October 4, 2016

Разговоры о кино

Во время поездки в Торонто встретился с лучшим российским продюсером Александром Роднянским. Много говорили о кино, о том как продаются и продвигаются фильмы.

Рассказывать о том, кто такой Александр Роднянский, можно очень долго. У него огромное множество заслуг и в телевидении, и в кино. Он создал украинский телеканал «1+1» и несколько лет возглавлял «СТС», превратив его в один из самых рейтинговых российских каналов. Из тех фильмов, которые он продюсировал, три были номинированы на «Оскар», среди них «Восток-Запад» Режиса Варнье и «Левиафан» Андрея Звягинцева. На его счету есть и громкие голливудские фильмы («Облачный атлас», второй «Город грехов» и «Мачете убивает») и авторское американское кино («Машина Джейн Мэнсфилд»). Сейчас он член российской, европейской и американской академии кинематографических искусств и наук и лауреат огромного множества премий.

Фрагменты наших разговоров:

О кинофестивале в Торонто

Фестиваль в Торонто, на который Александр Роднянский вместе с режиссером Алексеем Мизгиревым возили в сентябре «Дуэлянта», рассчитан не столько на зрителя, сколько на представителей кинобизнеса. Поэтому если показанный на фестивале фильм нравится профессионалам, то у него появляется шанс выйти в прокат в других странах.

Чтобы показанный в Торонто фильм выстрелил, зарубежная пресса должна написать о нем. Так произошло с «Еленой» и «Левиафаном»: невероятный успех за рубежом в большой степени обеспечили критики и журналисты. Например, Guardian сразу назвала «Левиафан» абсолютным шедевром, а Variety — лучшим фильмом Каннского фестиваля. Для авторского кино — это условие успеха. Для жанрового российского фильма выйти в зарубежный прокат очень сложно. Из-за конкуренции с жанровым голливудским кино, основные деньги такими фильмами делаются в российском прокате.

О сборах фильма

В новейшей истории отечественного кино есть всего четыре фильма, которые по сборам преодолели психологически важную отметку в миллиард рублей. Это «Экипаж» (1,4 млрд), «Вий» (1,2 млрд), «Ирония судьбы» и абсолютный рекордсмен — «Сталинград».

К «Дуэлянту» сейчас тоже проявляют интерес, он свежий и необычный, непохожий на русское кино, к которому привыкли зрители. Но он много более артовый и эстетский, чем привычные чемпионы нашего проката. Но у него все равно не много шансов собрать большую кассу в американском прокате. Если неанглоязычный фильм собирает в США больше 3 миллионов долларов — это уже очень круто. Но обычно сборы там поскромнее. «Левиафан», например, собрал 1,5 млн, а «Сталинград» еще меньше. Большие фильмы типа «Сталинграда» американцы и сами делают, а вот «Левиафана» может снять только Звягинцев. Поэтому интерес к нему продвинутой публики гораздо выше.

Из тех денег, которые фильм собирает в российском прокате, 50% забирают кинотеатры. Другая половина выручки уходит дистрибьютору. Из нее он вычитает затраты на маркетинг и стоимость своих услуг (это примерно 10-15%) и оставшиеся 35-40% передает продюсеру. То есть только треть стоимости каждого кинобилета уходит создателям фильма. Этими деньгами, так же, как и деньгами от международных продаж и продаж прав на ТВ и VOD, продюсер покрывает затраты на производство.

О роли дистрибьютора

За что дистрибьютор получает свои 10-15%? Во-первых, он договаривается о показах и продвигает фильмы в кинотеатры. Во-вторых, он занимается маркетингом и создает все рекламные материалы, которые провоцируют зрительский интерес. И в-третьих, он собирает выручку с кинотеатров, которая обычно отдается с неохотой.

Продюсер приходит к дистрибьютору или на раннем этапе — на уровне сценария, или уже позднее, на стадии производства. Дистрибьютор продумывает стратегию продвижения фильма, и дальше действует вместе с продюсером в соответствии с ней: готовит рекламу, выпускает трейлеры и постеры и так далее.

