January 19, 2016

Советский Киев

Пока на Украине памятники Ленину валятся как костяшки домино (а ведь могли бы сделать хороший музей), а со зданий спиливаются серпы, молоты и звёзды, давайте задумаемся о том, в каком городе живут киевляне.

Крещатик, центральная улица города, блещет сталинским ампиром. На Майдане стоит сталинская высотка, а проектировали площадь выдающиеся советские архитекторы. Рада, правительство и президент сидят в зданиях, использовавшихся партийным руководством. Спальные районы застроены советскими панельками. Киевское метро, троллейбус и скоростной трамвай появились при советской власти, и хорошо, что они всё ещё работают. Знакомая нам по новостным репортажам улица Институтская обрастала уникальными жилыми домами начиная с 30-х.

Даже если бурлящая в жилах ненависть к коммунистическому прошлому не позволит заснуть ни одному его жителю, Киев всё равно не сможет одним махом перечеркнуть всё советское наследие. Никакой люстрации тут не получится )

Дом Совета Народных Комиссаров УССР сразу после открытия (1938-1940). Это крупнейшее в Киеве административное здание, нынешняя резиденция правительства Украины. 10-этажный дом был построен в 1936-1937 годах по проекту архитекторов Ивана Фомина и Павла Абросимова. Считается, что его стиль предвосхитил так называемый сталинский ампир, который расцвёл в советских городах уже после войны.

Здание Верховного Совета УССР было спроектировано в 1936 году будущим главным архитектором Киева Владимиром Заболотным.

Теперь в нём заседает Верховная Рада Украины. Главное, что со шпиля убрали советскую звезду и заменили её на трезубец.

Колонны здания ЦК КПУ. Теперь это резиденция украинского МИДа. А когда-то на прохожих с фасада взирал Брежнев.

Ещё один дом с колоннами. Здание штаба Киевского особого военного округа, построенное в 1936-1939 годах по проекту Сергея Григорьева, автора ещё ряда зданий в центре Киева. Позже сюда переехал ЦК украинской Компартии. Ну а сейчас это здание администрации президента Украины на Банковой, 11.

Одним из главных творцов облика советского Киева был Иосиф Каракис, архитектор с мировым именем, автор проектов множества жилых и общественных зданий в украинской столице и других городах СССР, а также разработчик типовых проектов зданий. В частности, по проектам Каракиса в Советском Союзе было построено более 4000 школ.

"Дом-самолёт", построенный на ул. Январского восстания (ныне Мазепы) по проекту Каракиса

Художественная школа им. Т.Шевченко, сейчас это Национальный музей истории Украины.

Экспериментальная средняя школа №80 со сквером и фонтаном на бульваре Дружбы Народов. Теперь она носит имя Каракиса.

Нужно учитывать, что Каракису очень не повезло: многие спроектированные им здания были уничтожены при подрыве Крещатика в 1941 году и последующих пожарах. Среди них – концертный зал Консерватории, театр Киевского военного округа, Еврейский театр, жилые дома.

Именно из-за пожара вышло так, что один из самых узнаваемых архитектурных ансамблей столицы Украины – не просто советский, а вопиюще советский, сталинский, и киевлянам в ближайшее время никуда от этого не деться, сколько бы лениных они ни опрокинули.

Послевоенной перепланировкой и обустройством Крещатика занимались ведущие советские архитекторы. Улица была расширена до 75 метров и застроена массивными "сталинками".

Крещатик строится!

1957-1958

Регулировщик на Крещатике

1972

1980

Жилой дом №25 по улице Крещатик, спроектированный архитекторами Добровольским и Малиновским. Кстати, Малиновский жил в этом доме до самой смерти.

Вид на площадь Ленина

ЦУМ

Пассаж, 1970-1975

Дом Киевсовета. Функция здания не изменилась: теперь здесь сидят Киевская городская администрация и Киевский горсовет.

