Новости
November 1, 2016

"Попробуешь пожаловаться – тебя убьют и закопают за забором"

Оппозиционный активист Ильдар Дадин, первый осужденный в России по статье 212.1 УК РФ (неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга), написал письмо своей жене Анастасии Зотовой, в котором рассказал о пытках, организованных начальством сегежской колонии №7, где он отбывает срок. Письмо записано 31 октября 2016 года адвокатом Алексеем Липцером со слов осужденного.

В декабре 2015 года Дадина приговорили к трем годам колонии, но потом уменьшили срок до двух с половиной лет. "Ильдару не давали связаться со мной по телефону, не пускали и с ним на свидание. Чутье меня не обмануло, только вот оказалось все намного хуже, чем я могла подумать", – прокомментировала Зотова письмо.

Зотова рассказала "Варламов.ру", что уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова взяла ситуацию под контроль и пообещала отправить запросы во ФСИН и уполномоченному по правам человека в Карелии.

"С самого прибытия в колонию 10 сентября 2016 года у меня сразу отобрали практически все вещи и подкинули два лезвия, а затем при обыске "нашли" их. Здесь это повсеместная практика – применяется для того, чтобы обязательно посадить вновь прибывших в ШИЗО, чтобы они сразу поняли, в какой ад попали. В штрафной изолятор меня отправили без всяких постановлений, но при этом отобрали все вещи, включая мыло, зубную щетку, зубную пасту и даже туалетную бумагу. В ответ на эти незаконные действия я объявил голодовку.

11 сентября 2016 года ко мне пришел начальник колонии Коссиев с тремя сотрудниками. Они вместе начали меня избивать. Всего избивали за этот день четыре раза, по 10-12 человек одновременно, били ногами. После третьего избиения опустили голову в унитаз прямо в камере ШИЗО.

12 сентября 2016 года пришли сотрудники, сковали мне руки за спиной и подвесили за наручники. Такое подвешивание причиняет страшную боль в запястьях, кроме того, выкручиваются локтевые суставы и чувствуешь дикую боль в спине. Так я висел полчаса. Потом сняли с меня трусы и сказали, что сейчас приведут другого заключенного и он меня изнасилует, если я не соглашусь прекратить голодовку. После этого – привели к Коссиеву в его кабинет, где он в присутствии других сотрудников сказал: "Тебя еще мало били. Если я отдам распоряжение сотрудникам, тебя будут избивать гораздо сильнее. Попробуешь пожаловаться – тебя убьют и закопают за забором". Потом избивали регулярно, по несколько раз в день. Постоянные избиения, издевательства, унижения, оскорбления, невыносимые условия содержания – все это происходит и с другими заключенными.

Все дальнейшие взыскания и выдворения в ШИЗО были сфабрикованы и основаны на откровенной лжи. Все видеозаписи, на которых мне объявляли взыскания – постановочные: перед тем, как их снимать, мне говорили, как себя вести и что делать – не спорить, не возражать, смотреть в пол. Иначе говорили, что убьют, и никто об этом не узнает, потому что никто даже не в курсе, где я нахожусь. Я не могу отправлять письма, минуя администрацию, а администрация обещала меня убить в случае, если я буду писать жалобы. Настя, в моем первом письме из ИК-7 я писал тебе про ЕСПЧ, чтобы обойти цензуру и дать хоть малейший намек о том, что у меня не все в порядке и мне требуется помощь.

<...>

Время играет против меня. Видеозаписи с камер наблюдения доказали бы и пытки, и избиения, но на то, что они сохранились, остается все меньше и меньше шансов. Если меня сейчас снова подвергнут пыткам, избиениям и изнасилованиям, я вряд ли продержусь больше недели. В случае в моей внезапной скорой смерти тебе могут сказать, что причиной тому стало самоубийство, несчастный случай, выстрел при попытке побега или драка с другим заключенным, но это будет ложью, это будет спланированное администрацией убийство с целью убрать свидетеля и жертву пыток.".

Ильдар Дадин, "Медуза"
Вина 33-летнего Дадина заключается в том, что он несколько раз принял участие в несогласованных акциях протеста (они практически не освещались в СМИ и прошли почти незамеченными). Так, 6 августа 2014 года Дадин участвовал в одиночных пикетах в защиту фигурантов "болотного дела", а 23 августа и 13 сентября – просто в антиправительственных пикетах. Наконец, 5 декабря 2014-го Дадин вместе с семью другими активистами перекрыл Мясницкую улицу с плакатом "Вчера – Киев, завтра – Москва"; участники скандировали лозунги в поддержку "Евромайдана" и против "кремлевской хунты".