Чтобы понять, кто дистрибьютор, нужно посмотреть на заставку перед началом фильма. Это всем знакомые Paramount, Universal, Sony и так далее. Из российских можно привести в пример Central Partnership с зеркальным дирижаблем. Этот дистрибьютор принадлежит «Газпром-медиа». Но его ключевой недостаток в том, что он не выводит фильм на международную арену.

О работе с кинотеатрами

Сложно сказать, кто в ком заинтересован больше: кинотеатр в фильме или фильм в кинотеатре. Все зависит от конкретного случая. Условно какой-нибудь кинотеатр хочет заполучить себе «Форсаж 7», потому что он знает, про предыдущие 6 частей собирали очень большую кассу. Кинотеатр понимает, что аудитория его ждет. И вот к нему приходит дистрибьютор и говорит: «Я дам тебе "Форсаж 7", но при условии, что ты еще и мой европейский или русский фильм у себя поставишь». И кинотеатру приходится его ставить. Крупные дистрибьюторы всегда диктуют свои условия. Они сильно влияют на кинотеатры. И российские производители громко стонут по этому поводу, ведь подлые американские дистрибьюторы никак не дадут им встать на ноги.

При этом кинотеатр не платит за фильм, который ему дает дистрибьютор. Но он тратит деньги на его рекламу и на содержание залов. И если фильм провалился в прокате, это значит, что кинотеатр на нем ничего не заработает и уйдет в минус.

О финансировании фильмов

Российскому и европейскому кино намного сложнее, чем американскому. Многие российские фильмы снимаются или на деньги редких частных инвесторов, или на государственные деньги, а европейские — на деньги общественных фондов и телеканалов. Эти деньги — общественных и государственных фондов — не всегда нужно возвращать после того, как фильм вышел в прокат. То есть даже если фильм провалится, у продюсера не останется долгов. Такая система поддержки компенсирует то преимущество, которое по определению имеет американское кино, а именно его мировую систему кинопроката. Но вообще кино для аутсайдеров Голливуда — не очень прибыльный бизнес. Заработать на нем очень сложно, особенно производителям среднестатистического контента. В нынешние времена стреляют только событийные фильмы.

О китайском кинорынке

Если главным рынком для «Дуэлянта» будет российский рынок, то вторым вполне может стать китайский. Кинорынок в Китае — очень требовательный: если китайским цензорам что-то не нравится, то они сразу это отметают. Голливуд это понял и начал делать реверансы в сторону китайцев. Это ярко видно в «Марсианине», в котором космонавта спасают именно китайцы. Российское кино тоже начинает думать о такой тактике. Например, в «Экипаже» на стадии сценария в сюжете фигурировали китайские пассажиры.

Для того чтобы фильм вышел в Китае, продюсеру нужно договориться с китайским дистрибьютором, а дистрибьютеру — получить квоту для проката. Одновременно с этой договоренностью у продюсера может быть договоренность с другими дистрибьюторами, но при условии, что они будут отвечать за разные территории. То есть в каждой стране у фильма будет свой дистрибьютор, который будет обладать эксклюзивными правами на этой территории.

Об украинском кинорынке

Украинский кинорынок для российской киноиндустрии никогда не играл большой роли. Поэтому после того, как испортились отношения между Россией и Украиной, российское кино потеряло немного (в отличие от телевидения). Это связано с тем, что выручка от украинских кинотеатров всегда была сравнительно небольшой.

Конечно, из-за антипатии ко всему русскому украинцы теперь еще меньше смотрят российское кино. Формального запрета на прокат российских фильмов в кинотеатрах нет, но вообще его стараются не показывать.

У самой Украины пока нет полноценной национальной киноиндустрии. То есть там не было снято ни одного фильма, который собрал бы кассу и окупился дома. В России же такое случается. Можно сколько угодно не любить российское кино, но нужно понимать, что каждый год все равно выходит 3-5 хороших российских фильмов. И в жанровом сегменте, и в авторском.

