December 22, 2015

Скорая помощь так не умеет

Михаил Виноградов в Фейсбуке написал очень важный пост про то, как можно было бы ускорить скорые. Странно, что до сих пор эту тему активно никто не поднимал. Теперь подняли. Почитайте:

Когда вы звоните в такси, мы знаем о вас многое, а если не в первый раз звоните – очень многое. Вы ещё не услышали «Таксилёт, здравствуйте», а мы уже знаем, с какого номера звонок, как вас зовут, куда вы ездили в прошлый раз. И в позапрошлый. И на День Победы. Нет, не в Купчино когда ехали, а обратно. Да-да, когда мальчик Игорь вас вёз, на зелёной «Астре». Всё знаем. Знаем, что у вас двое детей – мальчик и девочка. Мальчику четыре года, девочке – два. Кресла понадобятся? Как всегда? Да-да, мы знаем, что в бустере Илюша не сидит. О! Илюша. В следующий раз мы будем знать о вас и это.

Мы живём и не удивляемся. Говорим диспетчеру такси адрес: «Переулок Макаренко, дом 14», и уже диспетчер у нас уточняет – вход с улицы, слева от арочки, да? Мы киваем, нам офигенно удобно и приятно. Иногда диспетчер спрашивает: «Домой поедете? Как обычно по четвергам?» – это наша программа проанализировала ваши поездки за три месяца и заметила, что в это время в четверг вы едете домой. «Таксилёт» – крошечная компания, и свой софт, программу «Taxium», мы написали силами одного штатного программиста, нескольких сторонних и четверых менеджеров. А, нет. Ещё две хаски помогали – Аляска и Лавина.

Наша программа совсем простая. Но даже она способна на многое. Скоро мы научим её понимать, куда нужно двигаться водителю, когда он освободится с текущего заказа. Не будет никаких «тепловых карт». Будет стрелочка в навигаторе. Свободен? Тогда на светофоре направо.

Уже сейчас автомобили такси приезжают очень быстро. 5-7-10 минут, и мы на месте. А будут – ещё быстрее. Однажды вам даже не придётся ничего заказывать. Вы просто выйдете из дома, а наш «Солярис» уже будет вас ожидать. Вы под колпаком. Окружены, сдавайтесь!

Мы крошечная компания. Более крупная делает всё еще более технологично. В такси «Везёт» можно отправить SMS с названием улицы и номером дома. Просто сообщение с вашего телефона. Машина будет через пять минут. Приложения – это вообще песня. Вы только открыли Gett, а к вам уже едет Хамза на жёлтом «Логане», номер 567. Вы будете ещё только вводить адрес, а он будет уже ехать. Чудеса, да?

А если Хамза потеряется по дороге, и вы просто наберете номер службы такси, вас запросто соединят с водителем, часто даже автоматически. Набираете номер, а девичий голос предупреждает: «Ваш звонок будет переведён водителю». Это займёт пять секунд. Может, и Хамза за это время найдётся и приедет, на языке Хайяма матеря январь и вечно проектируемый кем-то проезд №4296.

Пять минут, и вас ожидает [colour] [car_marka] [car_model], номер [car_number]. Приятной поездки.

Скорая помощь так не умеет.

Недавно вся Москва обсуждала мудака, который не пропускал скорую, воруя и бросая на ветер самое ценное, что есть у человечества – минуты жизни ребёнка. К счастью, такие ситуации – скорее исключение. Подавляющее большинство водителей уступают дорогу спешащим санитаркам. Драгоценные минуты при этом уже потеряны, и ещё будут потеряны.

Вчера пришлось вызывать скорую. Беда застала в пути, в незнакомом Зеленограде. Ехали. Остановились у некоего дома. Улиц в Зеленограде нет, есть номера корпусов. Звоним 112.

– Адрес?
– Зеленоград, корпус 251 (не помню цифру, не важно).
– Какой микрорайон?

Где узнать микрорайон? Нигде не написано, местные и сами сомневаются. Потом оказывается, что второй, потому что корпус начинается на 2. Откуда я должен об этом знать – неясно.

В поисках адреса пытались назвать ближайший крупный объект – ТЦ «Панфиловский», до которого было три минуты, и могли подъехать и встретиться со скорой.

– Тут ТЦ «Панфиловский» напротив, могу до него доехать.
– Адрес какой?
– Не знаю.
– А я, что ли, знаю? Адрес нужен.

В общем, адрес искали минут пять. Нашли. Теперь нужна была квартира.

– Нет квартиры, мы на улице, в машине.
– Как нет квартиры? А где же вы живете?
– Мы на улице, в машине.
– Я же не могу написать адрес машины.

Оказалось, что вполне можно написать адрес машины. Однажды у меня не хотели принимать заказ на пиццу по той же нелепой причине. Адреса дома, у которого стоит машина, недостаточно. Выяснение ситуации с квартирой – ещё минута, а может, две.

Ну, слава богу, заявку приняли. Но взяли с меня обещание всё же найти срочно точный адрес, и перезвонить 112, чтобы сообщить уточнение, и его передали водителю.

Достал навигатор, опросил прохожих, вышел на дорогу – звонить и ждать скорую. Звоню:

– Нет вашей заявки.
– Как нет? Я только что звонил.
– Так вы уже звонили? А зачем сейчас звоните?
– Просили уточнить адрес.
– А как же к вам скорую без адреса могли отправить?
– Я не знаю, мне нужна скорая. Это срочно.
– Где вы находитесь?
– В Зеленограде, – улица, микрорайон, корпус, зеленая вывеска, всё на свете. Уточнения про квартиру, ад по кругу.
– А! Ну, я вас переключу на диспетчерскую Зеленограда, они всё знают.

