February 26, 2016

Новые профессии: пикчер

Картинка: Лентач

Продолжаю серию постов о самых актуальных и модных профессиях для ваших детей. Вы уже знаете, чего ожидать, если ваш отпрыск захотел быть стримером. Но как быть, если он употребил слово "пикчер"? Нужно ли заставлять негодника вымыть рот с мылом, или лучше поощрить его устремления?

Вообще, кто такие пикчеры? Откуда они взялись и чем занимаются? Наконец, почему пикчер – бог? Обо всём этом сегодня расскажу подробнее.

Чтобы разобраться в аспектах этой благородной профессии, я поговорил с самыми настоящими пикчерами. Они рассказали мне всё о происхождении вида и о том, как добиться успеха.

Чтобы быть стримером, нужно часами играть в компьютерные игры, уметь болтать без умолку и вести себя экспрессивно, приманивать новых зрителей путём троллинга и, возможно, сотрудничать с умным продюсером.

Набор качеств, необходимых пикчеру, кардинально отличается от этого. Интервью, взятые у пикчеров "Лентача" и "Образовача", и мнение Самого Первого Пикчера помогли мне сделать следующий вывод. Пикчер – это одновременно редактор-новостник, художник-иллюстратор и комик, который должен на ходу придумывать шутки и улавливать настроение аудитории.

Работает он так: пишет саму новость либо короткую подводку к ней для паблика в соцсети, одновременно перебирая в уме или в чатике с коллегами аллюзии, которые он сможет отразить в смешной картинке. Потом дело за иллюстрированием новости.

Настоящий пикчер обязан разбираться в повестке дня, в науке, в искусстве и уметь выжимать готовые мемы из коллективного бессознательного.

Когда-то все мемы Рунета (ну почти) генерировались "Двачем" и "Лепрозорием", потом настала эпоха копипасты и русифицирования западных мемов. Сейчас можно говорить о том, что наступила эра пикчеров. Их становится всё больше, потому что каждое интернет-издание хочет развиваться в соцсетях. Соответственно, с лавинообразным ростом количества пикчеров растёт и количество мемов. С внутренних платформ соцсетей (особенно "ВКонтактика") пикчеры перекочевали в онлайн-СМИ вроде ВОС, и теперь хорошим тоном считается каждому тексту добавить баллов с помощью удачной "пикчи" – смешной, вызывающей, какой-то ещё.

Но выяснилось, что пикчер в штате – это ещё не гарантия успеха. Помните стандартную заготовку анекдота о том, сколько нужно людей той или иной профессии для того, чтобы вкрутить лампочку? С пикчерами то же самое. Мало быть эрудированным человеком с хорошим чувством юмора. Важно, чтобы твчоя шутка проходила цензуру ещё десятка таких же, как ты. Только тогда "пикча" из куска породы превращается в бриллиант.

Изобретение термина "пикчер" приписывают разным людям. Например, админ "Лентача" Марк Шеин считает, что слово придумал нынешний админ "Образовача" Артём Крашенинников. Другие говорят, что это всё Анатолий Чилик (который тоже, впрочем, работал на "Образоваче"). Истина оказалась где-то рядом. Оказывается, эти двое придумали пост, в комментах под которым летом 2015-го и появилось слово "пикчер".

Но давайте послушаем тех, кто освоил эту профессию. Итак, слово и дело пикчерово!

Игорь Кот ("Лентач", "Чай з малинавым варэннем"):

"Фактически мы не просто пикчеры, а редакторы. Просто помимо сбора и обработки инфы мы делаем ещё и оформление в виде пикч. Так что в нашем случае пикчер – это не что-то новое, просто редактор с сомнительным чувством юмора и мэдскиллз в фотошопе.

Время от времени в "Лентаче" проходят наборы. Я сам попал с первым набором, прямо после объявления "Лентачной народной республики" [отделения "Лентача" от Ленты.ру и смены редакции]. Сейчас наборы проходят реже, состав редакторский более-менее устоялся. По прошлым наборам приходило человек по 100 желающих, до обучения доходило от силы 5, полноценно работать оставались примерно двое. Учим практически всему: отбор новостей, написание заметок, составление подводок. Целый подробный мануал есть (сам составлял), как нужно делать и как нельзя.

С картинками сложнее, потому что расписать, как правильно шутить, невозможно. Понимание приходит со временем, уже во время выпуска. Заходят любые эмоциональные штуки. Так сложилось, что отрицательных эмоциональных событий происходит значительно больше, чем положительных, поэтому нас регулярно обвиняют в вечном нытье про "рашку-говняшку".