15 января 2015 года Дадина снова задержали – он стоял в одиночном пикете в поддержку оппозиционера Алексея Навального. Ему дали 15 суток административного ареста. После истечения этого срока им занялись следователи. Они расценили его действия в 2014 году как уголовное преступление по статье 212.1 УК РФ. Согласно ее тексту, за "административные правонарушения по статье 20.2 КоАП (нарушение правил проведения уличных акций), совершенные более двух раз в течение 180 дней", грозит лишение свободы до пяти лет. 3 февраля суд поместил Дадина под домашний арест.

Дадин и его защитники говорили, что по всем эпизодам он уже наказан административно – и не может быть осужден за те же действия повторно. Кроме того, по словам Дадина, как минимум в трех случаях он участвовал в одиночных пикетах, для которых разрешение властей не требуется. "Считал и считаю, что преступления не совершал. Все мои действия за три года протестной деятельности были исключительно мирными и ненасильственными", – говорил Дадин.

"Медуза", 7 декабря 2015 года

1 ноября, 11:49 Управление ФСИН по Карелии подтвердило "Новой газете" применение физической силы к Дадину: "Дадин в грубой форме отказался выходить из камеры, принимать положение для обыска, стал хватать руками сотрудников за форменную одежду, в результате чего к нему была применена физическая сила и спецсердства".

1 ноября, 13:10

1 ноября, 14:29 О письме Дадина будет доложено Владимиру Путину, заявил его пресс-секретарь Дмитрий Песков. "Я, к сожалению, пока не имел возможности с этим ознакомиться. Я не знаю, докладывалось ли это президенту по каким-то другим каналам, но, безусловно, это случай, который заслуживает самого пристального внимания, но в первую очередь профильных ведомств. То есть в данном случае – ФСИН. Хотя, безусловно, президенту об этом будет доложено", – цитирует Пескова "Интерфакс".

1 ноября, 19:14 У здания ФСИН на Калужской площади в Москве прошел "народный сход", участники которого массово подали заявления с жалобами на избиения Дадина. Официальный представитель ФСИН принял заявление и у супруги осужденного Анастасии Зотовой, пообещав ответить на него через десять дней.

Между тем заместитель директора ФСИН Валерий Максименко заявил "Интерфаксу", что информация о пытках в ходе предварительной проверки не подтверждается:

"На данную минуту не установлено ни единого телесного повреждения на Дадине. Сам он это под видеозапись подтверждает. Заключение медицинских работников запротоколировано", – сказал Максименко во вторник "Интерфаксу".

Он отметил, что в связи с распространением информации о пытках Дадина проводится служебная проверка с участием сотрудников центрального аппарата ФСИН. "Особое внимание уделяется тем датам, в которые, по утверждению Дадина, его якобы избивали – снимаются фрагменты со всех видеокамер", сказал замглавы ФСИН.

По его словам, установлено, что 12 сентября на Дадина были надеты наручники. "Этот факт запротоколирован в соответствующих журналах и, как и положено в таких случаях, по нему, проведена служебная проверка, результаты которой были направлены в прокуратуру", – сказал Максименко.

Он подчеркнул, что если в ходе проверки выяснятся факты превышения служебных полномочий, в том числе применения к Дадину незаконных мер воздействия, "сотрудники, допустившие это, будут незамедлительно уволены и ими займутся следственные органы". "Такое решение принял директор ФСИН Геннадий Корниенко", – отметил Максименко.

Жена Дадина Зотова, комментируя слова Максименко о видео с участием Дадина, сказала "Варламов.ру", что не может в это поверить, тогда как Дадин в своем обращении утверждал: "Все видеозаписи, на которых мне объявляли взыскания, – постановочные: перед тем как их снимать, мне говорили, как себя вести и что делать — не спорить, не возражать, смотреть в пол".

Анастасия Зотова. Фото: Филипп Киреев

Зотова объяснила "Варламов.ру", что именно письмо Дадин не писал, его бы не пропустила "фсиновская цензура": "Это по факту не письмо, он просто с адвокатом поговорил. Последнее письмо, которое я от него получала, было датировано 1 сентября. Больше писем от него не было, хотя он говорит, что писал их. Он не мог написать мне это письмо, потому что была "фсиновская цензура". Поэтому то, что происходило 10-12 сентября, мы узнаем только сейчас, потому что вчера приехал к Дадину адвокат. Они лично поговорили, я так понимаю Дадин имел право говорить без камер и надеясь на то, что сотрудники его не услышат и никаких карательных мер не будет. То есть Дадин все словами рассказал адвокату, адвокат все на словах передал мне, я все это перепечатала и утром написала в "Медузу".

