June 13, 2017

Хочу сделать предложение главе администрации Тюмени!

Хотел бы я сейчас сидеть на белоснежном пляже где-нибудь на райских островах Океании, любоваться кровавыми закатами и потягивать молодое молдавское вино! Но я сижу дома в Москве, за окном дождь, молдавские вина ещё под запретом, а будущее туманно. Вместо кровавого заката у меня перед глазами ответ тюменских строителей и мэра (!!!) на мои замечания по улице Мельникайте. Вот уж не думал, что мы будем так мило общаться. Мэр даже записал видеообращение!!! Рад, что одним видеоблогером стало больше ;)

Напомню, с чего всё началось. В Тюмени решили реконструировать одну из главных улиц города, которая проходит через жилую застройку. По плану строителей она должна превратиться в бессветофорную магистраль с красивыми эстакадами, тоннелями, развязками. Пешеходов загонят в подземные и надземные переходы. Всё для людей. Когда я увидел проект, то очень удивился. Потом показал этот проект знакомым транспортным экспертам. И знаете что? Я видел в их глазах ужас! Словно сам сатана спустился на землю в виде проекта реконструкции улицы Мельникайте в Тюмени. Вы бы видели, как бледнели транспортные эксперты... Ну что вы хотели: российская урбанистика – она такая, тут не только побледнеешь, тут ещё и заикаться начнешь после просмотра очередного проекта.

Итак, на мою критику пришел ответ! Но для начала ещё одна аналогия... Представьте, что вам нужно построить хороший дом, где будет удобно жить разным людям: правильные подъезды, удобные квартиры, красивый фасад и так далее. Кого вы позовёте для этого? Скорее всего, это будет архитектор, который знаком с принципами застройки и планировки жилья. А вот в Тюмени в первую очередь позовут водопроводчика, который понятия не имеет обо всём этом, но знает, как кидать трубы и настраивать горячую и холодную воду.

С улицей Мельникайте аналогично: проект защищают не транспортные планировщики, а строители-дорожники. Если вы не в курсе, первые как раз планируют и изучают потоки всего транспорта (не только автомобильные, но и пешеходные, велосипедные, автобусные и прочие), как их развести и к чему это приведёт, а вторые уже на основе этого строят. Когда за планирование начинают отвечать строители, то получается не как правильно, а как легче, быстрее и дороже.

"Ну что вы жалуетесь! На видео и картинках же прекрасно видно счастливых людей вдоль шоссе и как машинки двигаются без пробок по новым развязкам на уровне третьего этажа дома напротив!" – примерно так можно охарактеризовать ответ тюменских строителей на анализ проекта реконструкции улицы Мельникайте в Тюмени. Был ещё видеоответ мэра, но в лучших традициях отечественного бюрократизма там было обо всём и ни о чём одновременно: вместо ответов на замечания показали красивые картинки и факты из википедии. Совсем другое дело – ответ подрядчика проекта, заместителя гендиректора "Мостострой-11" Игоря Белова! Давайте пройдёмся по тезисам.

Упадок городской среды

На вопрос о снижении качества городской среды, бегстве пешеходов, велосипедистов и бизнеса с улицы нам отвечают про тротуары шириной 3 – 5,5 метра и велодорожку шириной 2,5 метра. Для комфортного переезда через дорогу строители думают (пока только думают!) сделать винтовые пандусы. И, конечно же, тактильная плитка – о чём ещё можно мечтать?

Удобный город здорового человека

Удобный город тюменского строителя

К сожалению, у многих строителей и проектировщиков полностью атрофировалось представление о комфортом городе и реальной жизни, вместо этого идёт мышление ГОСТами и метражом. Тут как раз тот случай: 2,5 метра – это же хорошо и комфортно! Плевать, что в метре от вас будут проноситься машины на скорости, шум будет бить по психике и здоровью, вместо перспективы и неба будет забор, а для перехода или переезда на другую сторону вам потребуется забраться на уровень третьего этажа – это уже мелочи.

