December 8, 2017

Интересные особенности токийского метро

Многие японцы вне зависимости от статуса предпочитает личному транспорту общественный. Чтобы не тратить деньги на личный автомобиль, бензин и парковку, люди просто ездят на метро и поездах. Тем более, что метро в Токио очень чистое, комфортабельное и безопасное. Практически все компании оплачивают своим сотрудникам проездной билет от дома до работы.

Метро в Токио открылось в 1927 году после того, как японский бизнесмен Хаякава Норицугу вернулся из путешествия в Европу, вдохновленный увиденной там подземной железной дорогой. За достаточно короткий срок он собрал необходимый капитал и проложил первую в Азии линию метро. Сейчас Токийский метрополитен занимает первое место в мире по числу перевезенных пассажиров в год — 3,66 млрд человек. Оно насчитывает 304 км путей и 285 станций. Около 85% линий метро проходит под землей, и только 15% по поверхности (сказывается нехватка земли и ее дороговизна).

Токийский метрополитен эксплуатируется двумя конкурирующими компаниями. Большинство линий принадлежит частной Tokyo Metro, еще несколько находятся под управлением Токийского муниципального транспортного бюро. Так как эти компании полностью независимы, при пересадке с одних линий на другие необходимо покупать отдельный билет (это не касается тех, кто пользуется универсальными магнитными проездными).

Смотрите моё видео про токийское метро:

Подписаться на канал

01. Итак, давайте спустимся и посмотрим, что японцы придумали )

02. Автоматы по продаже билетов выглядят как-то так. С виду они довольно страшные — в них есть много отделов для приема мелочи, карт и банкнот. Что интересно, мелочь можно засыпать сразу всю, автомат сам ее рассортирует и посчитает.

03. Многие турникеты двусторонние, и пассажиры могут как входить в метро, так и выходить из него через один турникет.

04. Турникеты разных цветов, так как в токийском метро до сих пор есть ветки разных компаний. Это неудобно при пересадках: если у вас нет проездного или транспортной карты — придется покупать новый билет. Кстати, турникеты довольно гуманные к нарушителям: при желании их можно легко перешагнуть или просто отогнуть рукой створку. Но мы же в Японии. Мне кажется, за всю историю токийского метро ни один японец тут не нарушил правила.

05. В токийском метро самая ужасная схема в мире. Она вызывает ужас у европейца! Разобраться в ней на первый взгляд невозможно. Вообще, все что касается графического дизайна у японцев выглядит крайне слабо. Это особенно удивительно, так как традиционное японское искусство очень стильное и лаконичное, но вот как так вышло, что сейчас они делают подобные схемы, я не понимаю.

06. Токийский метрополитен перегружен информацией. Вот, к примеру, вход в метро. Тут тебе и название станции, и название всех веток, куда можно сделать пересадку, и куча рекламы на каждом столбе.

07. Что удобно, на пересадках пишут, сколько метров надо идти до каждой станции. Очень не хватает такого в Москве.

08. Все выходы на всех станциях имеют свой номер.

09. По одной линии могут ходить разные поезда с разным количеством вагонов. На платформе есть указатели, где будет дверь каждого поезда. При этом указывается не просто место, где будет дверь, но и номер вагона, а также есть ли в этот вагон доступ для инвалидов. Номера вагонов указываются не случайно, позже вы поймете, зачем.

10. На табло показывают, во сколько придет какой поезд и, соответсвенно, сколько у него будет вагонов.

11. Японцы очень любят рассказывать пассажирам все, что знают! На каждой станции будет такое количество информации, что за день все не изучите. Обязательно выложат все чертежи станции ) Вот, к примеру, разрез.

12. Вот план переходов! Разобраться в нем нереально ))))

13. Будут еще обязательно планы всех уровней и переходов. Разобраться в них без архитектруного или строительного образования все равно не получится )))

14. Спасибо хоть названия дублируют на английском. Но это еще не все. Обратите внимание, что у каждой линии есть свое буквенное обозначение, а у каждой станции есть номер. Это очень удобно, когда ты объясняешь человеку маршрут. Например, «Садитесь на станцию K6 и едете до Y10». На схеме линии еще указывается, сколько минут ехать до каждой станции!

15. Как я уже говорил, японцы очень любят все подписывать и указывать. Вот к примеру на стене станции табличка с названием будет висеть через каждые 10 метров.

16. И не просто табличка, а табличка светящаяся! И название напишут обязательно два, а может и три раза, чтобы наверняка! И покажут, в какую сторону какая станция. В общем, если привыкнуть, заблудиться будет нереально.

17. Но и это еще не все. На столбе будет висеть вот такая схема линии! Тут показаны схемы вагонов на каждой станции.

18. Пассажир по этой схеме может понять, в какой вагон ему лучше садиться! Например, если вы с коляской и вам нужен лифт, то выбирайте на станции Y12 4-й вагон! Также можно заметить, что на всех станциях есть туалеты.

19. И это еще не все! В вагонах можно встретить вот такие схемы перед каждой станцией. Вам показывают, в каком вы находитесь вагоне и куда надо идти к выходу. Где лестница, где эскалатор, где пересадка. Невероятно удобно. У нас обычно человек выходит из поезда и начинает искать, куда ему идти. А тут, даже оказавшись на станции впервые, люди знают дорогу.