О советском кино

Сейчас у многих такое ощущение, что советские фильмы были сплошь прекрасными. Мнение это основано на том, что все пересматривают только коллекцию классических и всеми любимых фильмов. Но нужно понимать, что это далеко не всё советское кино. Так же, как и сейчас, в год тогда выходило 3-4 хороших фильма из более чем 100 производившихся. В результате за 50 лет существования советской киноиндустрии, накопилось около 200 замечательных фильмов. Но если смотреть весь поток произведенного в СССР кино, то можно ужаснуться.

О пиратстве

Чтобы фильм появился на торрентах, сначала он должен выйти в кинотеатрах. Если раньше люди просто снимали экран на камеру и потом выкладывали запись в сеть, то сейчас они воруют цифровую копию фильма. Следить за тем, чтобы такое не происходило, — тоже обязанность дистрибьютора. Поэтому дистрибьютор старается делать так, чтобы воровать фильмы было все сложнее. Когда он передает кинотеатру фильм, он передает не носитель с записью, а ссылку, открыть которую можно только с помощью пароля. И кинотеатр не заинтересован в том, чтобы этим паролем с кем-то делиться.

После ограничения доступа к «Рутрекеру» в киноиндустрии особенно ничего не поменялось. Но раньше с «Рутрекером» всегда можно было договориться. Когда на нем выложили «Левиафана», модераторы сайта быстро его убрали по просьбе правообладателей. А сейчас ресурс официально заблокирован, и теперь непонятно, можно с ним договариваться и дальше или уже нет.

Вообще проблема пиратства больше значима для малого кино, чем для громких блокбастеров. Например, для «Левиафана» это была большая проблема, потому что нет никакой разницы, на большом экране его смотреть, или на маленьком. А фильмы типа «Аватара» или «Интерстеллара» на маленьком экране уже не посмотришь, на них нужно идти в кино. «Дуэлянта» тоже нужно смотреть на большом экране, потому что его визуальная составляющая очень важна. Она помогает испытывать заложенные в фильм эмоции. Если смотреть его на маленьком экране, то это будет уже другой фильм.

О Кристофере Нолане

Чтобы люди поднимали свои жопы и шли в кино, даже очень содержательные фильмы делаются визуально атракционными. В этом и есть талант и мастерство Кристофера Нолана. Он снимает довольно авторское кино, но пакует его в такую яркую и привлекательную форму, что смотреть его можно исключительно в кинотеатре. Если бы «Начало» было снято более скромно, его касса тоже была бы много меньше. То же самое произошло с «Интерстелларом».

Об успешности фильмов

Из всех тех денег, которые зарабатывает российский фильм в России, 90% ему дают кинотеатры. А с американскими фильмами бывали случаи, что кинотеатры приносили меньше половины выручки, а все остальное шло от вторичных площадок: телевидения, интернета, проката в других странах. Например, «Побег из Шоушенка» в свое время провалился в прокате. Потом он вышел по тв в сильно искаженной версии. После этого людям захотелось посмотреть его в оригинале, и они начали скупать видеокассеты.

По тому, как долго фильм эксплуатируется на вторичных площадках, можно понять продолжительность его жизни. Это главный критерий качества фильма. «Левиафан» в этом смысле живет до сих пор и еще долго будет продолжать жить.

Но в целом у каждого фильма есть свои критерии успеха. Российским блокбастерам важно дома собрать кассу, а авторскому кино — через значимый кинофестиваль попасть в международный прокат.

О кинокритике

Критика играет большую роль в продвижении фильма, но в России хороших критиков очень мало. К тем, к кому стоит всегда прислушиваться, можно отнести Плахова, Долина, Кувшинову, Тыркина — их вкус обычно не подводит. Можно не соглашаться с их оценками, но они мыслят глубоко, нестандартно, современно, с пониманием профессиональных контекстов.

Проплачивать рецензии обычно нет никакого смысла. Если журналист берет деньги, то он лишает себя возможности стать уважаемым экспертом. Есть такие, которые пишут рецензии за деньги, но их мнение ничего не значит. А хорошие критики зарабатывают на другом. Например, Антон Долин пишет в разные СМИ, выступает, читает лекции и т.д. На этом он капитализизирует свою репутацию. Все понимают, что он независимый журналист, поэтому его мнение ценится.