Пикет у здания ФСИН. Фото: Филипп Киреев

1 ноября, 21:10 РЕН ТВ опубликовал фотографии Дадина, сделанные, как утверждает телеканал, сегодня, 1 ноября. "На теле мужчины нет ни одного повреждения. Снимки подтверждают правдивость ранее озвученных слов заместителя директора ФСИН России Валерия Максименко: в ходе предварительной проверки и медосмотра факт применения к заключенному физической силы не подтвердился", – сообщает РЕН ТВ.

2 ноября, 15:29 "По результатам осмотра врачей состояние Дадина расценивается как удовлетворительное, следов побоев на его теле не обнаружено, также как и признаков ранее полученных травм", – сообщили "Интерфаксу" в пресс-бюро ФСИН.

3 ноября, 12:59 Начальник сегежской колонии №7 Сергей Коссиев временно отстранен от своей должности в связи проверкой после письма Дадина, семья Коссиева была взята под охрану, сообщили "Газете.ру" источники во ФСИН:

"Коссиев сейчас не является начальником колонии, а его обязанности выполняет заместитель Александр Серов. Таким образом, проверка должна пройти более объективно", – рассказывает высокопоставленный офицер ФСИН. По его словам, в ведомстве сейчас также рассматривается возможность усиления охраны семьи Коссиева в связи с травлей, которой подверглись его родные.

"Ему было рекомендовано удалить всю информацию о себе и своих родственниках из соцсетей, а также передвигаться по Сегежу не одному, а в сопровождении своих коллег. Также есть опасения и за жизнь его близких, ведь им также приходят угрозы в интернете", – говорит собеседник "Газеты.Ru".

Сам Коссиев, по его словам, сейчас рассматривает возможность подачи заявления в СК в связи с угрозами.

В выпуске новостей на телеканале "Россия 1" в среду обвинения в избиении Дадина комментировал не Коссиев, а его зам Серов. Причем его должность была указана как "и.о. начальника исправительной колонии номер семь".

"Газета.Ru" попыталась связаться с Коссиевым, чтобы подтвердить эту информацию, однако он для комментариев был недоступен. В региональном ФСИН комментировать информацию об угрозах и усилении охраны семьи Коссиевых не стали, но при этом подтвердили, что сейчас колонию возглавляет не Коссиев. Однако связали это не с отстранением от должности, а с тем, что он ушел в очередной отпуск – произошло это якобы за несколько дней до появления публикаций о пытках Дадина.

3 ноября, 16:26 Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова лично встретилась с Дадиным в колонии в Сегеже. "Из ИК-7 вышла оскалькова после беседы с Ильдаром. он подтвердил ей факты избиения. По ее словам, Ильдара везут в Петрозаводск", – сообщила супруга осужденного.

Если заявления осужденного за нарушение порядка проведения митингов Ильдара Дадина об избиениях и пытках в карельской колонии получат хоть какое-либо подтверждение, то все виновные сотрудники ФСИН будут наказаны и уволены, сообщил журналистам в четверг заместитель директора ФСИН России Валерий Максименко.

"Позиция главы ведомства такова, что если хотя бы частичные подозрения о том, что слова Дадина могут быть правдивы и кто-то допустил такие нарушения в колонии, то они будут жестко наказаны. ФСИН никого покрывать в этой ситуации не будет. Это принципиально", – сказал Максименко.

Он отметил, что руководство колонии будет наказано и в том случае, если с видеозаписями с камер наблюдения что-то случится.

"Если камера что-то не записала, если запись испортилась, пленка пропала и так далее, ответственные лица будут наказаны", – уточнил Максименко.

РИА "Новости"

3 ноября, 16:48 Москалькова призвала перевести Дадина в другую колонию: "Как бы не завершилось расследование, и будет еще проверка с точки зрения дисциплинарной ответственности начальника колонии, у нас будут сомнения в дальнейшем его пребывании – насколько адекватно к нему принимают те или иные меры, а также реагируют на его состояние".

