August 19, 2016

Как менеджер отеля «Тысяча холмов» спас тысячу жизней

Вчера я рассказывал вам про страшный геноцид в Руанде 20 лет назад. Тогда радикалы-националисты из племени хуту захватили власть в стране и отдали армии приказ истреблять всех представителей племени тутси. Геноцид тутси длился в Руанде около ста дней. За это время радикалы и военные убили от 800 000 до 1 000 000 ни в чем не повинных людей, включая женщин, младенцев, детей, стариков и тех хуту, которые пытались их укрыть.

В том хаосе, накрывшем Руанду в 1994 году, были люди, которые не просто смогли сохранить жизни своим семьям, но и спасли от неизбежной смерти сотни тутси. Один из них — Поль Русесабаджина, менеджер отеля пятизвездночного «Тысяча холмов» в Кигали. По его истории снят фильм «Отель "Руанда"».

Когда радикально настроенные военные-хуту пришли к власти и устроили геноцид, в «Тысяче холмов» укрылись оппозиционные политики из числа умеренных хуту и тутси, доктора, адвокаты и даже сенатор. Из-за этого за всем происходящим в отеле внимательно следили европейские журналисты. Отель стал головной болью нового руандийского правительства. Его премьер-министр Жан Камбанда сокрушался на заседаниях, что отель находится в центре всеобщего внимания и что нет никакой возможности достать спрятавшихся там людей.

Кстати, сегодня тот самый отель продолжает принимать гостей.

Он уже не лучший в стране и 5 звезд ему можно дать с большой натяжкой. Номера здесь стоят около 13 000 рублей в сутки.

Но вернемся в 1994-й

Людям в отеле очень везло: даже правительство США отправило новому руандийскому правительству телеграмму с призывом защитить отель от радикалов. Руандийские власти исполнили эту просьбу, потому что не хотели привлекать излишнее внимание международного сообщества. Да и вообще в целом в Кигали было очень много любопытных глаз: миротворцы ООН, бригады «Врачей без границ» и международный комитет «Красного креста».

Помимо высокопоставленных лиц, за которых перед радикалами-хуту вступались правительства разных стран, в отеле находились и простые жители Кигали, спасавшиеся от озверевших националистов. Их защищать было некому. Но благодаря менеджеру Полю Русесабаджине, за все время геноцида в отеле никто не погиб и даже не был ранен.

Люди бегут в отель, спасаясь от преследующих их радикалов-хуту. Кадр из фильма «Отель "Руанда"»

Пол Русесабаджина сам был хуту, и тем не менее он спас в отеле около 1268 человек, включая собственную жену-тутси и их детей. Он рассказывает, что он был в ужасе от того, что те соседи, с которыми они вместе проводили вечера и жарили барбекю, в один день взяли в руки мачете и пришли за его семьей. В первые дни геноцида Поль прятал 26 тутси у себя в доме, но потом решил перевезти их в отель. Для того, чтобы военные их пропустили, Поль отдал им все свои сбережения и деньги из кассы отеля.

Поль везет свою семью и соседей-тутси в отель. Кадр из фильма «Отель "Руанда"», роль Поля исполнил Дон Чидл

Выживать в отеле было сложно, потому что туда постоянно приезжали угрожавшие нападением вооруженные люди. Еще в отеле не было воды и электричества. Жившие там люди пили воду из бассейна и готовили на кострах кукурузу и бобы. Как рассказывает Поль, люди в «Тысяче холмов» быстро адаптировались к ситуации. Одна молодая пара даже решила обвенчаться во время геноцида.

Женщины черпают воду из бассейна. Кадр из фильма «Отель "Руанда"»

23 апреля военные-хуту в очередной раз нагрянули в «Тысячу холмов». Находившемуся в отеле руандийскому журналисту удалось дозвониться до Французской международной радиостанции. Он рассказал о наступлении и умолял о помощи. В это время Поль увел полковника в свой кабинет, предложил ему выпить и несколько часов уговаривал его не убивать людей из отеля. Военные уехали, пообещав вернуться. Но так и не вернулись.

Поль разговаривает с военными-хуту, убеждая их не трогать людей в отеле. Кадр из фильма «Отель "Руанда"»

Позже Полю и еще нескольким семьям дали возможность покинуть отель на грузовике ООН. За день до этого к нему пришли люди и сказали: «Если ты действительно отставляешь нас, но мы пойдем на крышу отеля и спрыгнем с нее. Потому что мы не хотим умирать от мачете». Услышав это, Поль решил остаться. Он объяснил своей семье, что он единственный человек, который может вести переговоры с военными, и что без него оставшиеся люди погибнут. Поэтому жена и дети Поля уехали без главы семьи. Но по пути в безопасное место на грузовик ООН напали, и ему лишь чудом удалось вернуться обратно в отель. Больше Поль никогда не расставался с семьей.

Люди спят в коридорах переполненного отеля. Кадр из фильма «Отель "Руанда"»

По мере того, как Руандийский патриотический фронт освобождал территорию Руанды от националистов хуту, у солдат появилась возможность эвакуироваль людей из отеля в полном составе. А после того, как руководство РПФ объявило об окончании геноцида, Поль и его семья получили убежище в Бельгии и покинули родную страну. Сейчас Поль живет в США, руководит правозащитным фондом и читает лекции.

Эвакуация людей из отеля. Кадр из фильма «Отель "Руанда"»

Эвакуация тутси из отеля, видео из архива AP

Полю пришлось ухать из Руанды из-за того, что он не смог принять новый режим, который установили в стране тутси из Руандийского патриотического фронта. Он утверждает, что новая партия также устроила этническую чистку, только в этот раз направленную против хуту. Сейчас он тоже недоволен положением дел в стране. Он называет Руанду бурлящим вулканом, который может взорваться в любой момент. Из-за того, что Поль Кагаме (лидер РПФ и президент Руанды) устранил всех своих политических конкурентов, из-за того, что у власти сейчас находится элита тутси, и из-за того, что в стране нет свободы слова, Поль опасается, что геноцид может повториться.

Кагаме тоже недолюбливает героя-хуту и часто высказывается в том духе, что Поль присвоил себе чужие заслуги. В интернете можно найти материалы о том, что Поль якобы вымогал деньги у постояльцев отеля, отдавал их военным-хуту и даже много лет спустя спонсировал националистические партии. Близкие и знакомые Поля уверены, что это травля, устроенная нынешним руандийским правительством.

В интервью у Поля часто спрашивают, как ему удалось не сломаться во время геноцида. Он отвечает так: «Я сказал себе: "Ну, меня все равно рано или поздно убьют, но разве это повод сдаваться? Нет. Пожалуй, я сделаю еще что-нибудь полезное перед смертью"».

Кигали, Руанда

Геноцид в Руанде