October 4, 2017

Токио: маленький Нью-Йорк, маленькая Москва, рыба и Тарковский

Сегодня расскажу о моём последнем дне в Японии, который я провёл в Токио. Я давно тут не был и успел забыть, что японцы по-своему понимают такие словосочетания, как "городская среда", "общественное пространство" и "город, комфортный для жизни".

Эстакады и небоскрёбы вгоняют в тоску, а цветной рекламы я насмотрелся в Нью-Йорке и Лондоне. Если ты не офисный клерк или, скажем, не продаёшь на рынке тунца за сотни тысяч долларов, в Токио делать нечего. Ладно, на самом деле, японская экзотика может быть очень мила, хоть и несколько диковата на европейский и даже русский взгляд.

А закончилось моё путешествие вообще ужасно (на этот раз без спойлеров)... Хочу назад, в Киото, к гейшам!

Из Киото еду в Токио на поезде "Синкансэн". Скоростные поезда в Японии начали постоянно курсировать ещё в 1964 году, всего на 35 лет раньше, чем в России. Сначала они ездили по узкоколейке, что сильно ограничивало скорость движения, но со временем японцы построили полноценную сеть железных дорог со стандартной шириной колеи в 1435 мм. Сейчас "синкансэны" гоняют со скоростью 270 км/ч. Скорость ограничена из-за опасности землетрясений, хотя поезда умеют останавливаться автоматически при подземных толчках. Не забудьте почитать мой пост о том, как устроены железные дороги Японии!

К 8 утра попадаю на один из токийских вокзалов, и тут настоящий ад. Гигантские толпы! Люди нескончаемым потоком идут из метро к поездам, разбегаются по офисам...

Фото плохо передаёт атмосферу, но я скоро смонтирую и выложу видео. Когда тысячи мужчин и женщин в одинаковых костюмах и белых рубашках идут в сторону офисов, выглядит это шокирующе.

Токио, как и другие большие японские города, весь опоясан различными эстакадами, многоуровневыми развязками и другими элементами дорожной инфраструктуры.

В последнее время появилась мода на тоннели. Сейчас к Олимпиаде-2020 строят гигантский круговой тоннель, вроде поздемного МКАДа. Он платный, въезд стоит $8, зато можно будет без проблем проезжать под центром города. Тоннель уже частично открыт.

Ещё тут есть дороги, проложенные под офисными центрами. Вот схема подземного кольца, которое соединяет подземные паркинги с бизнес-центрами.

Так выглядит подземная дорога.

Парковки, как правило, многоуровневые.

Сложно встретить японца, который не смотрит в телефон. Все живут в гаджетах.

Маленький автобус. Несколько раз видел такие в Токио. Хорошая тема как полноценная замена обычным автобусам на низкозагруженных маршрутах. Они чуть больше маршруток, зато ездят по расписанию, на них действуют проездные, они доступны для маломобильных пассажиров. Конкретно этот автобус – электрический. В Токио их появляется всё больше. Такие автобусы начала поставлять городу уже и "Тойота", что по идее должно сделать их более доступными. Кстати, уже появилась технология их бесконтактной зарядки, скоро это станет нормой.

Большинство токийских автобусов не только оборудованы Wi-Fi, но и полностью приспособлены для инвалидов, мам с колясками и пенсионеров. Автобус подъезжает, двери открываются, и ты просто заходишь. Нет ни ступенек, ни каких-либо других препятствий на пути пассажира. Тут даже крупно написано: "Non-step bus".

Машина стоит у посольства Косово. Япония стала одной из первых стран, которые признали независимость республики (ещё в 2008 году).

Парковочная полиция. Люди ходят с фотоаппаратами и выписывают штрафы. Штраф за неправильную парковку – порядка $150. Вдобавок к этому могут ещё отправить на принудительные работы. Сначала ты выслушаешь лекцию о том, как важно правильно парковаться и какой ты мудак, а потом пойдёшь работать регулировщиком и помогать полиции. Таких людей в форме много, они ходят по улицам и ищут машины нарушителей, поэтому правила все стараются соблюдать.

