Новости
June 13, 2016

Перфоманс "На-казание": от приседаний и отжиманий до Центра "Э"

Художница-акционистка Катрин Ненашева провела недельный перфоманс "На-казание", посвященный жестокому обращению с воспитанниками детских домов. На протяжении семи дней она выполняла различные действия с привязанным к спине основанием от больничной кровати – приседала, отжималась, стояла на одной ноге, сходила в магазин, попыталась сходить в библиотеку. Кульминацией перфоманса стала публичная перевязка инвалида Дмитрия Жданова в Александровском саду. Теперь Ненашеву, по ее словам, ищут сотрудники Центра "Э" (Главного управления по противодействию экстремизму МВД РФ). Все свои действия в течение этой недели акционистка описывала в фейсбуке:

День 1. Кровать скрипит, звенит иногда пощёлкивает и задевает все углы, не давая мне зайти в лифт, в аудиторию института, пройти через проходные. Сегодня я ходила только пешком, прося у охранников открыть мне "большие ворота" – ножки больничной кровати гораздо шире моих плеч, и металлическое конструкция обволакивает и раздробляет одновременно.

Поток людей позволяет почувствовать новую массу тела – тебя обходят, сторонятся, иногда пропускают. Дорога до институтского экзамена была проблемной – случилось как минимум три перформанса с приковыванием тела к кровати ремнями, потому что ремни все время сваливались и каркас кровати бил по ногам. За день тело больше всего запомнило квадраты металлических прутьев, которые врезаются в позвонки и оставляют на них решёточные следы. И если я проходила так пока только день, то бывает,что дети лежат без движения на этих прутьях по несколько суток - а такое не может не деформировать позвоночник.
День 2. Со второго дня решила нашивать цитаты выпускников детских домов на куске наматрасника. На первое время: "Сотни сирот - заложники психбольниц". Это цитата М.,уже взрослого парня, которому сейчас более ли менее удалось освоиться в реальной жизни. Вообще, из уст некоторых ребят в разговорах об их жизни в системе часто звучали существительные "узники", "заложники", "жертвы". Часто именно так они чувствуют себя на "свободе", продолжая оправдывать насилие над собой,но самое главное -позволяя жесткость по отношению к окружающим или таким же детям, как они сами. На этом фигура замыкается.

- Нас наказывали часто, почти каждый день, в основном это были физические издёвки - например, говорили выставить руки, клали на них какой-то предмет и заставляли так приседать по-несколько часов, - рассказывал мне М.
- И как ты приседал столько? , - говорю ему.
- А ты думаешь, у нас был выбор? Не очень то хотелось, чтобы тебя потом избивали, лучше поприседать.

Мои приседания проходили сегодня в Парке Горького. Вместо предмета на вытянутых руках - кровать за спиной. Но с вытянутыми руками, даже без предмета, меня хватило всего на несколько приседаний. В общей сложности я выдержала всего около получаса, и каждое движение после - было продолжающимся наказанием, потому что ноги подкашивались, туловище гудело.
День 3. После вчерашних приседаний встать сегодня было особенно сложно, я долго лежала без движения, не понимая, как вообще теперь передвигаться, да ещё и с кроватью. Час я просто не могла выйти из дома - сковал тот самый страх от того, что я снова не смогу управлять своим телом в открытом пространстве. Как ребята жили при постоянном физическом изнеможении - для меня остаётся абсолютно непонятным. Движение - боль, статика -боль. И непонятно, куда себя деть от этого.

<...>

Ходила в библиотеку - не пустили. Пришлось садиться с кроватью в холле. Пустили в фаст-фуд, где удалось присесть - кровать в итоге стала своеобразным объектом, некоторые люди приседали, чтобы прочитать надпись.

- Никогда не думал об этом, в голову не лезло, - сказал прохожий у Храма Христа Спасителя, - но ремни звенят символично. Особенно под колокола.
День 4. Отжимания - популярная форма наказания в разной форме - можно по 50 раз, можно по 100, можно и час. Для физически неподготовленного ребёнка любое их количество - пытка. М. рассказывал, что его в региональном интернате заставили отжиматься час за то, что он пошёл гулять в неположенное время. И после отжиманий он все равно ходил: "Мне просто хотелось делать назло, это было типа кто-кого. Игра такая".

Мои отжимания проходили на Арбате. Меня хватило раз на 20. И уже после этих 20 я ещё больше ненавидела кровать, себя, своё тело и его абсолютную ничтожность.
День 5.

- Больница есть, а где доктор? , - охранники в супермаркете ржут в голос. За пятый день - первая "весёлая реакция".
День 6. Ощущение внутренней больничного сегодня утвердилось окончательно - это я поняла в тот момент, когда запуталась в кроватных ремнях, в которые сама же себя заковала, и несколько минут не могла из них выбраться. Больница - тело, город, линия и пространство, время. Больница - полное отречение от, когда укол-порез-удар неразличимы.

Стояние на одной ноге - очередное наказание, которое применяется к "непослушным" сиротам в интернатах. Т. рассказывал, что так его заставили стоять по несколько часов, скажешь, что не можешь - удар или холодная вода. "Ну как я реагировал, никак. Это все копилось-копилось и помогало мне самому быть жёстче - наказывать позже других ребят, кто младше. Как человек будет относиться к тому, что ему велят кого-то наказывать? Он будет отказываться. А нам надо было мстить, что ли, на ком-то отыгрываться за то, что когда-то было с нами. Мы в этой степени, конечно, как раз ненормальные."

