March 15, 2016

Протесты в Китае

Так, у нас тут в Китае назревает серьезный бунт! В Пекине проходит ежегодная сессия китайского парламента (бывает же такое). Днем коммунисты из разных регионов страны отчитываются об успехах, рассказывают, как надо еще более лучше строить коммунизм, а вечерами прыгают в свои порше-кайены и едут в прекрасные пекинские рестораны (эх, какие там пельмешки, какая уточка...), а после ужина – в караоке-клубы, петь китайские патриотические песни с блэкджеком и шлюхами. Красота!

Но не все так гладко.

Экономика Китая, говорят, уже не та. Больше не растет двузначными темпами, такие дела. Теперь растет однозначными, это называют "новой нормой". В том смысле, что "Ну а чё вы хотели?". Хуже всего дела обстоят у госпредприятий, особенно в сферах угольной, сталелитейной, строительной промышленности. Во времена бурного экономического роста они росли как грибы. Госбанки выдавали им кредиты. В итоге их стало слишком много, а продукцию продавать некому. Это называется "избыток мощностей". Теперь компании говорят банкам: "Упс, а по кредитам мы рассчитаться не можем, но дайте нам новые кредиты, иначе нам придется уволить рабочих!".

Что в такой ситуации делать государству?

По сути, оно оказалось в заложниках неэффективной модели экономики. Но даже дешевые госкредиты уже не помогают. Во многих компаниях перестали платить зарплату. Сегодня ехал в "Убере", водитель Ван Миньминь из пограничной с Россией провинции Хэйлунцзян жаловался, что работу в его родном городе фиг найдешь: "На госпредприятии, где раньше платили зарплату 5000-6000 юаней (1000 долларов), теперь платят только 600 юаней (100 долларов)! Ну не охуеть?! Коммуняки, сука, зажали наше бабло!".

И он не одинок в своих рассуждениях. С начала года в Китае уже состоялись сотни протестных акций, сообщает гонконгская правозащитная организация. Самое громкое событие последних дней – протесты шахтеров в Шуанъяшане – угольном моногороде провинции Хэйлунцзян.

Тысячи сотрудников угольного предприятия "Лунмэй" вышли на улицу, требуя выплатить зарплату, которую им не платят уже несколько месяцев. Люди несли плакаты "Мы хотим жить, мы хотим есть!" и "Коммуняки, верните наши деньги!".

"Компартия, верни наши деньги!"

Масла в огонь демонстрации подлил губернатор Лу Хао, который заявил: "Компания «Лунмэй» исправно платит зарплату, и рабочим ничего не задолжала!".

После этого протесты вышли на новый уровень, а китайские рабочие оказались настолько суровы, что смогли скоординироваться даже через полностью подконтрольную китайским цензорам социальную сеть "ВиЧат"!

Лу Хао не ожидал такого поворота. Буквально день спустя он уже заявил, что "вы меня неправильно поняли".

"Это мои подчиненные меня неправильно информировали!" – рассказал губернатор. В заявлении правительства Хэйлунцзян также содержатся обвинения в неэффективности в адрес "Лунмэй": "Компания тратит в три раза больше трудового времени на добычу 10 000 тонн угля, чем в среднем по стране!".

Впоследствии Лу Хао пришлось признать, что задержки зарплаты "имели место" из-за "накопившихся годами проблем", и всё это привело к тому, что "немало рабочих столкнулись с жизненными трудностями". Протесты он при этом не упомянул, и китайские СМИ тоже благополучно про них "забыли".

"Мы хотим жить, мы хотим есть!"

В понедельник власти города Шуанъяшань провели экстренное совещание, в ходе которого призвали всех успокоиться и заверили протестующих, что компания "приложит все усилия, чтобы обеспечить своевременную выплату зарплаты рабочим".

"Чтобы жить, нужно есть, чтобы есть, нужны деньги!"

Кстати, есть еще одна версия. Мне вот китайцы рассказали, что Лу Хао – самый молодой губернатор в Китае, всего 41 год. Для страны, где чиновники должны быть в возрасте, это более чем нетипично. При этом он уже успел побыть вице-мэром Пекина, а теперь вот стал губернатором одной из достаточно отсталых провинций.

Обычно такая карьера может означать, что в будущем Лу Хао будет претендовать на занятие государственных должностей. Уже появились предположения, что кто-то из врагов просто хочет его подставить!

В Китае, чтобы пробиться на самый верх, ошибок допускать нельзя. Общественного порицания – тоже. Это вам не путинская Россия, где чем ты наглее и чем демонстративнее себя ведешь (и при этом безнаказанно), тем лучше: сразу видно – крутой мужик! В Китае нужно быть серым исполнителем, крепким хозяйственником, желательно, чтобы ВРП вверенной провинции рос, а жители лодку не качали. И тут такой удар!

Получается, что все приехали в Пекин попеть караоке и отчитаться об успехах, один Лу Хао выглядит мудачьем.

Гонконгские правозащитники предполагают, что протестная активность еще не достигла своего пика. Как думаете, лодку качают по указке из обкома?

На самом деле, многие китайские госпредприятия являются неэффективными, производя продукцию, которую потом не могут продать из-за избытка предложения на рынке. Раньше правительство боялось закрывать эти "предприятия-зомби", опасаясь, что увольнение рабочих приведет к социальной нестабильности.

Но теперь выхода нет: в феврале Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения сообщило, что сократит 1,8 млн сотрудников сталелитейных и угольных предприятий. А в перспективе целых три миллиона рабочих останутся без работы! А как бы вы поступили на месте Компартии? Дали бы кредит, м? Или разогнали бы всех нахер?

Кстати, рабочие на шуанъяшаньском майдане пели... национальный гимн Китая! Прямо как во время революции Украине. Китайский гимн, кстати, очень подозрительный:

Вставай, кто рабства больше не хочет!Великой стеной отваги защитим мы Китай!Пробил час тревожный! Спасем мы родной край!Пусть кругом как гром грохочет наш боевой клич:"Вставай! Вставай! Вставай!Нас пятьсот миллионов, мы – единое сердце!Мы полны презрения к смерти!Мы полны презрения к смерти!Вперёд! Вперёд! В бой!"

Надо сказать, что гимн они пели неспроста. Всё-таки, он – перефразированный Интернационал, а в Китае, как это ни смешно, левая тема сейчас одна из самых опасных.

Вот интересно... Российским гражданам тут позавчера прожиточный минимум снизили до 50 долларов. Ждать ли нам протестной активности? Что будут петь рабочие, которые не смогут накормить своих голодных детей в Воронеже, Вологде, Кузбассе?

Россия — священная наша держава,Россия — любимая наша страна.Могучая воля, великая слава —Твоё достоянье на все времена!