Майдан Незалежности, она же площадь Независимости, в годы существования УССР сменила несколько названий: Советская, Калинина, 19 сентября, Октябрьской революции. До нынешних размеров она выросла благодаря всё тому же пожару, который уничтожил нечётную сторону Крещатика.

Дом профсоюзов на нынешнем Майдане – тоже работа Малиновского. Это здание сгорело в феврале 2014 года, когда силовики режима Януковича подожгли его, чтобы "выкурить" оттуда сторонников Евромайдана. После пожара его собирались снести и построить новое, но потом было решено воссоздать Дом профсоюзов в первоначальном виде. Хотя по поводу советской символики есть сомнения )

Майдан в разные годы:

1954

1966-1967

Вожди наблюдают за строительством, 1980-1981

1982-1983

Гостиница "Москва" (слева, сейчас – "Украина") строилась по проекту целого ряда советских архитекторов, самые известные из которых – Анатолий Добровольский и Авраам Милецкий. Здание должен был венчать шпиль, как и московские "сталинки". Сейчас иногда возникает вялое обсуждение того, не стоит ли надстроить его по первоначальному проекту.

Милецкий наряду с Каракисом обладал статусом легенды украинской архитектуры. Самые известные его работы в Киеве – гостиница "Салют", Дворец пионеров и школьников, а также крематорий на Байковом кладбище.

Гостиница "Салют" (1984)

Крематорий на Байковом кладбище (в соавторстве с Адой Рыбачук и Владимиром Мельниченко)

Одним Милецким разнообразие киевского модернизма не ограничивалось. Вот знаменитая "Летающая тарелка" на Лыбедской.

Утопична была не только форма, но и "содержание". Архитектор Флориан Юрьев придумал проект светомузыкального театра и считал, что для воплощения синтеза искусств зал должен быть именно такой формы.

Тем удивительнее, что проект всё-таки реализовали. Впрочем, "тарелка" в итоге стала обычным кинолекционным залом Института научно-технической информации.

Строительство

В 1991 году

Футуристическая заправочная станция, 1980

Парковка в стиле поп-арт

Ещё не достроенная гостиница "Интурист" на площади Ленинского комсомола (сейчас, соответственно, гостиница "Днепр" на Европейской площади). Архитекторы – Елизаров и Чмутина.

Через какое-то гостиница была переименована. Это фотография 1984 года.

У гостиницы "Днепр", 1979-1980

Площадь Ленинского комсомола и только что построенный музей Ленина (1983-1984 годы). Сейчас это Украинский дом, который в начале 2014-го стал одни из штабов Евромайдана.

Новое здание вокзала Киев-Пассажирский было построено в стиле "украинского барокко" (да, было и такое, хотя по большей части оно с советским периодом не связано) с элементами конструктивизма по проекту архитекторов Вербицкого и Алёшина. Строительство завершено в 1932 году.

Продолжаем гулять по Киеву.

Бессарабская площадь, 1989

На Бессарабке

Мясной ряд

Аэровокзал аэропорта "Борисполь"

Аэропорт "Жуляны", 1959

Речной вокзал, 1970

Мост Патона, первый в мире цельносварной мост. Назван в честь инженера Евгения Патона, знаменитого мостостроителя и создателя Института электросварки. Фотография 1980 года.

Пешеходный мост, один из самых узнаваемых объектов панорамы Днепра. Построен в 1956-1957 годах при участии уже упоминавшегося Института электросварки им. Патона.

Знаменитый вантовый Московский мост архитектора Добровольского

В 60-е годы группа архитекторов начала проектирование и создание образцового жилого массива, получившего название Русановка в честь исторической местности. Дома в этом районе (9- и 16-этажки общей площадью 600 тыс. кв. метров) были построены полностью на намывных грунтах. После застройки района следующий новый дом появился здесь только в 2003 году.

Русановский массив, 1964

От левобережья остров был отделён искусственным обводным каналом.