Моё "наказание" проходило сегодня у Храма Христа Спасителя. В начале казалось, что это испытание будет самым простым. Но к третьей минуте нога начала затекать, к шестой - трястись, я все время "соскакивала". После 10 - ой минуты спину я чувствовать перестала вообще. Итого простоять на одной ноге получилось очень мало времени. Передвижения после давались как-то невозможно тяжко.
День 7. "Зачем мне скрывать раны, которые стали результатом жизни в этой системе? Такие вещи нужно показывать. Я устал скрывать тот ужас, который прячется у меня под одеждой. Мое тело - это Россия - такая, какая она есть сегодня".

Дима Жданов - выпускник детского дома, сам помогающий сиротам уже много лет и вынужденный уехать из Москвы из-за своего каминг-аута. Два года назад брата Димы, Илью Жданова - выпускника детского дома, жестоко избивали на протяжении суток. Воспитанные режимом насилия и жестокости, выросшие на наказаниях, привыкшие наказывать сами - такие же выпускники детского дома издевались над Ильёй в запертой квартире. Наказать насильников так и не удалось - после недолгих разбирательств прокуратура и полиция свели эту историю на "нет", проигнорировав все попытки ребят добиться возбуждения дела. Обессиленный, озлобленный на систему, Дима Жданов спрыгнул с 5 этажа в попытке хоть как-то обратить внимание на вопиющую несправедливость. Уже два года Дима передвигается на коляске и вряд ли когда-то теперь встанет на ноги.

Сегодня Дима решился на публичную перевязку в Александровском саду. С Днем России!

Закончив процедуру перевязки, Ненашева и Жданов благополучино покинули Александровский сад. Сотрудница полиции пыталась, по словам художницы, выглядела довольно растерянно и пыталась запретить съемку, но ей это не удалось. Позднее акционистка написала у себя в фейсбуке, что в ее комнату в студенческом общежитии Литинститута имени Горького пришли сотрудники Центра "Э" и спрашивали "Где Ненашева". "Как говорят очевидцы, у входа в общежитие стоял наряд полиции, добавила она. – Пролежни слишком символичны".

Историю Дмитрия Жданова рассказывает Радио "Свобода":

Руководитель благотворительной группы "Защита и помощь" Дмитрий Жданов родился в колонии-поселении, где отбывала срок его мать. Потом Дмитрий попал в коррекционную школу-интернат с диагнозом "олигофрения". Несколько лет назад он получил тяжелую травму позвоночника и сейчас передвигается только в инвалидной коляске. Несмотря на все трудности, Дмитрий работал, учился и помогал другим сиротам отстаивать свои права, добиваться получения жилья и находить работу. Недавно 23-летний Дмитрий сделал камингаут на своей странице в социальной сети "ВКонтакте". После этого молодой человек получил множество оскорбительных комментариев от людей, которых он считал своими единомышленниками, был вынужден закрыть благотворительный проект и уйти из дома.

<...>

На выпускном вечере классу Дмитрия спонсоры подарили большие телевизоры. Ребята оставили коробки с телевизорами в школе и уехали на летний отдых. Осенью директор отказалась отдавать выпускникам технику и пригрозила, что тех, кто будет задавать вопросы, отправит в психиатрическую больницу. Дмитрий рассказал об этом журналистам, после этого телевизоры вернули. Правозащитная деятельность Дмитрия нравилась далеко не всем выпускникам детских домов. Именно этим Дмитрий объясняет трагедию, которая произошла с ним в 2013 году.

После выпуска из интерната Дмитрий переехал вместе со старшим братом в квартиру матери. Дмитрий пошел учиться на повара, а его брат Илья – на столяра. Брат постоянно помогал продуктами своей бывшей однокласснице. Однажды он в очередной раз поехал домой к девушке. У нее в гостях были бывшие детдомовцы, они попросили Илью купить им водки. Он отказал, тогда молодые люди очень сильно избили Илью. Они звонили Дмитрию и рассказывали, как издеваются над братом. Дмитрий вместе полицейскими поехал спасать брата. "Полицейские стучали в дверь, им не открывали. Сделать полицейские ничего не могли, говорили, что у них нет ордера. Когда мы все-таки вошли, в квартире везде была кровь, так сильно они избивали Илью", – рассказывает Дмитрий. Илья очень сильно пострадал, долго лечился в больнице и выжил. Дмитрий пытался добиться возбуждения уголовного дела. В полиции ответили: нет состава преступления.

"Я думаю, они избили брата из-за моей благотворительной деятельности. Не всем нравилось то, что я выбился из общей массы и помогаю другим. Садисты остались на свободе. Я пришел в отчаяние от этой несправедливости. В этот момент никто не смог меня поддержать, и я прыгнул с пятого этажа. Очнулся в больнице. Я сломал позвоночник. С тех пор передвигаюсь на инвалидной коляске, мне постоянно больно, но я остался, слава Богу, жить", – рассказывает Дмитрий.

Фотографии из фейсбука Катрин Ненашевой. Авторы фото: Саша Лаврова, Виктор Новиков.


Мы создали чат в Telegram для оперативного обмена новостями. Если вы стали очевидцем какого-либо события или просто обнаружили важную новость, присылайте её скорее сюда: https://telegram.me/varlamovnews.