October 27, 2016

Гайана: 50 лет без Британии

Путевые заметки, день 11

Гайана – одна из самых маленьких стран Южной Америки (меньше только Суринам и Уругвай). Народ в основном живёт в довольно узкой прибрежной полосе, потому что более 80% территории страны – это сплошной лес. В лесной зоне обитают лишь индейцы и рабочие, которые добывают бокситы и золото.

На 3/4 территории Гайаны формально претендует Венесуэла, но вряд ли эти намерения серьёзны. Скорее, это очередная уловка красных вождей для народа – типа, вот ещё один страшный враг. Хотя в 60-х венесуэльские военные успели отгрызть у Гайаны пару островов.

Фактически же первые 12 лет существования государства миру было наплевать на него (кроме США, СССР и Кубы), пока наконец Гайана не привлекла к себе внимание необычным способом. 18 ноября 1978 года в общине Джонстаун совершили массовое самоубийство 918 членов секты "Храм народов", возглавляемой Джимом Джонсом. Среди погибших был американский конгрессмен Лео Райан. Тут все сразу вспомнили, что есть такая страна – Гайана.

Долгое время Гайане не везло. С момента обретения независимости в 1966-м ею почти 20 лет правил Форбс Бёрнэм, очередной мудак с диктаторскими замашками. Он зачем-то национализировал иностранные предприятия, в том числе американские, и США выкинули Гайану из программы восстановления экономики стран Карибского бассейна.

К этому добавились забастовки рабочих рисовых и сахарных плантаций, и в 80-е Гайана вошла похожей на современную Венесуэлу. Без электричества, воды, керосина, с нехваткой сахара и риса (которые, что самое весёлое, тут же и должны были производиться), зато с чёрным рынком. Но Бёрнэм в 1985 году умер, его место занял более адекватный политик, и с этого момента экономика Гайаны очень медленно, с помощью МВФ, стала карабкаться вверх. В страну снова пригласили иностранные компании.

В 2005-м Гайану ждало новое бедствие: тропические ливни привели к наводнению, которое уничтожило рисовые поля и плантации сахарного тростника. Государству был нанесён ущерб на $415 миллионов, что для Гайаны, мягко говоря, немало.

С 2005 года экономика Гайаны демонстрировала довольно быстрый и устойчивый рост (до 4,7% в год со снижением роста до 3% в 2015-м). Связано это было исключительно с ростом мировых цен на сырьё – в данном случае это бокситы и золото. То есть всё по-прежнему завязано на ресурсах. Рис, сахар, древесина, бокситы, золото и креветки – больше в Гайане ничего нет, страна толком ничего не производит.

Инфраструктуры в Гайане тоже нет. В стране всего 8000 км дорог, и лишь 590 км асфальтированы. Железные дороги больше не используются, зато вместо них есть реки (длина судоходных речных путей составляет 1000 км). Всё это напоминает такую экваториальную Сибирь.

Столица Гайаны – Джорджтаун (около 200 тысяч жителей).

По сути это одна большая деревня. За 50 лет независимости ничего нового тут практически не построили, разве что китайский супермаркет.

Один гигантский чётко разлинованный частный сектор, подобие порта – и больше ничего нет.

В центре есть дома покрупнее. В порту несколько больших ангаров.

По центру – городской рынок, одна из немногочисленных достопримечательностей. Тут же видны здание парламента и автостанция.

Типичный вид на столицу: старые одно- и двухэтажные дома.

Что-то вроде электростанции.

Въезд на мост через реку Демерара

Гордость столицы – крикетный стадион "Провиденс". Я уже рассказывал, что в Гайане много индийцев. Так вот, крикет – это именно индийское наследие.

Аэропорт в черте города, отсюда летают в основном маленькие самолёты. Есть ещё один аэропорт, куда прилетают международные рейсы, но он находится в 30 километрах от Джорджтауна.

Деревянные колониальные здания доживают свой век. Слева – ратуша.

Тот самый рынок с часами.

На бульваре за 50 лет появились только рекламные скамейки.

Дома для элиты, как в Тринидаде и Тобаго.

Такие жалюзи нужны были, чтобы класть на окно лёд и кое-как охлаждать помещение с помощью вентиляции.

Дом на сваях

В центре города стоит маяк.

Днём в Джорджтауне бывают пробки!

Местные. Слева Снуп Догг в отпуске (на самом деле нет).

Полицейский участок

Кладбище. Джорджтаун находится ниже уровня моря, поэтому могилы тут приподняты: землю копать нельзя.

Школа

Пропаганда

В Джорджтауне очень грязно, местами напоминает Махачкалу: мусор повсюду – на берегу моря, на улицах, в парках.

Набережная. Мусор никто не убирает, он тут вообще никого не беспокоит.

Пляж. Вода в море грязная, потому что Джорджтаун стоит в устье реки Демерара, которая выносит сюда всё говно. До ближайшего пляжа с чистым морем нужно ехать километров 20. А здесь в море никто не купается, и пляж завален покрышками, стульями, каким-то мусором.

Один из каналов в центре. Экологический плакат нависает над канавой, заваленной мусором...

Голландцы до прихода англичан успели построить тут систему каналов, которая всё ещё функционирует.

Но многие каналы заросли, их никто не чистит. За старыми шлюзами никто не ухаживает, всё в удручающем состоянии.

Канал с парковкой

В стране активно празднуют 50-летие независимости. Каждая контора стремится повесить плакаты. Примерно как у нас ко Дню Победы.

Народ

На рынке

Вся страна завалена старым автохламом. По обочинам, дворам и пустырям валяется множество старых ржавых машин или уже их остовов. В стране нет предприятий, которые перерабатывают металлолом, поэтому всё пустое пространство просто завалено старой техникой.

Бедный район

В магазине продают в основном ром ) Кстати, весь местный алкоголь продаётся в пластиковой таре.

Водку продают вот в таких маленьких бутылочках.

Но есть и местная водка "Иванофф" в привычном формате. Кстати, гайанцы водку любят даже больше, чем ром.

Обычная улица в центре

Дорога из аэропорта

В городе очень много бомжей. Большинство обитают прямо в гамаках под деревьями, так как климат позволяет обходиться без жилища.

Велосипедная мода

Посольство России в Гайане. На территории есть два корпуса, жилой и административный, теннисный корт, бассейн.

Вход

Здание, как и всё в Гайане, постепенно разваливается. Всё какое-то облупившееся, с какими-то подтёками. Российское посольство довольно органично смотрится среди общегайанской разрухи.

Вечер

Маршрутки

За 50 лет после ухода британцев в Гайане так и не было толком ничего сделано. Всё постепенно приходит в упадок, с каждым годом становится только хуже, но местных это не особо беспокоит.

Перелет в Гайану! Дождь над джунглями!

Путевые заметки:

День 1. Вива, Куба! Вива, Фидель!
День 2. Куба: 57 лет коммунистической оккупации
День 3. Сантьяго-де-Куба: женская мода и стрит-арт
День 4. Каракас: самый опасный город на Земле
День 5. Как выживает Венесуэла
День 6. Венесуэла: 17 лет после трагедии
День 7. Венесуэла: а что хорошего сделал Уго Чавес?
День 8. Тринидад и Тобаго
День 9. Гренада: спасибо Америке за свободу!
День 10. Перелет в Гайану! Дождь над джунглями!