Рыбалка на Русановском канале

Дворец культуры завода "Большевик", 1947

Кинотеатр "Жовтень", начало 1950-х. Его облик с тех пор сильно изменился, к тому же, недавно он тоже горел из-за придурков, которые подожгли здание из-за показа фильмов на ЛГБТ-тематику. Восстановить собирались к осени 2015-го...

Жилой дом сотрудников областной милиции, 1930-е. Он построен на сложном рельефе, но для своих лет сохранился неплохо, только угол испортили безвкусной витриной.

Шикарный деревянный кинотеатр "Колос" с очень непростой судьбой. Сначала это был мануфактурный магазин, в 30-х его превратили в кинозал. В 1953 году, сразу после смерти Сталина, он полностью сгорел, но его решено было восстановить. В таком виде, как на фотографии, "Колос" просуществовал до 1977 года, когда выгорел во второй раз и был снесён. На афише – фильм "Заговор послов" 1965 года.

Улица Бассейная. Смотрите, сколько зелени!

Дворец подводного спорта ДОСААФ, 1981

Стадион "Динамо"

Центральная трибуна Республиканского стадиона (сейчас – Олимпийский), 1944

Открытый бассейн стадиона "Динамо"

Оболонь, 4-й микрорайон, 1974-1977

Правильная детская площадка в Оболони

Цирк в конце 60-х годов

В конце 80-х Киевский цирк закрыли на реконструкцию, и часть труппы отправилась "на гастроли" на Оболонь. Цирк-шапито работал несколько лет.

Аттракционы в Центральном парке культуры и отдыха

Женская мода '53, парк Шевченко

Зелёный театр после открытия

Рабочий посёлок им. Хрущёва на Багриновой горе, 1953. Он же, 1954 год. Удивительно, но он до сих пор частично сохранился, некоторые дома отремонтированы. Правда, с тех пор ещё понастроили гаражей.

Первомайский массив Киева, первый в городе район массового строительства жилья. Застроен как хрущёвками, так и "сталинками".

Один из ключевых объектов района – кинотеатр "Спутник".

Он всё ещё существует, но фасад безбожно испоганили.

Площадь Победы, 1989. Звезду с обелиска пока не сняли.

ВДНХ УССР, 1954 год

Коровье дефиле на Fashion Week сельскохозяйственной выставке на ВДНХ

Автопоезд "Киев"

В качестве бонуса поговорим немного об общественном транспорте! Брест-Литовское шоссе в 50-е годы.

Улица Коминтерна, 1961 год (теперь – Симона Петлюры). На этом фото прекрасно всё. Трамвай в городе появился ещё в 1892 году, раньше, чем где-либо ещё в Российской империи. Троллейбусы вышли на улицы намного позже.

Первый киевский троллейбус, 1939

Обложка к синглу Утёсова ) Улица Владимирская, 1956 год.

Путники. Первый послевоенный год, бульвар Шевченко.

Возле станции метро "Большевик", 1980. Троллейбусы сцеплены по методу киевского инженера Владимира Веклича.

Такие троллейбусные поезда около 30 лет использовались во многих городах СССР. Больше всего их было в Ленинграде, Киеве и Риге.

Ул. Софиевская, 1989

Пересечение улиц Январского восстания и Цитадельной. Троллейбус и велосипедист, красота!

Снегоочиститель С-10 за работой, 1987

Площадь Льва Толстого, 1963

Площадь Космонавтов, 1961

Фуникулёр тоже был полноценным видом общественного транспорта.

Немного общественных пространств.

На улицах было безопасно целыми декадами...

... так что "зебры" были редкостью.

Покупатели газет на Крещатике читают сообщение о смерти Сталина. А вот девочка смеётся стоит, и ей не стыдно.

Дети играют в луже

Уличное кафе на Крещатике

Кафе "Петушок"

В советские времена в Киеве практиковался раздельный сбор мусора.

Большинство фотографий этого поста взяты с сайта Паствью, крупнейшего архива исторических снимков.

Прогулка по Москве 1945 года

Лучший год в истории России!

Прогулка по Москве 2000 года