November 14, 2017

Саратову осталось недолго...

Фото: Троллейбус Саратова и Энгельса

Пока самые продвинутые города мира развивают новые системы электротранспорта, мы свои разваливаем. Сценарий всюду один и тот же.

Сначала крепкие хозяйственники из мэрии перестают следить за состоянием трамвайных путей и контактной сети троллейбуса. Потом (или одновременно) пускают на рынок внутригородских перевозок частников на маршрутках. Всякие ИП, которые владеют маршрутками, – лучшие друзья любой мэрии! Ведь они генерируют много кэша, который невозможно подсчитать, а из бюджета на частников ничего тратить не надо. Ни на состояние машин, ни на обновление инфраструктуры, ни на безопасность пассажиров. Можно даже остановочные павильоны не ставить: народ выйдет и в чистом поле, не привыкать. Разве что дороги надо иногда отремонтировать.

Всё это происходит на фоне накопления гигантского долга перед энергетиками. Оно и понятно: энергоэффективность устаревших и десятилетиями игнорируемых трамвайных и троллейбусных систем нулевая, из бюджета деньги выделяются со скрипом. Города любят тратить деньги на дороги, перекладывание плитки и большие праздники (а теперь ещё и на детские городки), но не на электротранспорт.

Когда стараниями ГУПов и МУПов инфраструктура приходит в упадок, а подвижной состав устаревает физически и морально, трамваи и троллейбусы начинают ходить редко и постоянно ломаться.

Пассажиры не выдерживают. Сначала они просто жалуются, а потом почти в полном составе пересаживаются на "быстрые и удобные" маршрутки. Автомобилистов трамваи с троллейбусами тоже сводят с ума, и они обвиняют электротранспорт в создании пробок в городе (а-ха-ха-ха!).

Почуяв настроения народа, в этот момент, будто чёрт из табакерки, из мэрии выскакивает какой-нибудь заммэра по вопросам транспорта, строительства, ЖКХ, нанотехнологий, оперы и балета и оглашает свой вердикт: "Трамваи и троллейбусы – устаревшие, неэффективные и убыточные виды транспорта!" А сам уже представляет, сколько тонн металлолома можно будет сдать и сколько прекрасной земли в центре города, на месте бывших депо, можно отдать под коммерческую застройку.

Дальше он начинает нести какую-то чушь о том, как город вот уже к лету закупит партию экобусов/электробусов (которых в пригодном для российского климата виде не существует в природе).

Под предлогом создания современной системы общественного транспорта в городе окончательно ликвидируют троллейбус и трамвай.

Пассажиров навечно отправляют в плен чадящих маршруток, энергетики распродают на торгах остатки трамвайных депо, мэр и его приближённые радуются, что удалось сэкономить на "неэффективных" трамваях, а частники вообще на седьмом небе, потому что город теперь принадлежит им.

Я описал стандартную ситуацию. Всё это может произойти в любом городе России с населением от 100 тысяч до 15 миллионов. Сейчас на очереди Саратов.

Фото: Троллейбус Саратова и Энгельса

Больше года назад я писал о том, как в этом поволжском городе встал электротранспорт из-за долгов оператора перед энергетической компанией СПГЭС. Так вот, за год положение саратовских трамваев и троллейбусов не выправилось. Всё стало только хуже.

Долг вырос до 100 миллионов рублей, и МУП "Саратовгорэлектротранс" лишается двух депо и трёх подстанций, которые фактически были заложены в банке.

Видимо, совсем скоро в Саратове останется только одно троллейбусно-трамвайное депо (№1). Через год-другой очередной чиновник из мэрии будет презентовать новые автобусные маршруты и инновационные газовые ПАЗики, выдавая это за невероятное достижение городского хозяйства. А о трамваях и троллейбусах Саратову придётся забыть.

Фото: Троллейбус Саратова и Энгельса

Пиздец ещё и в том, что Саратов исторически – один из самых "троллейбусных" городов России. Всего в трёх километрах, на другом берегу Волги, расположен город Энгельс, главный центр троллейбусного производства СССР и России. Именно отсюда родом легендарные троллейбусы ЗиУ – нынешние "ТролЗа".

Когда-то троллейбусная система Саратова и Энгельса была общей, и междугородные троллейбусы ходили по мосту через Волгу.

Фото: Троллейбус Саратова и Энгельса

В 2004 году власти ликвидировали контактную сеть на Саратовском мосту, и знаменитый маршрут №9 перестал работать. Связь между городами была разорвана, троллейбусная система разбилась на две независимых.

Понимаете, в чём прикол? У мэрии Саратова была (и остаётся до сих пор, пусть и призрачная) возможность закупать на заводе в Энгельсе новые троллейбусы для города. И платить 0 (НОЛЬ) рублей за их транспортировку. Достаточно наладить контактную сеть на мосту, и троллейбусы будут добираться до Саратова своим ходом.

В идеале можно было бы воссоздать единую троллейбусную сеть Саратова и Энгельса. Спрос на пассажирские перевозки на другой берег Волги существует, но сейчас их осуществляют автобусы. Звучит как бред, но это правда.

Фото: Троллейбус Саратова и Энгельса

Если бы системой электротранспорта в Саратове кто-то занимался, то в плане обеспечения подвижным составом она обходилась бы городу дешевле, чем большинству других населённых пунктов России. Но эффективные управленцы довели её до банкротства и развала.

Кстати, если саратовские власти думают, что развал системы электротранспорта – это популярное в народе событие, то они слегка ошибаются. Вот вам пара живых комментариев:

Удачи на следующих выборах ;)