Вид на Токио

Метромост через реку Сумида

Строительство тоннеля, который пройдёт под центром Токио

Иногда японцы выставляют мусор на улицы, как в Нью-Йорке. Чтобы он не разлетался на ветру, его накрывают специальной сеткой.

Но в некоторых местах забывают или забивают.

К мусору очень строго относятся. В каждом районе есть свой "мусорный календарь", по которому выносят определённый тип мусора в определенные дни недели. Мусор, вынесенный в неназначенный день, останется нетронутым, не считая того, что на него наклеят предупреждающую наклейку. Если и это не поможет, то мусор перестанут забирать совсем, пока не будет заплачен штраф. О том, как в Японии справляются с мусором, читайте в этом посте.

Посольство Косово выкинуло старое колесо, и администрация города или района поставила предупредительную табличку о том, что свалка мусора здесь запрещена. Дипломатам придётся убрать колесо, иначе они получат штраф.

На тротуаре – стикер с предупреждением о том, что запрещено курить и бросать мусор. Я сначала подумал, имеется в виду, что если будешь курить, уронишь смартфон )

Центр Токио

Несмотря на то, что по Токио протекает несколько рек, в Японии нет совершенно никакого понимания ценности воды в городе. Самые красивые пространства никак не используются. Обычно к воде в Токио выходят какие-то технические фасады, никогда не встречаются обустроенные набережные. В Европе здесь была бы прогулочная зона и уличные кафе, но это не для японцев.

Над реками часто делают эстакады. Какой-то необъяснимый феномен.

Самые красивые места отводят для того, чтобы над ними проезжали автомобили.

А здесь эстакада проходит прямо над старым мостом, видны старые фонари. Представьте себе такую эстакады над конями Клодта в Питере.

В Японии вы практически не встретите пустырей или каких-то бесхозных пространств. Даже если такое место появляется, его огораживают сеткой, чтобы там никто не спал, никто ничего не складировал и т.д.

Всего в Токио больше десяти крупных рынков, где торгуют рыбой и морепродуктами, но самый большой и известный из них – тот, что находится в районе Цукидзи. В современном виде он существует с 1935 года. Здесь покупают и продают тысячи тонн разной морской живности.

Главный аттракцион, привлекающий туристов, – это тунцовый аукцион. Эту рыбу тут продают за бешеные деньги, прежде всего ценятся особо крупные экземпляры. Например, в январе 2017 года голубого тунца весом 212 кг продали почти за $640 000. Туристов на аукцион и на сам рынок пускают ограниченно, мне в этот раз попасть не удалось.

Рынок собирались перенести на другое место к 2015 году, чтобы построить здесь стадион. Пока до этого не дошло, но, может, ещё успеют к Олимпиаде-2020.

Самоходная платформа для перевозки товара

В кварталах вокруг рынка расположены заведения национальной кухни, где подают суши, сашими, донбури, рамэн и множество других блюд.

Самые раскрученные легко вычислить: в них всегда стоит большая очередь (чаще из туристов, но и из местных тоже), в которой можно провести несколько часов.

Рыба в местных лавках и ресторанах самая свежая, обычно утреннего улова.

К Олимпиаде 2020 года город преображается, и некоторые улицы Токио реконструируют на европейский лад. Например, делают отдельные велодорожки (хотя в Японии выделенная велоинфраструктура – большая редкость), ставят новые фонари, убирают провода под землю.

Зелень, клумбы, мощение плиточкой – японская версия программы "Моя улица".

Центральная улица вымощена плиткой.

Фонари ещё стоят, но проводов уже нет. Губернатор Токио Юрико Коикэ сказала, что к 2020 году все провода исчезнут. Провода – большая проблема для Японии, потому что из-за частых землетрясений всё электрооборудование вешали прямо на столбы, и города были сильно захламлены визуально.

