March 3, 2016

Почему Tesla захватит мир

"Тесла", конечно, удивительная машина. Не помню, чтобы какой-то другой автомобиль вызывал столько споров и рождал вокруг себя столько легенд. После моего обзора последней модели Х в комментариях возникло много вопросов. Чтобы было удобнее, я решил задать эти вопросы сразу Алексею из Московского Тесла Клуба, который знает про "Теслу" все.

В этом посте вы узнаете о том, сколько стоит эксплуатация машины в России, как привезти "Теслу" самостоятельно, как работает гарантия, кто покупает эти машины в России, о том, что нас ждет в будущем, и многое другое.

– Рассказывай, как у вас бизнес идет.

– Нормально идет, потому что Tesla выпускает очень быстрые автомобили, которые могут обгонять практически все бензиновые ( я имею в виду динамику). И люди с нашим русским менталитетом это любят. Все нормально.

– С русским менталитетом любят, чтобы звук был, потому что разгоняться-то негде.

– Ну почему негде разгоняться? Есть где разгоняться от светофора до светофора. Обгоняет вашу Porsche Panamera Turbo и без звука, достаточно интеллигентно. Это здорово. Тут важно понять, какая аудитория покупает. Это та аудитория, которой уже не нужно что-то доказывать, поэтому не нужен звук.

– Давай тогда сразу так: кто типичный российский потребитель "Теслы"?

– Это топ-менеджмент, скорее всего, IT-компании, либо какие-то интеллигентные профессии, творческие. Как правило, либо владельцы бизнеса, либо топ-менеджеры. Многие покупают ее в подарок своим бизнес-партнерам.

– А девушкам?

– Очень редко. Но уже пару раз у нас покупали своим женам на какие-то юбилеи.

– Понятно. А чиновники покупают, или это не ваш клиент?

– Да, покупают.

– Кто в России на "Тесле" ездит? Кого можно назвать?

– Германа Грефа и несколько топ-менеджеров Сбербанка. Есть замминистра каких-то природных ресурсов, я точно не знаю. Достаточно много. У Алексея Комиссарова есть.

– А в Чечне есть "Тесла"?

– Нет, на Кавказ "Теслу" ни разу не заказывали. Тут два момента: либо они не знают, что это быстрый автомобиль, либо там не круто автомобиль без звука. Я думаю, им важно, чтобы он выглядел агрессивным. Хотя звонят, приходят иногда, но на Кавказ мы ни разу не отправляли. В Армению отправляли, в Азербайджан отправляли, в Беларусь даже.

– А сколько ежегодно в России машин продается? Какая вообще тенденция?

– Я точно не могу сказать. Тенденция меняется из-за курсов всяких, из-за того, что "Тесла" выпускает новые модели. Я могу назвать цифру, что в России около 300 моделей S – это те, которые уже ездят, из них около 200 в Москве. Думаю, что с моделью X в два раза точно увеличится количество этих автомобилей. И Tesla Motors также рассчитывает, что моделей X будет продавать в два раза больше по сравнению с моделью S. Ведь модель X дороже модели S всего лишь на 5000 евро, хотя это уже семиместный SUV.

– А в связи с кризисом продажи вообще как-то изменились?

– Ты знаешь, мы не заметили, потому что аудитория у нас кризис не заметила. Хуже стали продажи автомобилей премиум-класса, а luxury-сегмент не так пострадал. Как мы видим, в этом году у нас клиентов больше, чем в прошлом.

Люди, которые у нас покупают, очень интересные. У нас есть клиент, который за год на своих автомобилях наезжает около 5000 км. Он ездит на общественном транспорте на работу, но он купил "Теслу". И он мне рассказывает: "Я и на ней буду ездить немного, но я хочу показать детям, куда мы должны идти, чтобы соседи видели, что нужно слезать с этой нефтяной иглы". Поэтому мне очень приятно с такой аудиторией работать, потому что очень интеллигентные люди, покупают не для понтов.

Для понтов можно сделать тюнинг на Х6, на "Мазерати". Кстати, я сначала не понимал, и мне казалось, что дизайн "Теслы" слишком уж простой. Я все у клиентов спрашивал: "А почему Вы не хотите более агрессивную решетку? Вышли же уже тюнинг-пакеты". И мне все стали говорить одно и то же: "Вы знаете, нам не нужно ничего доказывать. Для этого у нас стоят "Мазерати", купленные пять лет назад. Просто это уже другая история. Более важное декларирование своих ценностей".

