Новости
October 28, 2017

Убыточному "Первому каналу" выделят 3 млрд рублей из бюджета

В пятницу 27 октября Госдума в третьем чтении приняла законопроект "О внесении изменений в ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов", согласно которому "Первому каналу" будет выделена субсидия в размере 3 млрд рублей. Эти деньги пойдут "на возмещение затрат, связанных с производством и приобретением программного продукта, наполнением им телеэфира и с обеспечением мероприятий по доведению его до телезрителей".

В тот же день Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям сообщило, что оно разрабатывает правила предоставления субсидий "Первому каналу". В проекте документа говорится, что субсидии предоставляются для того, чтобы "Первый канал" мог расплатиться с "Останкино" за аренду оборудования, с "Российской телевизионной радиовещательной сетью" за трансляцию программ и с "Космической связью" за предоставление каналов связи. Кроме того, эти деньги "Первый канал" сможет использовать для оплаты лицензий, авторских вознаграждений и производственных работ.

Менеджмент "Первого канала" всегда старался не афишировать тот факт, что вещатель получает господдержку. Наоборот, руководство канала публично заявляло, что вещатель в отличие от ВГТРК живет исключительно на доходы от рекламы и продажи лицензионных прав. <…>

В действительности же "Первый канал" уже много лет получает субсидии из федерального бюджета на распространение аналогового сигнала в городах с населением менее 100 тыс. человек. Просто аудитория этих небольших городов не монетизируется – телеизмерения ограничены крупными городами, и рекламодатели платят только за показ их рекламы в городах с населением свыше 100 тыс. человек.

Из последней доступной отчетности ОАО "Первый канал" (с 2017 года – просто АО) следует, что в 2015 году "Первый канал" получил из федерального бюджета на распространение сигнала в небольших городах более 4,2 млрд руб. Кроме того, тогда вещатель также получил на производство и закупки контента еще 3,5 млрд руб. – в рамках разовой помощи всем СМИ с государственным участием в кризисный год после резкой девальвации рубля в декабре 2014-го.

В 2016-м господдержка "Первому каналу" отдельно не раскрывалась, но, как следует из отчета о прибылях и убытках АО по РСБУ в базе "СПАРК-Интерфакс", субсидии из бюджета тогда не превысили 5,2 млрд руб. Столько составили "Прочие доходы", по которым в отчетности отражается господдержка. <…>

Уже не первый год он ["Первый канал"] теряет зрителей. В 2016-м среднесуточная доля целевой аудитории "Первого канала" (зрители 14-59 лет) снизилась, по данным Mediascope, на 1,1 процентного пункта, до 11,6% (это означает, что программы "Первого" в среднем выбрали 11,6% всех россиян указанного возраста, смотревших телевизор). В этом году целевая аудитория вещателя также падает: за девять месяцев среднесуточная доля снизилась, по оценке Mediascope, на 0,8 процентных пункта, до 10,7%.

Отток зрителей напрямую влияет на доходы вещателя. Реклама на ТВ продается по так называемым пунктам рейтинга, отражающим количество зрителей, увидевших стандартный 30-секундный ролик. Чем меньше целевая аудитория канала, тем меньше пунктов рейтинга можно продать рекламодателю. <…>

Кредиторская задолженность АО "Первый канал" на 31 декабря 2016 года превышала 12,8 млрд руб., следует из данных "СПАРК-Интерфакс".

РБК