Мы стараемся давать всё важное и эмоциональное, что происходит за день: если есть какой-то эпичный фэйл, даём фэйл, если "перамога" – даём эту самую "перамогу". Мы же не выдумываем и не создаём события, они сами происходят. Но в "Лентаче" регламент, определенная норма выпуска и поощрительные люли за недоработку.

Если при прочтении новости возникает мысль "ОХЕРЕТЬ!", значит, она зайдёт. В каждом посте мы стараемся сократить время между прочтением читателем новости и возникновением этого ощущения с помощью человеческой подводки или картинки, видео, песни, всего, что есть под рукой . То есть, причина "ОХЕРЕТЬ!" может быть совершенно разной – сама новость или шутка, положительное событие или отрицательное, но конечная эмоция должна быть именно эта.

Есть категория новостей, которые мы выпускаем, но знаем, что сто тыщ репостов они не принесут. То есть, что-то важное и значительное или трагическое, о котором читателю нужно обязательно рассказать, но репостить он это не будет.

Составление странных коллажей, отдалённо связанных с новостью, – это ещё не пикчерство. Такой хернёй многие занимаются и не понимают, почему не работает. У "Лентача" в самом начале одну шутку шутило 20 человек. Какое-то издание может себе позволить содержание 20 редакторов для выпуска 6 шуточек в день?

Сейчас такого количества уже нет, хотя и выпуск больше. Около 15 человек висят в рабочем чатике, постоянным выпуском занимается 6-7 редакторов. Но это уже довольно опытные люди, которые при необходимости могут весь день "вывезти".

У нас что раньше, что сейчас случаются неудачные шутки или посты. На начальном этапе их количество минимизировалось коллективным разумом, то есть, кучей народа в чатике. Сейчас это вбитое опытом чутьё, которое подсказывает, что окей, а что нет.

Поэтому когда один редактор какого-то издания пробует шутить, у него случаются удачные вещи, но большая часть всё же не удаётся по объективным причинам. Не потому что он плох или делает что-то не так, просто у него нет 20 таких же, как он, которые в 90% случаев подскажут, что он сделал говно".

Tabu Equilibrium ("Лентач"):

"Я уволился с работы на время сессии, сдал ее, а через пару дней после, пока не нашел никакой работы и маялся без дела, увидел объявление на "Лентаче". Ну и решил попробовать.

Нас примерно человек 10. У нас есть верстка, необходимый минимум, но мы стараемся выпускать как можно больше. Обычно получается двадцать с лишним постов за день. Не шутим, когда теракты случаются и трагедии.

Бывает по-разному: может сразу всплыть какая-то ассоциация и появиться клевая идея, а бывает, что приходится выдавливать из себя. И так же с рисованием, зависит от сложности пикчи. Наверное, в среднем около получаса надо, чтобы и придумать и нарисовать. Важно, чтобы было смешно. А тема пикчи и новости уже, наверное, второстепенно".

Павел Одинёв (ранее "Лентач", теперь "Мослента"):

"Вся эта история с Пикчером пошла от "Образовача", там впервые пикчер явил себя и дал название всем остальным, в той или иной степени создающим картинки для соцсеточек. Он правда бог и гений.

Там такая предыстория: Андрей Коняев вместе с Игорем Белкиным и Султаном Сулеймановым работали на старой Ленте.ру, которая с [Галиной] Тимченко была. И там создали "Лентач". Потом, когда Ленту.ру разгромили, "Лентач" отдали читателям, и шеф-редактором стал Шейн, я туда и попал. А Коняев, будучи научным журналистом, создал "Образовач" – на его основе потом вырос N+1. Пикчер может делать картинку для "Лентача" или "Образовача", но редакции разные.

Тенденция иллюстрирования новостей смешными картинками в социальных сетях распространяется с каждым годом. И, как мне кажется, не за горами те времена, когда новостные агентства для работы своих пабликов не смогут обойтись одними лишь некогда новомодными SMM-менеджерами, и им придется искать пикчеров.

Своей популярностью пикчеры и паблики с пикчами обязаны современной новостной повестке, её жестокости по отношению к читателю, особенно к думающему читателю. То есть, сейчас в интернете у вас есть выбор: не читать новости совсем или тщательно фильтровать каналы, откуда вы их получаете, чтобы случайно не повредить извилины и не слазить в петлю. А картинка-шутка – это как раз такая смазка, она позволяет потреблять новости и при этом не испытывать жжение в известных местах (вроде в курсе последних событий, а при этом рука не тянется к веревке и мылу).