И вот один клиент сказал, он в Италии встречался с мэром одного города, он говорит: "Я выбирал, поехать мне туда на "Бентли" или на "Тесле". Поехал на "Тесле". И когда меня встречал этот мэр, первое, что он сказал: "Вау! Ты заботишься об экологии в моей стране". И вот это история, наверное, показательная, потому что признак дурного тона – приезжать в Европу на автомобилях V8, V12.

– Tesla – наверное, не первый автомобиль, который будет у человека в семье?

– Тут очень интересная ситуация. Смотри, на Западе это бывает единственный автомобиль. И они на него еще как-то скопили. Мы были на разных встречах тесловодов в Штатах. Туда приезжают такие немолодые пары, у которых это единственная машина. Или человек стал себе строить зеленый дом с зеленой энергетикой, и вот "Тесла" ему очень кстати. А в России это сейчас совсем другие люди. Обычно это третий, четвертый автомобиль как минимум. Людей, которые приходят и говорят: "Вот у меня одна машина, и я хочу накопить и заменить её на "Теслу"!" – их очень мало. Обычно это не наши клиенты и покупатели.

– Покупает тот, кто просто хочет чего-то необычного в гараж.

– У человека есть Porsche Panamera какой-нибудь, естественно, какая-то машина представительского, премиального класса, и вот он хочет еще чего-нибудь. Очень интересно – в России очень часто "Теслу" берут в подарок. Фактически это идеальный подарок для человека, у которого все есть. Поэтому нам часто приходится решать такие логистические проблемы. Человек приходит и говорит: "Нужна "Тесла" завтра". Ну, не завтра, а через неделю, потому что подарок. И красная. И варианты другие не рассматриваются, потому что нужно подарить завтра красную "Теслу". В этом плане "Тесла" – незаменимый автомобиль, потому что дарить там третий "Мерседес" или "Порше" не имеет смысла. Это что-то необычное. В плане того, что автомобиль экологичный, это в России скорее как бонус рассматривается.

"Тесла" дает очень необычный опыт вождения, потому что это сплошная тяга. Даже какие-то мощные суперкары совсем по-другому ощущаются. На мой взгляд, "Теслу" покупают ради опыта вождения, ради чего-то нового, ради технологичности, ради бренда. У "Теслы" есть еще один интересный бонус: этот автомобиль собирает больше всего "больших пальцев" от прохожих, от встречных водителей. Это именно положительные эмоции. Останавливаешься перед пешеходным переходом, люди просто идут, и они останавливаются и говорят: "Круто! Вау!".

– Сколько сейчас стоит "Тесла" в России?

– От 10 до 16 миллионов сейчас автомобиль стоит.

– До 16 миллионов? А цена из чего складывается? Я за $80 000 могу в Штатах купить Tesla S. По нынешнему курсу это будет где-то 6,5 миллиона.

– Смотри, здесь несколько моментов. Первое – как правило, за 80 тысяч ты не купишь. Даже американец за такие деньги не купит, потому что будет сверху еще налог штата, хотя бы 10%.

– Но я же могу не платить в некоторых штатах?

– В некоторых штатах можешь, но их не так много. Это первое. Второе. В России нет потребителей, которые хотят "пустой" автомобиль. На сегодняшний день топовый Model X стоит $145 000 здесь в США, и к этому нужно добавить в России НДС, акцизный сбор, инвестиционный сбор, пошлину, поэтому автомобиль становится дороже. К нам обращались люди, которые заказывали сами: к примеру, они заплатили в очередь, но потом же его нужно здесь оформлять, на учет ставить, страховать.

Поэтому мы работаем не только с теми клиентами, которые к нам пришли, но и с теми, кто уже сам заказал машину. Ещё одна волна есть: кто-то отказывается от автомобиля, мы эту очередь забираем и находим другого клиента. Такая история была с Model X, потому что она должна была выйти год назад, а вышла сейчас, поэтому многие передумали ее покупать. Мы очень быстро находим тех людей, кто готов эту очередь подхватить.

– Окей. По поводу цены: а не выгоднее, если я сам ее в Штатах куплю и сюда в Россию привезу?

