January 6, 2016

На трассе Оренбург – Орск не всё хорошо

В ночь на 3 января из-за бурана занесло огромный участок трассы Оренбург – Орск. Десятки машин попали в снежную ловушку. Телевизор, как обычно, вещает о том, что всех спасли. МЧС, как обычно, отчиталось об огромном количестве единиц техники и "развёрнутых пунктах обогрева". Но очевидцы, как выяснилось, ни о чём таком не слышали.

Многие водители стали звонить в МЧС и в полицию, как только застряли. Но повезло немногим: сразу спасли только пару человек. Большинству же пришлось ждать помощи 15 часов, некоторые просидели в машине сутки. За это время автомобили занесло снегом практически полностью. В результате происшествия погиб как минимум один человек, 12 были госпитализированы, у многих обморожения.

Я попытался разобраться в ситуации и выяснить, что же на самом деле произошло на трассе Оренбург – Орск и как в действительности спасали людей.

Затор образовался в районе города Медногорск и сёл Кидрясово и Сара. Региональные СМИ пишут, что его протяжённость составила 37 километров.

Выглядел затор примерно так:

В соцсетях говорят, что жертв снежного затора несколько, но на данный момент подтверждена гибель одного человека. Эдуард Зиннуров, пропавший во время бурана на трассе Орск – Оренбург, был найден мёртвым 4 января. По одной из версий, он с двумя попутчиками выбрался из машины, но ветром их разнесло в разные стороны. Попутчики сели в другой автомобиль и уехали, а Эдуард Зиннуров, которого они найти не смогли, замёрз примерно в 20 метрах от своего застрявшего Opel. По другой версии, попутчик был только один, и они вдвоём хотели добраться пешком до ближайшего населённого пункта, но не дошли.

О смерти мужчины сообщила в соцсетях его жена. Кроме того, информацию о гибели одного человека в районе снежного затора подтвердил RIA56 источник в управлении МВД по Оренбургской области. Тело Эдуарда Зиннурова своими силами нашли его родственники спустя почти двое суток. Причём в региональном МЧС им заявили, что мужчина пропал без вести.

"Никакой помощи оказано не было, это всё враньё и клевета", – говорит Ксения Зиннурова, вдова Эдуарда Зиннурова. Она переписывалась с мужем, застрявшим на трассе на 68-м километре от Орска. Эдуард сообщил ей, что неоднократно звонил в МЧС и полицию, на что постоянно получал ответ, что помощь уже отправлена. На самом деле, помощь пришла только на следующий день, когда было уже поздно.

Комментарий Ксении Зиннуровой:

Федеральные телеканалы и крупные информагентства о погибших на трассе так и не сообщили, информация об этом есть только в региональных СМИ. К вечеру 3 января были лишь сообщения о 12 госпитализированных. Стандартное же сообщение о происшествии выглядело вот так, с какими-то нелепыми вставками о Балканах и с большой трибуной для Пучкова.

Очевидец Павел Гусев рассказывает, что помощи не было примерно сутки. В его группе застряли около 30 машин. Водители выходили, объединялись в группы, садились в другие автомобили, чтобы легче было согреться. Некоторые жгли прямо в своей машине вещи и обивку салона.

Обращение очевидца Павла Гусева к руководству МЧС:

"Никакой специальной техники с ними не было – лишь вахтовка и трактор. Трактор стал расчищать дорогу. Всех, кого находили в машинах, сажали в вахтовку", – рассказал Павел Гусев изданию "Настоящее время".

Комментарий очевидца: "Некоторые жгли в машине все, что могли, у бабушки случился инсульт, смотришь как заносят в машину пострадавших людей, детей – и мурашки по телу, считаешь часы, минуты, секунды, смотришь то и дело на часы, дисплей с расходом бензина и в маааааленькую щель в окошке на угасающие огоньки авариек впередистоящих машин".

Комментарий очевидца: "Встали мы на дороге в 20:00 02.01.16, звонить начали примерно мин через 15 в службу спасения, звонили, звонили, звонили, звонилиииии... В ответ – обещали, обещали, обещали, обещали, подождите 20 мин, подождите 40 минут, опять 20 и снова 40, и так мы просидели 16 ЧАСОВ, 16 ВЕЧНЫХ, СТРАШНЫХ, ОЖИДАЕМЫХ ЧАСОВ".

Комментарий очевидца: "Вот такая машина после плена в Оренбургской области (ст. Сара). Пусть МЧС будет стыдно за то, что чуть не похоронили троих в этой машине. Мы просили, мы умоляли о помощи, но никто к нам так и не приехал. Нас просто успокаивали, что вот-вот они приедут и вытащат нас. Мы просидели сутки в машине. Жгли всё, что только горело, наверное, поэтому и выжили. Спасибо сотрудникам ДПС и полиции за то, что 3 января в 2 часа дня вытащили нас с этого плена. Дай бог здоровья вам и вашим родственникам".

В основном люди сходятся в том, что помощи им пришлось ждать 15-16 часов. Кто-то говорит о сутках. Даже если предположить, что в Медногорске и Кувандыке вообще нет никаких сил и средств МЧС, ближайший крупный город Орск находится всего в 50 км от места затора. Действительно ли спецтехника пробивается сквозь снежный затор так медленно? Или решения были приняты недостаточно оперативно?

Как обычно, в соцсетях развернулась травля в духе "сам дурак": скептики интересуются, зачем те, кто попал в снежный затор, вообще выезжали куда-то в такую погоду.

Но им доходчиво объяснили, что привычного SMS от МЧС с предупреждением об опасной погоде не было. Трассу тоже никто не перекрывал, хотя у ДПС такая возможность была. Поэтому большинство людей, которые отправились в путь, просто не были осведомлены о том, что их ждёт.