Откроем Игорю небольшой секрет: удобство пешеходов не сводится к ровному асфальту и метражу тротуара, это комплекс мер. Спокойное движение машин на скорости до 50 км/ч (быстрее в природе никто не передвигается – исторически сложившийся фактор); возможность разговаривать на улице, а не орать, чтобы тебя услышали; витрины вдоль тротуара; безбарьерная среда с возможностью в одной плоскости перейти на другую сторону улицы и так далее. С велосипедистами аналогично: никто не любит быть, жить и наслаждаться городом рядом с трассой.

Чужой опыт

Удивительно, сколько находят отговорок люди, когда им рассказываешь про чужой опыт. Тут сразу про 14 месяцев зимы, менталитет, плотность дорог, крымнаш и прочее – хоть что-нибудь, лишь бы не признавать откровенную ошибку.

В ответ на неудачный опыт Москвы и других городов по превращению улиц в монстров, Игорь Белов отвечает, что стоит лишь подождать: вот всё доделают, и сразу всё изменится в лучшую сторону. И вообще, не критикуют лишь того, кто ничего не делает, а Москва – мегаполис.

Уважаемый Игорь, понятно, что этот проект – ваш хлеб, но когда улицу Мельникайте испортят окончательно, будет уже поздно. Москва больше Тюмени, но принципы мобильности работают одинаково везде: машина занимает слишком много места на улице и парковке, а перевозит в среднем 1,2 человека. Это простая городская математика и геометрия: улиц мало, а людей много, поэтому жителей максимально стараются мотивировать использовать общественный транспорт и велосипед независимо от климата или размера города. Всеобщий автомобильный рай возможен в деревнях и сёлах, где много места для машин. Тюмень всё-таки город, а не деревня – это даже мэр в своём видео признаёт, обращая внимание на рост населения за последние годы.

Экология

От машин портится воздух и болеют люди? Сделаем так, чтобы в городе стало ещё больше машин! – именно в этом видит решение экологических проблем господин Белов. Серьёзно:

"Какая сейчас обстановка на улице Мельникайте? Автомобилей достаточно, поток плотный. Воплощение проекта в жизнь – это отсутствие остановок авто перед светофорами, и, соответственно, снижение выбросов отработанных газов в атмосферу. Кроме того, улицы от жилых застроек, где это потребуется, будут закрыты эстетичными шумозащитными экранами. Разве это не улучшение экологической обстановки?"

Вы не поверите, но многие экологи наоборот призывают не бороться с пробками – это естественный фактор, который отталкивает горожан садиться в машину и портить воздух ещё больше. В пробках выделяется меньше вредных веществ, чем на скорости, а проблему остановок и стартов можно решить за счёт успокоения трафика и синхронизации светофоров.

Практически во всех современных автомобилях на спидометрах есть отметки на 30 и 50 км/ч – это стандартные скоростные режимы в европейских и американских городах. Производители специально настраивают двигатели, чтобы они работали максимально экономично на этих скоростях, а транспортные планировщики настраивают инфраструктуру, чтобы поток двигался с этой скоростью (обычно за счёт настройки светофоров). Если убрать светофоры и средства успокоения и дозирования трафика, то на выходе как раз будут резкие старты с максимальным выбросом и торможения. По сути, как раз последнее предлагают сделать в Тюмени.

Для сравнения, когда в Эдинбурге снижали скоростной режим в городе до 30 км/ч проводили комплексные замеры, в том числе по выхлопам, такая скорость способствовала уменьшению заторов за счёт более плавного стиля езды и снижению количества остановок-стартов. Научных доказательств, которые однозначно указали бы на увеличение количества выхлопов при такой езде, не нашли.

Больше скорость – больше аварий

Господин Белов:

"Где больше аварийность? На прямом участке движения транспорта или на перекрёстках?"

Скорее всего, он правда не понимает взаимосвязи скорости машины, психологии и реакции водителя, городской инфраструктуры и степени серьёзности аварий. Откроем небольшой секрет: больше всего аварий происходит на прямой дороге в ясную и сухую погоду, когда водители уверены в безопасности скоростной езды.

