August 17, 2017

Кто и как просрал Вышний Волочёк

Вы, наверное, думаете, что я сейчас вас как-то удивлю? Может быть, вы ждёте какой-то сильный текст, который откроет вам глаза? Нет... Сегодня будет банальная история, и если поменять в ней названия населённых пунктов и имена героев, вы никогда не поймёте, о каком городе речь. На конкурсе банальных историй про гибель городов русских она бы наверняка получила главный приз жюри...

В Вышнем Волочке долгое время был мэр, бандит и пьяница – он, кстати, несколько месяцев назад от пьянства и умер. Звали его Марк Жанович Хасаинов. Он возглавил администрацию в 1996 году и не уступал никому свой пост вплоть до весны 2009-го, избравшись три раза подряд. При этом с 1997 года он одновременно был депутатом Заксобрания Тверской области, а с 2001-го – председателем областного парламента. Это, кстати, не совсем законно, но Хасаинов сам себе разрешил.

Хасаинов считался одним из самых влиятельных политиков чиновников региона и полновластным хозяином Вышнего Волочка.

Фото: "Афанасий-бизнес"

Жителям города он запомнился строительством спортивных объектов (Дворца спорта и бассейна) и созданием футбольного клуба. Объясняется это просто: Хасаинов окончил институт физкультуры и даже работал физруком в школе. Затем, ещё в советские времена, он создал строительную фирму и был её коммерческим директором, пока в середине 90-х не решил пойти в политику.

Все более-менее независимые региональные СМИ и блогеры связывают Хасаинова с ОПГ "Ростовцы" (или "Ростовские"). Банда, впрочем, происходит не из Ростова, а из Санкт-Петербурга. Пишут, что мафия при активном участии Хасаинова подмяла под себя все сколько-нибудь прибыльные виды бизнеса в Вышнем Волочке: рынки, гостиницы, заправки, аптеки, коммунальное хозяйство и даже, что символично, банно-прачечный комбинат.

Крупные предприятия проще оказалось банкротить, чем захватывать и потом управлять ими. В общем, в Вышнем Волочке был создан такой северный аналог Кущёвки.

На этом месте читатель, скорее всего, скажет: "Да всё ясно – тоже мне, удивил!" А я предупреждал, что удивлять сегодня не буду...

01. Странное чувство всегда преследует меня, когда смотришь на РЖДшные объекты. После того как они сделали ребрендинг, на всех станциях появились модные современные вывески. Они создают иллюзию, что всё не так плохо. Вывеска красивая, табло, на дворе XXI век. Кстати, Вышний Волочёк надо обязательно писать через "ё".

02. На привокзальной площади стоит ещё один памятник Петру I. Символично, что стоит он на фоне пиздеца и разрухи. Город начинается сразу за дверью вокзала. Уже нет асфальта, уже нет благоустройства.

Хасаинов (из фильма Лошака "Путешествие из Петербурга в Москву"):

Конечно, у нас много неблагоустроенности и дороги неважнецкие, но это не вина, а беда всего местного самоуправления в России. Но памятники великим людям, которые сделали столько для Вышнего Волочка, я считаю, нужно было открывать.


Я хорошо знаком со многими вашими [московскими] политиками, меня туда звали в своё время, но это не моё. Вот моё! Это же сказка! Где такое ещё увидишь?
Кадр из фильма А.Лошака "Путешествие из Петербурга в Москву: особый путь"

03. На привокзальной площади стихийная парковка, какие-то непонятные бетонные блоки, разбитые дороги.

04. Из этого места можно было выжать какие-то деньги, так что тут влепили несколько билбордов. В принципе, это очень хорошо характеризует процессы, которые происходят с городом в последние десятилетия. Из него просто выжимают все соки. Гуляют как в последний раз.

05. Деревянные поддоны актуальны во время дождя, когда привокзальная площадь утопает в грязи.

06. Когда-то здесь был парк, но за ним никто не ухаживает.

07. Общепит представлен вот таким ларьком, и всё.

08. Если отойти ещё на 10 метров от вокзала, начинается просто дикая природа.

09. Памятник Ленину стоит без руки.

10. С переходами в городе проблема. С другой стороны, на фоне общей разрухи как-то неудобно даже указывать на переходы.