20. Как вы знаете, главное для японца — это не доставлять неудобства другим. Поэтому везде висят напоминания, что звук на телефоне должен быть отключен.

21. Об этом напоминают с каждого угла. Даже на ручках висят таблички. За все время, что я был в Японии, я ни разу не видел, чтобы у кого-то звонил телефон. Мне кажется, что японцы выпускают телефоны без звонка сразу )

22. Интересное решение с лестницей. Полоса на спуск делается шире, чем на подъем. Почему? Просто на спуск обычно идет сразу много людей волнами и им надо больше места. А поднимаются люди равномерно и им достаточно 1/4 от всей лестницы. Не встречал такого в других метрополитенах.

23. Почти на всех станциях есть лифты прямо с платформы. А может быть и на всех ) Мне станции без лифтов не встречались.

24. Конечно, будут туалеты и пеленальные комнаты

25. Питьевой фонтанчик прямо на платформе

26. Обязательно вендинговые аппараты с напитками. Как вы знаете, у японцев особое отношение к мусору. Урн в городе вы не найдете, так как каждый должен отвечать за свой мусор. Например, если вы в магазине купили банку пива, то потом можете эту банку им вернуть и они обязаны будут ее утилизировать. Такая же система с вендинговыми аппаратами — около них есть специальные урны для купленных напитков. Подразумевается, что другой мусор вы туда не можете выбросить.

27. На резких поворотах можно встретить зеркала, чтобы вы знали, что творится за углом )))

28. Еще в токийском метро очень необычная реклама. Японцы делают зеркала, а под ними рекламный баннер.

29. Как обычно, все ужасного дизайна. Подразумивается, что вам захочется посмотреться в зеркало, и вы обратите внимание на рекламу.

30. Уголок колхоза )))

31. На некоторых платформах пути отделены стеной.

32. На некоторых полутрометровым барьером.

33. Забавно, но на станциях работают в основном мужчины. У нас встречают и провожают поезда женщины.

34.

35. Поезда ходят строго по расписанию. В утренние часы на некоторых линиях ходят скоростные поезда, которые пропускают часть остановок. У каждой линии есть установленное время для своего “первого” и “последнего” поезда. Обычно это около 5-ти утра и 12-ти ночи соответственно. Система безопасности основывается на множестве камер наблюдения на станциях и в переходах и труде многочисленных станционных работников. По громкоговорителю без перерыва просят не подходить к краю платформы, передают информацию о прибывающих и отбывающих поездах.

36. Обновленная модель поезда серии E235 EMU, состоящего из 11 вагонов. Он безопаснее обычных, а внутри больше места для провоза багажа и мест для инвалидов и детских колясок. Поезд ходит по линии Яманотэ — кольцевой линии с самым большим потоком пассажиров и одной из лучших линий для путешествий по Токио (проходит по многим достопримечательностям).

37. Не все поезда и платформы удобны для колясок.

38. Интерьер старого вагона.

39. Интерьер нового вагона.

40. Пассажиры выстраиваются в аккуратную очередь.

41. Никто не толкается, никто не пролезает вперед. Первый пришел — первый зашел.

42. Во всех вагонах есть ручки на поручнях. Это очень удобно!

43. При этом висят они низко, так что даже дети могут держаться

44. Как и на станциях, в самих вагонах куча информации на всех поверхностях. Все разного дизайна.

45. В одном вагоне может быть несколько табличек, предупреждающих быть осторожными с дверьми. Вариант с пальчиком.

46. Вариант с зайцем, которому при открывании засосало руку! При этом японцы могут даже на одну дверь наклеить несколько одинаковых по смыслу табличек.

47. Над сидениями есть полки, которыми все активно пользуются. Уровень преступности достаточно низкий, чтобы все спокойно оставляли свои вещи на полках и мирно засыпали.

48. Стекла вагонов защищают от ультрафиолета, на окнах всегда есть шторки-жалюзи. Зимой все сидения подогреваются, а летом вагоны обязательно кондиционируются.

49. Так как поверхностей для рекламы на стенах вагонов не хватает, японцы придумали подвешивать ее к потолку! Адок )

50. Через все вагоны можно пройти.

51. Отдельная история с различной метрошной рекламой. Японцы очень любят плакаты. Они постоянно меняются, и можно собрать интересные коллекции. Часто пассажиров изображают в виде животных. Так японцам понятнее )))

52.

53. Креатив.

54. Много плакатов, предупреждающих об опасности использования телефонов.

54. О том, что люди с мобильными телефонами блокируют поток пассажиров, тем самым задерживают поезда.

55. Еще написано, что заскакивать в поезд в последнюю секунду абсолютно неприемлемо и очень опасно.

56. «Перестаньте набирать сообщения на ходу».

57. Крутой плакат, который меняется в зависимости от угла зрения, как старые календарики.

58. Пассажир.

59. Как вам токийский метрополитен?

Лондонское метро

Метро в Сингапуре

Метро в Лиссабоне

Московское метро

Метро в Будапеште

Тегеранское метро