– Не выгоднее, потому что если ты ее ввезешь как физическое лицо, тебе придется платить 48% от инвойса. Мы же заказываем как компания. Мы не платим процент от инвойса, а только кое-какие сборы: инвестиционный сбор, акцизный сбор за каждую лошадиную силу. Кстати, проблема в том, что у нас почему-то странно считают лошадиные силы. Берут первый мотор, второй мотор, складывают это, умножают на киловатт и получают лошадиные силы. Хотя мощность автомобиля нельзя измерить, сложив два мотора, потому что один мотор у "Теслы" около 200 лошадиных сил, а задний – около 500. Неправильно. Обдирают нас. Но что делать...

– А что в России с гарантией, с обслуживанием?

– Здесь интересный момент. Несмотря на то, что в России есть сервисный центр, сложный гарантийный ремонт, например, такой как ремонт двигателя или ремонт батареи, все-таки придется делать в Европе. Если "Тесла" была произведена в Европе для европейского рынка, то у нее есть гарантия европейская, если же она произведена в Америке, то гарантия действует только в Америке, и в Европе вам либо сделают ремонт за деньги, либо придется отправлять ее сюда в Штаты. То есть теряются месяца три, а то и четыре. Поэтому я рекомендую для России покупать только европейские. Но с моделью Х история такая. Я думаю, что Х появится в России не раньше августа, конца июля-августа.

– Это европейские Х?

– Да. Многие хотят уже попробовать. Важно, что у "Тесла" 8 лет гарантии на батарею и столько же – на двигатель. И занимаясь этим уже два года, я знаю только 3 случая, когда пришлось отправлять машину в Европу, чтобы отремонтировать батарею или поменять её. И ещё в одном из двигателей был недостаток, его бесплатно поменяли.

– То есть, в любом случае в России нормального обслуживания нет? Если у тебя дверь перестала закрываться, то ты на месяц вылетаешь?

– Нет. Есть ремонты, которые делает сервисный центр, но есть ремонты, куда "Тесла" не рекомендует влезать, потому что тогда она слетит с гарантии – это двигатель и батарея. Такие мелкие проблемы решаются, и они решаются уже два года.

– Московский центр это делает?

– Конечно.

– Но они не авторизованы?

– Нет, они не авторизованы. Я знаю, что один сейчас в процессе оформления самой "Теслой". Сдают уже бумаги, ждут решения от Tesla Motors на легальную станцию, она будет обслуживать гарантийные случаи.

– А вот эти все страшилки, что если какая-то большая авария, то у тебя сразу всё снимается с гарантии?

– Это неправда. Нет, там была история, когда у человека была серьезная "засада". Сработали подушки безопасности. А я хочу отметить, что и у БМВ, и у "Мерседес" автомобиль будет списан, если сработали подушки безопасности. И Европа, и Америка живут по этим принципам. Автомобиль уже не будет обслуживаться самой компанией, самим сервисом. И в документах в Америке такой автомобиль уже будет считаться поврежденным, его никто не захочет купить. Такие автомобили выкупают страховые компании и перепродают людям на запчасти.

– Но машину дальше только выкидывать? Она же не обновляется, пользоваться ей нельзя.

– Совершенно верно. Страховая компания должна выплатить деньги, и человек покупает новый автомобиль. Вот и все. И это нормально. Когда я начал заниматься бизнесом, было много звонков из Украины и из России: мол, мы купили битую "Теслу", у нас один ключ или два, помогите запчасти приобрести. Конечно, мы от этого отказывались, потому что если был серьезный удар, "Тесла" не позволяет больше запрограммировать эти ключи.

Почему она это делает? Если кто-то отремонтировал машину просто у себя в гараже, он может чего-то не заметить... А вдруг у неё повреждена батарея? Она может загореться. Второй момент. Представь, что после ремонта автомобиль может разгоняться до сотни не за 4, а за 5 секунд. Снимут какой-нибудь тест-драйв, сделают вывод, что "Тесла" всех обманывает, и в этот же день акции компании рухнут.

Поэтому я считаю эту практику нормальной. Если машина сильно повреждена – пусть ее забирает страховая компания, а вам выплачивает деньги. Кстати, мы смотрели статистику автомобилей, которые привозят в Украину и в Россию, и там пугающие цифры: в России 95% новых автомобилей, а в Украине 95% старых автомобилей.