Ещё 5 минут.

В диспетчерской сказали, что нет такой заявки, дали какой-то номер 603, который я так и не смог придумать, как правильно набрать.

До этого момента я сохранял совершенно несвойственное мне ледяное спокойствие. Тут начал нервничать. Позвонил 112, сорвался на тётку там и тут же увидел скорую. Разумеется, про то, что мы ждем ее прямо на улице, в машине, никто никому не сказал. Скорая поперлась в идиотские дворы, где застряла, благодаря чему мне удалось её догнать: опыт ухода дворами от ГИБДД-гопников по Гражданке даёт плоды.

В общем, три отличных фельдшера. Всё посмотрели, всё разобрались, выбрали, куда нас везти, и тронулись. Пока трогались, приехала еще одна скорая. Оказалось, что её послали посмотреть, приехала ли первая. Круто?

Помните про Хамзу? Теперь вас ожидает ещё и Владимир на красном «Пежо». Не обращайте внимания, он просто проверит, приехал ли Хамза на жёлтом «Логане».

Скорой действительно все мешают ехать. А тому, кто едет за скорой, мешают еще больше. Помогают только гаишники. Везде, где они были, пропускали меня, как будто я Путин. Прямо очевидно: останавливали движение и пропускали нас со скорой.

Везли нас далеко, в Тушино. Почему такая логистика– неясно. Вполне возможно, что в Зеленограде и Химках плохие больницы или перегруженные, или ещё чего-то. Возможно, какая-то коррупционная составляющая есть – этого я не могу знать, но ехали мы почти час. Честно говоря, без скорой я бы доехал быстрее, даже не нарушая правила.

Скорая влетела на территорию больницы и скрылась за углом. Меня не пустили. Долго объясняли, где стоянка, потом я долго искал место, долго шел до проходной, долго заполнял бумажку на проход на территорию. Потом с трудом разобрался, куда идти. От въезда скорой на территорию больницы до моего прихода к приёмному покою прошло минут 10, может, больше. Думаете, что я встретил там? Правильно!

Очередь врачей в окошко диспетчерской. Оторвав диспетчера от мобильного телефона, крабового салата и 512-го сезона «Интернов» (может, это пособие?), мокрый от пота доктор рассказывает, что у него тяжелый аппендицит, и очень всё долго, и это вообще неправильно. На что получает ответ: «пятый бокс», совершенно каменное лицо и бумажку, которую он тут же, в окошке, заполняет ручкой, которая не пишет. Всунув бумажку в окно, доктор ланью вылетает на улицу – специально иду к окну, посмотреть, не его ли ждал желтый детский реанимобиль, заливающийся сиренами. Конечно, его. Минут десять жизни маленького пациента – ууу, полетели в жопу министра здравоохранения.

Наш фельдшер третий в очереди. Перед ним ещё один доктор и мамаша, которая привезла ребенка сама. Доктор отстреливается быстро, а мамаша занимает минут 20. Она вообще ничего не понимает – в смысле, русский язык. У неё аффект, или истерика, или что там еще. Охранник вызывается ей помочь и куда-то уводит. Наш фельдшер суётся в окошко, рассказывает диспозицию, получает бумажку и заполняет её. Ручка у него своя. Местная не пишет. Похоже, давно.

Мы отправляемся во второй бокс. Доктор звонит водителю, сообщает номер бокса. В боксе тоже интересно. Довольно глупо, что доктор записывает показания со слов мамы, а не фельдшера скорой:

– Уколы какие-то делали?
– Да, один.
– Что кололи?
– Не знаю.
– Надо знать!

Оказалось, разумеется, что всё есть в бумажке, которую заполнял фельдшер. Осмотрели чадо, взяли кровь, оделись, вышли на улицу – ждать транспорта. Две из трёх скорых помощей (включая реанимобиль, наверняка редкий и очень нужный) ещё разворачивались перед боксами, отчаянно мешая друг другу. Места вагон – можно было хоть трамвайное кольцо зафигачить. А зачем?

Мы ехали почти час. За это время можно было сообщить в больницу что угодно, продиктовать диспетчеру что угодно, наверное понять номер бокса и чего угодно еще. Зачем терять всё это время? Даже если жизни этого конкретного пациента ничто больше не угрожает, есть же другие – они же ждут где-то эту скорую. Мне кажется, всё должно быть заточено на то, чтобы её отпустить молниеносно.

–––

Я вот к чему. Такси приезжает за 5-10 минут. Скорая – за 10-15. В такси мы используем простейшие принципы и простейшие программные продукты – без смузи, кексиков, нанотехнологий и импортозамещения. Мы целыми днями заняты сокращением времени подачи. Такси – жизненно важная вещь для города, но быстрая подача такси редко бывает вопросом жизни и смерти. А для скорой это всегда так.

Кто отвечает за механику работы санитарного транспорта? Давайте встретимся. Мы, владельцы такси, покажем, как мы делаем, расскажем об идеях, поделимся опытом. Это ничего не будет стоить городу, Минздраву, сантрансу или кто там на это жмёт денег. Уверен, «время подачи» скорой помощи можно значительно сократить без глубоких преобразований.

Готов собрать коллег, предоставить место для встречи. «Таксилёт» даже может доставить ответственных чиновников до места. Это же важно. Или нет?

PS: Скорая приехала довольно быстро (не как бывало раньше), фельдшеры отличные, машина – сказочная, укомплектована великолепно. Приёмное отделение шикарное, боксы кристально чистые и комфортные. Доктора и медсёстры приятные. Видно, что экстренная помощь меняется к лучшему. Всё уже очень хорошо. Проблемы с диспетчерской работой. Дело за малым.