September 11, 2017

В Москву пришла настоящая политика

Вчера в России были выборы. Хотя в основном это были региональные истории, есть несколько важных моментов, на которые стоит обратить внимание.

Начнём с того, что зря вы не пришли. Во многих регионах была низкая явка. Я много раз писал, почему надо ходить на выборы, даже если вам кажется, что выбирать некого. Даже если в бюллетене будет два сорта говна, надо сделать сложный выбор, но дойти. А чтобы были нормальные кандидаты, надо активнее участвовать в политической жизни. Без этого невозможны никакие изменения.

Что касается самих выборов без выбора, то тут всё предсказуемо скучно. В большинстве регионов не было никаких сюрпризов и никаких интриг. Клоунада с "Единой Россией", против которой борются отважные коммунисты, непокорные ЛДПРовцы и храбрые "эсэры", уже никого не устраивает. Это, конечно, блядский цирк. Люди пытаются изображать, что у них разные повестки, что они борются за избирателей, но на самом деле всё это пыльные мешки политического мусора. Их время давно прошло, а то, что они до сих пор лежат на политической сцене, – это не их заслуга, а просто клининг плохо работает.

Называйте вещи своими именами: все 4 парламентские партии – это разные головы одной гидры, и нет никакого смысла рассматривать их отдельно от тела.

Самые интересные выборы были в Москве. Несмотря на то, что формально это было довольно мелкое событие (выбирали муниципальных депутатов), именно в Москве мы увидели вчера настоящее сражение власти и оппозиции.

Здесь хотел бы тезисно отметить важные вещи.

Но для начала небольшая предыстория, если вы не следили:

Формально у мундепов мало полномочий, но присутствие в муниципальных собраниях важно для прохождения пресловутого муниципального фильтра на выборах мэра, которые будут через год. Кандидату надо иметь подписи 110 депутатов в разных собраниях, а всего их 127! Если помните, Навальный в 2012-м собрать подписи не смог, но тогда "ЕдРо" ему их подарило, чтобы он мог участвовать в выборах. Кроме того, выборы важны для вовлечения новых людей в политику. Это хорошая возможность потренироваться, сплотить сторонников. Многие люди именно так начинали свою политическую карьеру, например тот же Кац.

Дмитрий Гудков и Максим Кац сколотили фантастическую коалицию, они выдвинули более 1000 (!!!) независимых депутатов. Что значит "независимых"? Это люди, которые оппозиционны к действующей власти, которые никак с ней не связаны, на которых сложно оказать давление. Это люди, которые имеют своё мнение и не будут голосовать по указке. Именно такие депутаты смогут представлять интересы жителей.

Мэрия выдвинула, как обычно, учителей, директоров школ, главврачей и т.д. Такие люди обычно никак в жизни района не участвуют, а просто формально голосуют, поддерживая все решения Партии. На них очень просто влиять (они же бюджетники), а выборы для них – это такая соцнагрузка.

Выборы были интересны тем, что никто особо не мешал оппозиции. Нарушения были единичные. Кандидатов не снимали по беспределу, серьёзных вбросов и фальсификаций в день голосования не было. Мэрия выбрала тактику обгона соперника на низкой явке. Я несколько раз уже писал, что не было никакой рекламы и информации, многие москвичи просто не знали, что были выборы, и не пришли на участки. Планировалось, что низкая явка позволит легко провести в мунсобрания нужных для власти депутатов. Но что-то пошло не так...

Пока ещё посчитали не все голоса, но уже видно, что Гудков-Кац провели около 200 своих депутатов. Это беспрецедентный успех. Такого ещё никогда не было. В 10 муниципальных советах оппозиция получила большинство (это данные по тем округам, где обработаны более 90% протоколов), а в некоторые собрания вообще не прошёл ни один единоросс!!!

Московская история показывает, что на открытых выборах соперничество идет между "ЕдРом" и независимой оппозицией. Никаких других партий и сил не существует. КПРФ, ЛДПР, СР и другие ничего не смогли сделать на муниципальных выборах. Их результаты ничтожны, они не существуют.

Выборы в Москве показали важную вещь: оппозиция может объединяться! Гудков-Кац смогли собрать под одной крышей совершенно разных людей. Они смогли договориться с "Яблоком", несмотря на сильное противодействие Митрохина, они смогли договориться с Ильёй Яшиным, несмотря на личную неприязнь. Это была большая подводная часть, которая не видна широкой публике, но работа была проделана колоссальная. Думаю, они сами об этом расскажут. Не удалось договориться только с Навальным.

Навальный и его команда на этих выборах невольно играли на стороне мэрии, устроив Гудкову-Кацу информационную блокаду. Из-за личных обидок на Максима Каца Навальный отказался поддержать 1000 независимых оппозиционных политиков. Это особенно гнусно по отношению к Дмитрию Гудкову. Здесь надо помнить, что семья Гудковых в своё время поддержала Навального, из-за чего они многого лишились: их выдавили из Думы, начались проблемы с бизнесом и т.д. Алексей ни разу не дал ссылку на единый сайт с независимыми кандидатами, не призвал своих сторонников идти и голосовать. Поддержка была только по нескольким кандидатам (например, по Яшину).

Должен был Навальный вообще поддерживать Гудкова-Каца? Нет, не должен. Но Москву он проиграл. "Яблоко" стало второй политической силой в Москве. Навальный в итоге потеряет многих московских волонтеров и спонсоров. После этой истории Навальному будет уже совсем стыдно говорить, что он единственная оппозиционная сила в стране. Да и пинать "Яблоко" станет сложнее. Оно, может быть, и "сгнило", но у партии теперь 2 сотни депутатов в половине муниципалитетов столицы, а что у вас?

Успех Гудкова-Каца увеличит их политический вес. Сегодня мы имеем команду, которая может создавать за короткое время невероятно технологичные структуры, собирать деньги, вести агитацию в десятках районах Москвы, координировать волонтеров, выигрывать у "Единой России" и делать всё это красиво. Я видел, как устроена эта машина, и могу сказать, что никто в России подобного не делал никогда.

В Москву пришла настоящая политика. Это здорово. Новоиспечённым депутатам желаю удачи. Всем остальным желаю не бояться идти в политику, без этого невозможны никакие изменения.