– То есть, Украина – главный потребитель бэушных "Тесл"?

– Бэушных, битых, утопленных. Была публикация в СМИ, когда мы легко по вин-кодам нашли эти "Теслы" на аукционах битых машин, таких как "Копарт" и "Ай-яй-яй". Так что история с подушками безопасности – это нормально. И "Тесла" действительно перестает вам отправлять прошивки и отказывается продавать какую-либо деталь.

– Ты даже бампер себе не сможешь купить?

– Да. Бампер ты сможешь купить где-то на разборках каких-то, но сама "Тесла" не продаст.

– Вот я не понимаю политики тогда. Я хочу купить себе фару. Она мне не продаст?

– Ты говоришь вин-код, а "Тесла" говорит: "Вам нельзя на этом автомобиле ездить, это опасно, поэтому мы Вам не продадим фару".

– А вообще есть рынок бэушных, нелегальных "Тесла"? Чтобы там прошивку шили, например? Как можно прошивку обновить без "Теслы"?

– Я думаю, что такие же деньги будет стоить обычная бэушная машина, которая при этом не попадала в аварию. Прошивку никто не сможет обновить, потому что ее нет в сервисных центрах, на каких-то носителях. "Тесла" всегда через Wi-Fi работает, через Wi-Fi высылает все обновления. Поэтому если она увидит, что кто-то пытается установить чужеродную прошивку, она заблокирует автомобиль.

– И ты не сможешь ехать?

– Не сможешь. Но вообще, "Тесла" такого не делает даже по отношению к уже списанным автомобилям. Не было ни одного случая. Бывает, что кто-то ключи забыл в машине, и тогда можно позвонить в "Теслу", попросить, чтобы она разблокировала. Но нужно отметить, что у "Теслы" есть безумно классное мобильное приложение. Если ты забыл ключи в машине, ты с айфона ее откроешь. Можно также посмотреть через интернет, где находится машина, выключить ее, если надо, заблокировать.

– Окей. Что происходит с бэушными "Теслами" в России?

– В России они "зависают".

– Их не покупают?

– В России рынок б/у очень слабый, потому что машина очень дорогая, чтобы люди могли купить такую б/у-машину.

– Покупая "Теслу", надо быть готовым к тому, что ты потом её не продашь?

– Ситуация такова: машины с задним приводом до 15 года сейчас продаются по такой цене, как если бы люди покупали их в рублях по старому курсу. Тогда народ закупал машины. Сейчас появились полноприводные, и люди хотят заменить их. И вот как раз к этой волне мы готовимся, чтобы решить проблему. Нам хорошо, потому что мы продаем новые машины.

– Что с угонами? Угоняют ли "Теслу"? Если не угоняют, то почему?

– С угонами все очень прикольно. Да, это неугоняемая машина.

– Сколько в России пытались? Наверняка в России даже неугоняемую машину пытались украсть?

– В России о таких случаях вообще не известно, может быть, потому, что их пока мало. В Америке было пару случаев. Во всех случаях машины либо сразу находились, либо была сломана пару вещей. Грустная история, когда человек только украл машину – и сразу же в стенку. А украл, потому что в машине лежал ключ. Сел да поехал.

– А почему тогда "Теслу" нельзя угнать?

– "Теслу" нельзя угнать, потому что эта машина не имеет смысла без подключения к интернету. Машина получает обновления через Интернет, у неё много классных функций типа навигации. Но пока машина подключена к интернету, владелец всегда может обратиться в Tesla и сказать: "Мою машину угнали. Пожалуйста, найдите её и выключите" – и так далее.

– Получается, её можно удалённо заблокировать?

– Да. Владелец может позвонить и в полицию, и в Tesla. В Штатах есть интересные случаи, когда человек даже не звонит в Tesla, а смотрит в телефон, видит, где его машина расположена и сразу обращается в полицию. "Теслу" сразу находили и забирали у угонщика.

– Короче, их пока не угоняют, потому что нет рынка. А когда появится… Почему на Mac не было вирусов вначале? Потому что они были никому не нужны.

– Тогда будет другая ситуация.

– Как поступить с безопасностью? Кто угодно фактически может взломать мою машину и её заблокировать. Я слышал историю о том, что одна машина была остановлена – взломана хакерами. Надо смотреть в интернете, насколько она правдоподобна по факту.