11. А это трасса Москва – Петербург. Раньше это был настоящий ад для города. Через трассу шёл бесконечный поток фур, круглосуточно был шум, выхлопы... Но несколько лет назад открыли объездную дорогу, и теперь город можно миновать. Объезд стоит 125 рублей для грузовика, но многие экономят и продолжают ехать через город. Въезд грузовиков в город, конечно, надо запрещать... Но нас в данном случае интересует другое. Посмотрите на фото: по одной полосе в каждую сторону...

12. И через эту дорогу построили надземный переход! Внимание, вопрос! Как вы думаете, будут ли люди подниматься на эту адскую конструкцию, чтобы перейти одну полосу движения? Нет. Многие перебегают.

13. Это как раз один из минусов подобных нелепых конструкций: они провоцируют людей нарушать и делают участок дороги более аварийным.

14. Жуткая грязная конструкция, которая требует кучу денег на обслуживание (а их нет)... Можно ли было сделать тут что-то более бесполезное?

15. Переход надо снести, сделать обычную зебру – и всё. Никакого удобного транзита транспорта через города быть не должно. Кому надо быстро – плати деньги и езжай в объезд.

16. Парковка

17. И вот целый день через город идет тяжёлая техника. Сразу за ней дороги заканчиваются.

18. Патриотическое оформление автобуса

19. Автобусная остановка

20. Улица, идущая от вокзала в город

21. На крышах растут деревья.

22.

23. Здания переоборудуют под торговлю.

24.

25. Современная архитектура хорошо отражает общий уровень деградации.

Хасаинову многие вменяют в вину упадок и разрушение стекольного завода "Красный Май", того самого, где в 1944 году создали знаменитое "рубиновое" стекло для звёзд Кремля. Да и всего Вышнего Волочка тоже.

Из проекта "Кремлёвские звёзды" журнала "Такие дела":

Предприятие достойно пережило 90-е во главе с "красным директором" Л. Шапиро. В начале нулевых в совет директоров завода были введены новые люди, которые быстро довели его до банкротства и приватизировали. Главным учредителем ООО "Стекольный завод "Красный май" до сих пор числится Михаил Пружинин, а соучредителем – Андрей Устиновский. Оба находятся уже 5 лет в розыске по громкому уголовному делу в отношении ОПГ "Ростовские".

По общему мнению, "Ростовские" действовали в тесной связке с городской администрацией. Пружинин ("Пружина") и Устиновский официально являлись помощниками мэра, в здании администрации у них были кабинеты. Мэр Хасаинов пробыл у власти почти 15 лет, получив за это время контроль над многими предприятиями города.

В 2009 году в Вышнем Волочке было организовано оппозиционное мэру и его команде движение "Новый город". Власть удалось поменять, но ненадолго. Перед уходом Хасаинов провел через местное собрание закон, ограничивающий срок полномочий главы города до двух лет. В 2011 году мэром стал Алексей Пантюшкин, друг Хасаинова. Срок полномочий был вновь продлен до четырех лет, но трагическое происшествие не позволило исполнить их до конца.

Ранним утром 19 июля этого года Алексей Пантюшкин умер от разрыва сердца в номере-люкс пятизвездочного отеля в Турции. О его смерти сообщила девушка, оказавшаяся с ним в это раннее время в одном номере. Впрочем, упоминания о ней в российскую прессу почти не просочились. Вместе с мэром в пятизвездочном отеле отдыхали еще 12 городских чиновников разного уровня и пола – все без семей. На какие деньги была организована поездка, так и осталось неизвестным. Пантюшкина похоронили на городской Аллее Славы.

Константин Литвин – главный художник завода "Красный май" с 1986 по 2002 гг.:

"В 2002 году пришел новый директор Валов, поставили его питерские товарищи вместе с тогдашним мэром города Хасаиновым. Для начала они решили приватизировать завод. Для того, чтобы купить его за копейки, они его обанкротили. Они обанкротили, погасили все печи и разогнали всех сотрудников. Это был 2002 год. Завод они получили, но обратно он не заработал.

эти странные люди, появившиеся в совете директоров, не слушали меня, не слушали других специалистов и занимались только тем, что выводили деньги из предприятия. Некомпетентность – вот что похоронило наш завод".

Евгений Ступкин – краевед, бывший депутат вышневолоцкой гордумы, один из основателей движения "Новый город":

"У нас же практически процентов 70 предприятий города закрыто или уничтожено с помощью Хасаинова. Он действовал в русле той же политики, что была в Твери и в Москве, просто отличался размерами. Дорогу строили сейчас окружную для федеральной трассы – так выяснилось, что чуть ли не половина земли, по которой она прошла, принадлежит Хасаинову.