3 ноября, 20:49 На Малой Садовой улице в Санкт-Петербурге состоялась серия одиночных пикетов в поддержку Дадина. В акции приняли участие до 70 человек. Полицейские наблюдали за происходящим, но никого не задерживали.

Фотографии: Майя Вольф

4 ноября, 16:05 У колонии в Сегеже задержаны восемь человек, которые устроили пикеты в поддержку Дадина.

8 ноября, 09:31 Руководитель международной правозащитной группы "Агора", член совета по правам человека при президенте России (СПЧ) Павел Чиков, лично пообщавшийся с Дадиным в колонии, рассказал ресурсу "7x7", что видеозаписи, которые могли бы подтвердить или опровергнуть слова осужденного, уничтожены:

По его словам, сотрудники ИК-7 заявили, что все записи, сделанные более месяца назад, удалены, так как "истек срок хранения". "Сохранилось только видео применения физической силы в отношении Ильдара. Такое видео, приложенное к материалу, хранится в течение двух лет", – сказал Чиков.

Как заявил правозащитник, сначала сотрудники колонии в Сегеже приняли членов СПЧ (вместе с Чиковым в Карелию приехал руководитель Комитета по предотвращению пыток Игорь Каляпин) в штыки. Они настаивали на том, что общение с Дадиным возможно только в присутствии работников ФСИН.

"Потом нам удалось их убедить в том, чтобы мы общались наедине, чтобы нам дали возможность говорить столько, сколько мы хотим, чтобы нам дали возможность изучить документы, посетить штрафной изолятор, в котором он находился, чтобы на месте проверить его рассказ. В общей сложности мы общались с Ильдаром часов пять, он подробно описывал все, что с ним происходило. Мы старались максимально фиксировать это по месту, по времени, по деталям – по тому, что проверяемо и что можно подтвердить", – отметил Павел Чиков.

Члены СПЧ посетили штрафной изолятор, где содержался Дадин, посмотрели камеры, где его могли подвешивать за руки (осужденный в своем письме, опубликованном в "Медузе", заявлял, что его подвешивали за скрещенные за спиной руки). "Те детали, которые он описывает, подтверждаются на местности, скажем так", – резюмировал Чиков.

11 ноября, 15:00 Дадин отказался проходить проверку на полиграфе, сказал пресс-секретарь УФСИН по Карелии Виталий Фефелов. "В самый последний момент, когда специалист с полиграфом уже развернул свое оборудование, Дадин отказался проходить проверку. Несмотря на то, что ранее он был согласен подтвердить свои слова полиграфом", – приводит его слова РИА "Новости".

Жена Дадина Анастасия Зотова эту информацию опровергла, пояснив, что ее муж согласен пройти тестирование на полиграфе только в присутствии адвоката.

Тем временем "Медуза" опубликовала второй рассказ Дадина, записанный его женой во время свидания с ним в колонии. Осужденный подробно рассказал о пытках и о том, что произошло после публикации его первого письма.

"12 сентября ко мне опять пришли сотрудники ФСИН и сказали выйти из камеры на поверку. Я понял, что сейчас снова будут бить и сказал: "Какая разница, где вы будете меня бить, в камере или в коридоре?" Тогда они включили видеорегистратор и начали все делать "по правилам": сказали, что применят силу, подбежали, начали заламывать руки. Причем наручники все равно использовали незаконно, потому что я не сопротивлялся, и какой смысл вообще был в наручниках? Я специально держал ладони в сцепке, чтобы меня не обвинили, будто я сопротивляюсь.

С первого раза у сотрудников не получилось снять красивое видео, на котором все "по закону" – они меня отпустили, вышли за дверь и начали заново. Открывают дверь, просят выйти из камеры, я им так же отвечаю, они предупреждают о применении силы и набрасываются. Снять все так, чтобы было "по закону", удалось только с третьего дубля. Сотрудники на видео кричали, что я хватаю их за одежду, но это неправда, по видео должно быть заметно. И там должно быть слышно, что я отказываюсь выходить из камеры, потому что говорю: "Мне все равно, где будете меня бить". <...> Когда избивали, надели на голову шапку-ушанку как мешок, чтобы закрыть мне глаза. Я подумал, что сейчас они меня убьют, и все это закончится – и улыбнулся. Это разозлило их еще больше, кто-то сказал: "Смотрите, он еще и улыбается".

Небольшой отрывок из рассказа Дадина, опубликованного на "Медузе"

Мы создали чат в Telegram для оперативного обмена новостями. Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте её скорее сюда: https://telegram.me/varlamovnews.