– Неправдоподобна. Был кейс, когда ребята около 2 лет искали дырки в Tesla. Они пригнали Tesla в гараж с полным физическим подключением, нашли Ethernet-подключение, воткнули свои ноутбуки туда, отключили от интернета, чтобы Tesla не заблокировала, и начали исследовать. За всё это двухгодичное исследование они нашли ряд совершенно некритичных уязвимостей (старая версия браузера, например), которые не влияют на возможность отключить машину или возможность получить её управление.

Потом они выступали на конференции по IT-безопасности, рассказывая о своих успехах. Но сначала они доложили в "Теслу", как положено, актом доброй воли. Tesla на следующий же день выкатила обновление, где даже какие-то незначительные проблемы старого браузера были тут же решены. То есть, машина практически неломаема. Причина в том, что Tesla изначально проектировалась как машина, которая сильно завязана на интернет и удаленное управление, и все эти системы проектировались сразу же как хорошо зашифрованные, как компонентно независимые.

Системы, отвечающие за вождение, за управление, за переключение каких-то режимов, развязаны с мультимедийными системами и с навигацией; между этими блоками выстроены шифрованные туннели, каждый по-своему, своими ключами зашифрован. Это протоколы безопасности разрабатывали первые люди IT-индустрии.

Рядовые машины с мультимедийными системами эволюционно как-то развивались: давайте добавим эту плюшку и эту плюшку... Поэтому и происходит история с джипами (я не буду говорить, с какими), когда по радио подключаются к машине, и можно переключить передачу на ходу. Убрать эту уязвимость очень тяжело, потому что нужно отзывать машину и т.д. У Tesla это принципиально невозможно, нет сейчас таких фактов. Появится первый факт – это услышат все. Не из серии "я услышал историю", а это будет во всех медиа – "Tesla взломали". Пока этого не произошло, все могут спать спокойно.

– Кстати, а как российские страховые к "Теслам" относятся?

– Пока у них тариф такой не очень гуманный, но полное "Каско" есть.

– Сколько стоит в процентах?

– Полное "Каско" – от 4,5 до 5,5 от стоимости.

– Ну хорошо. В случае небольшой аварии (где сработали подушки безопасности, и российская страховая должна выплатить полную стоимость) скажут: "Почини". А починить ее нельзя.

– Да. Поэтому страховщикам и предстоит выплатить сумму полностью. Поэтому они и берут сейчас такие деньги за полное "Каско". Что такое эти 5,5%? Это примерно 550 тысяч рублей в год. Довольно ощутимо. Кстати, прошу обратить внимание, что мы едем уже, наверное, минут 45, и я по-прежнему не держу руль. То есть, автомобиль едет сам, мы разговариваем, я не трогаю педали за редким-редким исключением.

– Машин с инновациями сейчас очень много: и БМВ, и "Мерседес". Неважно, электро – не электро. С инновациями играются все. И с технологиями разными. При этом хочется, чтобы автомобиль был, как минимум, комфортным, удобным. А у "Теслы" на инновациях всё и заканчивается. Нельзя сказать, что это самый безопасный или комфортный автомобиль.

– Что самый комфортный – нет. А по поводу безопасности – пять звезд, почти шесть во всех категориях.

– Хорошо. Вот вы меня убедили купить "Теслу", либо мне ее подарили. Допустим, я купил её у вас за $200 000. Сколько мне будет стоить эксплуатация "Теслы" в России?

– Это "Каско", причём коэффициент выше, чем на обычную машину, потому что она довольно дорогая. Кроме того, транспортный налог. Обычно он входит в стоимость покупки, но потом уже надо платить за 420 или 760 лошадиных сил. Это если машина не зарегистрирована в Подмосковье или Калужской области, где транспортный налог на электромобили отменён.

– Так, что еще нужно?

– Насчет сервиса: у Tesla Motors есть рекомендованное техобслуживание. Его можно и не проходить, с гарантии машина не слетит. Но они даже в Штатах продают сервисные пакеты. В России мы тоже рекомендуем его. Первый раз после 10000 км пробега, потом раз после 20000 приезжать на проверку.