Пикча, картинка для новости, это симбиоз двух составляющих – шутки и иллюстрации, но начинается все с шутки, с её поиска, придумывания. Этот процесс довольно трудоёмок: не могу сказать, что существует определенная схема, но есть ходы, которые в основном используются.

Первое: это поток сознания на заданную тему, попытка найти аллюзии, аллегории, смысловые привязки, посмотреть на новость с разных сторон и под разными углами или вовсе довести всё до абсурда. Тут главное не терять связь с инфоповодом и не сильно углубляться.

Другой, не менее действенный способ – общение с коллегами в чатике (в той или иной степени все редакции общаются в чатиках, будь то ВК, "Телеграм" или "Скайп"), совместное придумывание шутки.

Ну и, в крайнем случае, всегда можно залезть в папку с мемами и попробовать подыскать там подходящий к новости. В крайнем, потому что мемы достаточно быстро приедаются читателю, и оригинальная пикча всегда будет смотреться выигрышнее, за исключением тех случаев, когда мем на 100% подходит к новости. Например, для Чаплина, который жрал в "макдаке", не было картинки лучше, чем с мемом "Иисус, от****сь".

Все это довольно просто при наличии определенных навыков, но есть один нюанс – это время, вернее, его отсутствие. С того момента, как новость была опубликована в интернете, для пикчера часы тикают в минус. Современное медиаполе очень быстро поглощает и переваривает новостные сюжеты, информация разносится молниеносно, то что обсуждалось утром, к обеду уже никому неинтересно. Поэтому шутку надо придумывать быстро, а делать картинку – еще быстрее.

В целом, картинка может быть какой угодно, главное, чтобы она отражала суть шутки. Однако за последнее время уровень исполнения пикч значительно вырос, читателям нравятся красивые картинки с графическими вставками или полноценные иллюстрации вместо пиксельных фотожаб с грубыми врезками. У пикчера вечная дилемма между качеством исполнения и скоростью подачи, и в зависимости от ситуации каждый раз она решается по-разному.

Есть два вектора создания пикчи: придумать шутку и нарисовать картинку с нуля или скатиться к мемчикам. Путь пикчера пролегает где-то между ними. Впрочем, тут ничего нового. Такие дела".

Анатолий Чилик (ранее "Образовач"):

"Если говорить об истоках самого понятия, то возникло оно вот здесь в комментариях (сделано вместе со вторым пикчером). Весьма стихийно всё произошло. Некто Андрей Атаманюк впервые его использовал. Некто Al Ziber отметил, что отныне только так и стоит называть создателя картинок.

А дальше как снежный ком, под каждым постом разные люди начали использовать это слово. И в итоге все переросло в какую-то религию, перекинувшись и на другие паблики. Сначала воспринималось как некий краткосрочный мем, но вот что-то до сих пор непонятно, когда это закончится)

По сути, я никогда и не был в "Лентаче". Я был в "Мохнатом Сыре", которому принадлежит "Образовач". Мы делали картинки по большей части для "Образовача" и куда реже для "Лентача" на условиях сотрудничества.

Рисунок Анатолия Чилика

Создание картинок для пабликов очень много времени отнимает, а жажда славы во мне бурлит и крайне недовольна тем, что вместо моего имени звучит имя некоего Пикчера. Поэтому пока двигаюсь сам. А в целом да, это прекрасная работа, которая большую часть дня тренирует ассоциативное мышление и заставляет копаться в мозге, дабы выжать максимум юмора из каждой новости. Несравненный опыт".

Знаю, что теперь вас очень интересует, сколько же пикчеры зарабатывают. На самом деле, всё зависит от того, где именно они работают. Если пикчер трудится в штате московского СМИ как "полноценный" иллюстратор или SMM-щик, то в среднем тысяч 50-60. "Мослента", например, платит пикчеру 60 тыс. рублей в месяц, но он ещё и выполняет работу дизайнера. Если же мы говорим о "классическом" варианте пикчера, который работает исключительно с соцсетями, то деньги могут быть самыми разными. Некоторые паблики и СМИ договариваются с пикчерами о сдельной оплате. Если пикчер и собственник паблика – одно и то же лицо, то и заработки другие, тут уже речь идёт о количестве подписчиков и умении договариваться с рекламодателями. А кто-то вроде "Лентача" может себе позволить вообще не оплачивать труд пикчеров, предлагая им работать "за фан и удовольствие":

Так что редакция с удовольствием пользуется услугами бесплатных помощников. Для многих деньги, видимо, не так важны – достаточно изобретать мемы и видеть под ними комментарии в духе "пикчер – бог".