история чуть не повторилась! Другой гений градостроительства, Жорж Помпиду, заставил город "приспособиться к автомобилю" и распорядился строить в Париже автодороги вдоль реки. Вскоре набережные вдоль Сены стали выглядеть так:

Со временем пришлось признать, что это было ошибкой. Сначала набережную стали закрывать по выходным для автомобилей, потом закрыли на целый месяц. Там расположился знаменитый Парижский пляж – песок, пальмы, шезлонги, кафе, различные активности: прокат велосипедов, стенки для скалолазания и т.д.

В 2010 году набережную решили закрыть для машин навсегда. Парижане остались очень довольны. Город получил отличное общественное пространство, которого так не хватало в центре.

7. Недостроенный пролёт автомагистрали в Кейптауне, ЮАР

Проект по строительству шоссе в Кейптауне задумывался в 70-х для того, чтобы "организовать циркуляцию трафика в деловом центре города с минимальным количеством помех и быстрым въездом и выездом". Автор проекта старался идти в ногу со временем и грезил будущим, которое тогда связывали с быстрыми машинами и длинными автомагистралями.

Но что-то пошло не так! Правда, истинная причина прекращения строительства так и не была обнародована. У жителей Кейптауна есть версия, что команда проектировщиков сделала ошибку в расчётах, из-за чего два конца магистрали просто не могли бы соединиться. Согласно другому мнению, строительство было остановлено из-за недовольного владельца магазина под эстакадой, который отказался продать свою собственность. Но в итоге все сошлись на том, что банально не хватило финансирования.

Тем не менее, недостроенный участок стал туристической достопримечательностью и популярным местом для съёмок фильмов и фотосессий, а в 2015 году муниципалитет даже использовал его как парковку для сотрудников.

Сейчас все эти страны исправляют свои ошибки и возвращают города пешеходам, но Россия зачем-то наступает на грабли XX века, а наши чиновники верят, что страна идёт "особым путём".

Насколько мы отстали от Европы

Геноцид автомобилистов или простая справедливость?

Правила жизни для автомобилистов

Зачем вам машина? Это же дорого и неудобно!

Разоблачение секты "Нам все должны!"

Санта-Моника: как город для автомобилей превращается в город для людей