Страховка на автомобиль стоимостью 5 миллионов рублей – 400 тысяч рублей. Если стоит 10 миллионов, то 800 тысяч страховка. Если 20 миллионов, то миллион двести. Почему такая дорогая? Потому что нет сервиса, который бы починил ее. В Штатах это организовано так: попала "Тесла" в ДТП – ее списали, отправили на аукцион, продали. Так же и у нас. То есть, страховая компания несет эти риски. Что касается стоимости техобслуживания "Теслы", в США например есть пакеты на 4 года, надо каждый год делать ТО или каждые 20000 км. Стоит такой пакет 2000 евро, то есть, 500 евро за 1 ТО. На 20 тысячах проверяют уровень (там две жидкости – тормозная и охлаждение), меняют стеклоомыватели, обновляют прошивку, заменяют колодки, если требуется...

– Цена ТО фиксированная, независимо от того, что тебе надо делать?

– Да. На мой взгляд, что тебе по факту сделают на 20 тысячах пробега – это поменяют дворники.

– Все эти процедуры довольно простые, и можно, скажем, в гараже у Ашота делать.

– Можно, если Ашота не убьет током. Нет, действительно так, потому что здесь скорее понадобится не инженер, а электрик. Что касается подвески, то на "Тесле" установлена подвеска от поставщиков, которые комплектуют немецкие БМВ и "Мерседес", поэтому теоретически подвеску можно обслуживать в любом сервисном центре этих марок. Грубо говоря, техники разберутся, что рычаг от "Мерседеса", а суппорт от БМВ.

– Получается, можно тупо пойти на развал и купить себе бэушные?

– Смысл какой? Пойти на развал и купить себе бэушный рычаг – это плохой сценарий, потому что все это нужно по гарантии сделать.

– То есть, всё нужно покупать у вас? И всё равно вы не можете менять?

– У нас есть сервис. По возвращении в сервис мы смотрим, какого уровня неисправность. Большая часть неисправностей решается удаленной диагностикой. Мы обращаемся в "Тесла", заказываем удаленную диагностику. Они подключаются.

– Даже если машина находится в России?

– Ситуация такая. Выскакивает "контакт Тесла-сервис". Соответственно, мы пишем письмо с вином, и они подключаются к сервису через вайфай, точнее, к машине через вайфай – считывают коды ошибок, которые она выдает. Если контакт-сервис считывает ошибку, и надо заменить колодки, то они пишут сообщение: "Ошибка такая-то, надо заменить колодки".

Были такие ситуации, когда на нескольких машинах нужно было сделать одну вещь. В этом случае мы вызывали инженеров "Теслы" из Германии прямо сюда. Они приезжали в наш сервис и сразу несколько машин чинили. Ради одной машины тоже вызывали. Если какая-то вещь серьезная, которая грозит снятием с гарантии, то мы ставим на автовоз и везем. Владелец платит только за перевозку.

– И во сколько обходится перевозка?

– 2500 евро туда и обратно. Около двух месяцев машина будет на сервисе с учётом времени транспортировки. Почему стоит сохранять гарантию и ездить в официальный сервис туда? Потому что они делают ремонта на три листа бесплатного. То есть приезжаешь с одной проблемной – например, надо поменять 12-вольтовую батарею, а они там пишут: "Мы вам на всякий случай поменяли мотор, заменили все резинки на дверях". Вот реально три листа: "Поставили титановый щит, потому что в вашей модели он еще не стоял".

У "Теслы" нет таких вещей, как рестайлинг, например – "Год прошёл, вот рестайлинговая версия, покупайте новую". В "Тесле" же каждый месяц вносят какие-то улучшения в конструкцию, доводят линию, меняют внутри какие-то детали. Внешне этого ничего не видно. И при приезде на гарантийный ремонт они эти доработки устанавливают. За исключением автопилота, который технически нельзя засунуть.

– Вопрос про будущее "Теслы". Что есть сегодня, мы все понимаем. Что с Tesla будет через год, через 5 лет, через 10? В каком направлении они движутся и как дальше будет эта марка развиваться?