До сих пор половина Вышнего Волочка, практически вся инфраструктура города, все системы жизнеобеспечения города находятся в частных руках, то есть контролируются Хасаиновым и его подельниками. Вода, газ, свет, тепло, все. Даже если нет никаких денег, все равно же люди будут за это платить. И тарифы на эти услуги у нас растут стремительно. Это даже не оголтелый капитализм, это что-то другое. Например, раньше можно было различить – вот это бандит, вот это чиновник. Сегодня эти два понятия настолько слились, что стали единым целым".

Сам Хасаинов о "Красном Мае" (в интервью Андрею Лошаку):

"Это было гигантское предприятие, которое делало посуду... Ну я вам уже говорил: кому сегодня нужен хрусталь? Никому! Люди покупают какие-то изящные изделия, да? А там было много газа, много электроэнергии. Громадная инфраструктура – они содержали целый посёлок! Сегодня посёлок содержит администрация, потому что как такового "Красного Мая" не существует.

Мне трудно сказать [что с ним делать]... Сегодня площадок для производства стекла, посуды, профилита, ещё чего-то в России много. Поэтому... Идёт поиск инвесторов, но насколько он будет успешным? Я думаю, там быстрее всего надо делать какой-то коттеджный посёлок: там рядышком речка... Вот, наверное, тут какой-то есть реализм. А остальное...

26. Красиво

27. Центральная остановка

28. Центральная площадь

29. Продают компакт-диски и гробы.

30. Анонс

31. Почта России. Без резиновых сапог лучше не подходить.

32. Здание городской администрации

33. Сразу за ним начинается разруха. Дорога заканчивается...

34. Большая часть территории Вышнего Волочка – это умирающая деревня без дорог.

35. Улицы выглядят вот так:

36. Центр города

37. Дворы

38.

39.

40. Двор в центре

41. Когда-то тут была цивилизация.

42. Болото с покрышками в самом центре города

43. Так получилось, что сетевой продуктовый магазин вроде "Пятёрочки" стал во многих районах самым красивым и современным зданием. "Пятёрочки" заменили храмы.

44. А ещё в городе перестали убирать мусор.

45. По всему Вышнему Волочку – завалы гниющих отходов.

46. Жители уже привыкли.

47. Животные и птицы растаскивают мусор, он гниёт на солнце.

48. Прекрасный русский город

49. Здесь невероятная красота

50. Представляете, что можно было бы из него сделать?

Нынешний мэр Александр Борисов тоже сидит в администрации с незапамятных времён. С 2002 по 2008-й и с 2011 по 2015-й годы он был заместителем мэра, а в 2015-м сам стал градоначальником.

Кстати, он сменил на посту 46-летнего Алексея Пантюшкина, того самого, который осенью 2015 года поехал отдыхать в Турцию вместе с другими чиновниками из администрации Вышнего Волочка и там же и умер. То есть городом до сих пор управляют друзья и соратники Хасаинова.

Губернатор Тверской области Игорь Руденя:

"Имя Марка Жановича навсегда вписано в историю Тверской области. Являясь яркой и сильной личностью, в новых условиях развития региона и всей страны он стал одной из самых заметных общественно-политических фигур. Его опыт, управленческие качества стали надежной опорой в принятии важных решений регионального парламента, направленных на укрепление экономики и достижение социальной стабильности".

Марк Хасаинов:

Могу сказать, что в Вышнем Волочке не принято рассуждать о том, кто виноват. Во всяком случае в кругу моих единомышленников это правило соблюдается очень четко. А вот вопрос "что делать?" всегда актуален. Все положительное, чего достиг город в своем развитии, – плод труда команды.

<...>

– А за что вас поругивают в городе?
– За работу, конечно. Иногда обидно становится, но я часто повторяю в этих случаях, что я не червонец, чтобы всем нравиться. Знаете, что мне больше всего не нравится? Передергивание фактов.

<...>

Я горжусь Вышним Волочком, люблю его с самого детства и хочу, чтобы город расцветал и развивался, а вышневолочане были счастливы, удачливы и любимы!

53. На самом деле Вышний Волочёк никто не любит.

Подписаться на канал

Враги России оккупировали ещё один город