Мощение улицы в бизнес-районе. По традиции в Токио в некоторых местах не делается разделения между тротуаром и проезжей частью. Тротуар просто отделён от дороги цветной плиткой (в данном случае белой). Хотя здесь, похоже, вся улица пешеходная.

Качество работ очень высокое. Обратите внимание, как подогнаны все детали. Решётка ливневой канализации и вся плиточка на углах лежит очень ровно.

Даже люк как будто вмонтирован в каменную кладку. Представляете, как они заморочились, чтобы его замаскировать?

Вообще, общественных пространств в европейском представлении в Токио довольно мало. Иногда их можно встретить около офисных центров.

Ну а рядом, скорее всего, будет японский уголок этой зоны: какой-нибудь маленький садик с каменной дорожкой и фонтанчиком.

Некоторые улицы выглядят очень по-японски.

Вот одна из главных улиц Токио в квартале Гиндза – вся в вертикальной рекламе, такой аналог Таймс-Сквер в Нью-Йорке.

Здание местного КГБ похоже на наше здание КГБ до реконструкции )

В центре куча рекламы, местами действительно напоминает Таймс-Сквер.

Местами – какие-то европейские города.

А здесь просто один в один Нью-Йорк.

Типичный манхэттенский вид, если не всматриваться в баннеры и билборды. Гиндза – практически копия 5-й авеню.

А кое-где Токио похож на Пекин с его широченными проспектами.

Или на Шанхай с эстакадами, идущими на уровне пятого этажа убогих жилых зданий.

Вот вам немного кадров из "Соляриса" Тарковского ;) Именно Токио режиссёр выбрал для образа города будущего.

В одном из книжных магазинов продаются диски и книги с эротикой. Объявления рассказывают о том, когда эти женщины заглянут в магазин на автограф-сессию.

Можно купить книгу или диск и потом снова прийти с ним в магазин, чтобы его подписала любимая героиня.

Места для курения можно вычислить по большим скоплениям народа. Обычно это вот такие загончики.

Иногда в парках есть зоны для курения, то есть парк может делиться на две части: одна для курящих, другая для некурящих. В курящей части будет стоять куча людей, смотреть в смартфоны и дымить.

Иногда это просто закутки на улице, которые отделены специальной сеткой. Там грязно, дымно и вообще не особо приятно.

В ресторанах для курения делают специальные комнаты с вытяжкой и пепельницей по центру.

Популярное развлечение среди туристов в Токио – взять напрокат карт MariCar. В центре города на них можно гонять прямо улицам. Вместе с картом можно арендовать костюм героя какой-нибудь видеоигры и в таком виде разъезжать по дорогам общего пользования. Сначала аттракцион назвали в честь Марио, но из-за претензий со стороны Nintendo название пришлось урезать.

Хипстерский Токио выглядит так.

Полицейский участок и полицейские велосипеды

Купил мяса, хотел привезти его в Москву. Этот кусочек и несколько котлеток стоили $400. Но в аэропорту собралась целая комиссия, и мясо конфисковала санитарная инспекция! Мне было сказано, что мясо должно пройти карантин...

Это полнейший бред, потому у меня был и чек, и санитарный сертификат, а само мясо было в вакуумной заводской упаковке. В общем, на него были все документы. И какого хрена таможенники в аэропорту Токио отняли у меня вкуснейшее мясо, из которого я хотел сделать стейк себе на вечер, я не понимаю. Это возмутительно!

Поэтому будьте осторожны: при выезде из Японии мясо конфискуют. Полчаса спорил с таможенниками, но безуспешно. Мясо забрали, а я улетел в Москву.

Киото: как я ходил по гейшам!

Японские шлюхи

Полет над Киото: странные развлечения японских девушек и лучшее мясо

Осака: двухэтажный мост, квадратные автомобили и отель для животных

Японское железнодорожное чудо "Синкансен"

Токийский метрополитен

Японская мода

Японский мусор

Японский велосипед