– Смотри, очень всё многофакторно. Поговорим о текущей линии развития автомобиля. Они начали с Roadster'a – это был эксперимент. Они подтвердили гипотезу и сделали первую нормальную машину – Model S. Сейчас они шагают в следующий сегмент, кроссовер, на который будет свой спрос за счёт всяких фичек типа фильтрации воздуха. Они освоят Китай, например, где есть проблема со смогом. Следующий шаг – это Model 3, которая должна стать потенциально массовой машиной за счёт своей цены. И вот в марте мы её ждём. Как выглядит машина – тайна, которую они пока хранят. Мой прогноз – реально они начнут её отгружать года через два. Какой-нибудь Chevrolet Volt выходит раньше. Но у Tesla сейчас раньше стартует супердешевый предзаказ.

– Сколько он стоит сейчас?

– В офисе Tesla можно за 1000 долларов будет её заказать. В России заказать Model 3 можно у нас за те же 1000 долларов. Мы решили не брать дополнительных комиссий. Уже сейчас говорят, что в магазинах за Model 3 в марте очередь будет как за айфонами, а мы хотим, чтобы побольше Model 3 как можно раньше попали в Россию. Там есть еще вопрос масштабирования, потому что даже Model X масштабироваться непросто. Выйти с производства 50 000 машин в год на полмиллиона – это задача!

– Но это сегодняшний день. А что завтра?

– Есть Model Y, о которой они пока молчат. Скорее всего, это будет маленькая машина с подъёмными дверями. Есть история про то, что Tesla станет серьёзным игроком на рынке автопилотов, создаст автопилота для Uber и так далее.

Кроме этого, надо понимать, что Tesla – это энергетическая компания, замаскированная под автомобильную. Это очень интересная вещь. 2017-2018 год – Tesla выходит на рынок более дешевых машин. Но параллельно с этим стартуют все остальные, причём сама Tesla толкает их к этому. Собственно, задача на уровне миссии Tesla сформирована: столкнуть всех в [сегмент] электромобили.

Вопрос в том, что это на самом деле – пиар это или настоящая внутренняя цель, в которую они верят. Но выпуская машину в дешевом сегменте, Tesla действительно заставляет остальных выпускать такие же электромобили. Люди не могут себе позволить потерять рынок, который создают уже много лет. Производство дешёвых электромобилей будет запускаться у всех – у Mercedes, BMW, у всех-всех-всех. Начнётся ресегментация рынка.

В этот же момент Tesla запускает свою Gigafactory в Неваде – они начинают производить батареи. Таких крупных производителей нет, всем нужны эти батареи, и они будут делать очень много этих батарей. Для них это тоже смещение: вот, мы делаем машины, а вот мы делаем батареи – покупайте, пожалуйста.

Tesla всегда идёт по краю, они всегда действовали очень рискованно. За счёт этого они такие инновационные. Было несколько точек, когда они чуть было не обанкротились, но в итоге справились.

– Можешь в двух словах про эту Gigafactory?

– В двух словах – это завод, который будет производить столько батарей, сколько производит сейчас весь мир. Это снизит...

– Стоимость машины.

– Да, потому что больше 1\3 стоимости "Теслы" – это батарея.

– Что технологии Tesla в будущем позволят делать?

– Смотри: они запускают этот завод. Но на презентации говорят: "Это Gigafactory 1. Завод – такой же масштабируемый продукт, он большой, недвижимый, но мы хотим, чтобы их было много. Давайте, ребята, подключайтесь – будем продолжать через открытый патент". Они хотят, чтобы этих заводов стало много, чтобы все машины ездили на батареях. Кстати, одно дело – батареи для машин, другое дело – батареи для дома, которые Tesla Energy делает, те самые PowerWall, которые начинают продаваться в Европе.

– Возвращаемся к машинам: что будет в Tesla? Она будет ездить на автопилоте, у неё будет запас хода. Есть технологии, чтобы увеличить запас хода?

– Снижение стоимости батареи – это либо снижение стоимости машины, либо увеличение запаса хода при той же стоимости. К 2020 году они планируют увеличить запас хода втрое, до 1200 км.

– Но это должны быть другие батареи. У тебя сейчас не стоит проблема запихнуть ещё батареи в Tesla, у тебя места нет. Будет теряться вес, будет меньше динамичности.

– Смотри: есть эволюция, а есть революция. Эволюционно запас хода растёт на 10% в год или в два года. Революционно – вырастет резко, если новое что-то придумают. Понятно, что Tesla сотрудничает со всеми, кто что-то разрабатывает. Они сами говорят, что как только появляется технология, она внедряется в Tesla в первую очередь.