Затем идёт рассуждение о менталитете и культуре водителей, типа дорожники и проектировщики тут ни при чём – с людьми нам просто не повезло. Хочется верить, что когда-нибудь в Тюмени появятся специалисты, которые расскажут про нулевую терпимость к смертям и как этого достигают с помощью дизайна улиц.

Спровоцированный рост трафика

Невероятно, но с тезисом "больше дорог – больше машин" тюменские строители соглашаются и гордятся, что для этого они делают бессветофорной не часть улицы, а всю сразу! То есть да, мы сделаем хуже одним, зато из одной точки до другой люди поедут без пробок. Проблема в том, что они не понимают простой истины: люди будут ездить не вдоль одной улицы туда-обратно, а ещё и по другим улицам. Ликвидация слабого места в одной точке лишь сильнее ударит по следующему перекрёстку, и так до бесконечности.

Переходы

С точки зрения транспортного планирования, подземные и надземные переходы не избавляют от пробок – они максимум передвигаются на 100 метров дальше. Зато ухудшаются условия для пешеходов, велосипедистов и общественного транспорта. Но часто забывают про социальный фактор: постепенно переходы превращаются в ночлежки для бездомных и асоциальных личностей или просто загаживаются. Это естественный процесс, когда место становится непривлекательным для нормальных людей.

С учётом всего этого в Тюмени предлагают поставить камеры. Борьба с последствиями от причин, которые сами же создали, – национальная российская забава.

Но совершенно убил довод Игоря Белова о дополнительных расходах на содержание всех новых игрушек:

"Разве плохо то, что в городе появятся дополнительные рабочие места? Мы платим налоги, за счёт которых формируется бюджет региона и создаются новые объекты, которые делают нашу жизнь лучше и комфортней. А квалификация персонала обслуживающей организации – в чём проблема? Будет и обучение для персонала".

По мнению Белова, в каждый дом надо нанять лифтёра и вернуть профессию трубочиста – это ведь новые рабочие места с оплатой из общего кармана! Удобно и хорошо, работа ради работы! Если это произойдёт, то можно будет смело уволить коллектив "Мостострой-11" и отправить их подметать переходы и переводить инвалидов через улицу Мельникайте – пусть делом займутся и оценят свою работу в жизни.

Не выдумывайте квадратное колесо

Хочется верить, что администрация Тюмени не будет придумывать новые доводы и особые пути развития, чтобы оправдать этот проект. Сделать из улицы шоссе, чтобы всем при этом было хорошо, не получится – многие пробовали, а сейчас ломают голову над исправлением ошибок. Так, может, лучше эту ошибку вовсе не допускать?

Предложение мэру Тюмени

Александр Викторович, а давайте сделаем независимый аудит проекта? Это стоит не так дорого. Наш фонд, "Городские проекты", готов пригласить для вас грамотных экспертов, как российских, так и международных. Мы готовы привлечь лучших мировых специалистов, чтобы они посмотрели на проект улицы Мельникайте и дали свое заключение – полезно это будет для города или нет. У нас в этом деле хороший опыт. Мы примерно то же самое делали в Москве, когда собирались реконструировать Ленинский проспект. Почитайте здесь или здесь. Мы собрали с москвичей деньги, заказали экспертизу проекта мэрии Москвы – её проводили авторитетные ученые-урбанисты Вукан Вучек (США), Жан-Клод Зив (Франция) и Тур Хотвайт (Норвегия). В итоге мэрия Москвы отказалась от вредного для города проекта.

Если в городском бюджете вдруг нет денег на приглашение экспертов до того, как испортить город, мы готовы сами собрать деньги и оплатить всё. От вас нужно лишь согласие публично презентовать результаты перед жителями города и опубликовать их в городских СМИ. Согласны?

Плохие новости: Тюмень испортили, и дальше будет только хуже

Так будет с каждым