– Какие ещё технологии ты ждешь?

– Я вижу флот полностью автоматизированных беспилотных машин. Задача Tesla – нести это знание: вот как должно быть. Они всегда будут на шаг впереди остальных. Другим, более консервативным производителям, тяжело перестраивать свои мощности, они не с нуля стартуют, как Tesla, поэтому они будут следовать за ней. Google давно занимается машинами с автопилотом, но они подходят концептуально и хотят запустить готовое решение. А Tesla шаг за шагом внедряют уже физические машины.

Tesla всех толкает к тому, что наше будущее таково: в городе нельзя управлять машинами вручную, это опасно, человек очень плохо справляется с задачей вождения. Машины сами заправляются, сами выбирают, где заряжаться. Они служат как буферные аккумуляторы для выравнивания энергопотребления. За счёт этого регулируется стоимость электроэнергии. Все говорят – вот, у нас станет много электромашин, энергия станет дорогой. На самом деле, машина – это физический аккумулятор. Много аккумуляторов выравнивают энергопотребление, это позволяет правильно настроить тариф, и это хорошо.

Нас ждёт расцвет каршеринга, потому что машина, которая ездит сама, может не стоять на парковке и не занимать парковочные площади. Мы можем получить достаточно дешевые машины. Конечно, опять будут забастовки таксистов, потому что автономные автомобили. Uber, который сам движется – это жестоко.

– Куда денутся все водители?

– Это проблема.

– Пойдут на завод Tesla?

– Да, Uber первую революцию уже произвел, лишив такси сервиса и контакта с клиентами. Это уже привело к забастовкам. А вторая революция будет, когда возникнет проблема с водителями из-за автономных машин. Но ничего не поделаешь. С точки зрения города, это добро, конечно. Вообще, если смотреть на то, что делает Илон Маск – он решает транспортные проблемы. Tesla – это локальная проблема последних 50 миль, HyperLoop – это проблема дальних расстояний, SpaceX – это проблема "как на другие планеты летать". Он – провайдер таких услуг, если глобально на это смотреть. Фишка Илона как человека в автоиндустрии – то, что он пришел из IT, и у него очень гибкое и быстрое сознание. Он не боится каких-то радикальных инноваций и изменений и умеет превращать их в реальный продукт. У него вся команда в безумном режиме работает, так нельзя. Они все не спят, и он сам не спит.

– Он как Путин?

– В работе с людьми у него очень жесткий подход, и иногда он эту жесткость и по отношению к клиентам проявляет. Была история, когда он забрал предзаказ на Model X, потому что человек пришел на вечеринку и сказал: "Да ну, там всё плохо!". Илон в ответ на это сказал: "Окей, значит, ты не наш клиент". Он такой. Но это позволяет ему тащить всю эту историю, превращать технологии в продукт.

iPad в машине – это красивая маркетинговая фишка, с одной стороны. С другой – это прикольная концепция, которая обновляет машину. Если бы кнопки были физическими, это было бы невозможно. Совмещая кучу таких улучшений, мы получаем большую фору. Tesla тяжело мериться силами с производителями машин, у которых серьезный технологический запас, но на своей инновационной форе она хорошо живёт.

Потому что вот поломали защиту на джипах – и, чтобы это исправить, нужно отзывать сотни тысяч машин, втыкать в них флешки. А на Tesla проблема обновления за день решается, и это дает свои плюсы. Фактически это компьютер на колесах, в этом есть много плюсов, есть много опасностей. Не просто так Илон говорил, что он боится восстания искусственного интеллекта. Это выглядит как бредни эксцентричного миллионера, как будто человек "Скайнетом" бредит. С другой стороны, это человек, который имеет самый близкий доступ к флоту автоматизированных роботов, которые Tesla собой и представляют, и разрабатывает автопилот, который близок к искусственному интеллекту.

– Это как история с дронами, которые из игрушки превращаются в средство, которое можно взломать, направить куда-то. Последний короткий вопрос: когда Tesla официально в Россию придет? Со всеми сервисами и остальным.

– На данный момент у "Теслы" нет стратегии выхода на российский рынок. У нас есть все контакты и в России, и в Европе, и в Калифорнии – везде. Но наш сервис – первый, который станет официальным.

Tesla Model X: обзор удивительной машины

Tesla Model S