Реклама
October 23, 2015

Как производят хорошую акустику

-=Реклама. Пост оплачен=-

В своей последней поездке в Данию мы Сергеем Долей побывали на производстве колонок. Да, друзья, пока ещё не всё производится в Китае, и европейские руки собирают очень крутые колонки. О том, как выглядит процесс производства я расскажу вам сегодня.

История датской компании ДАЛИ началась с увлечения музыкой и акустическими системами: сначала основатель компании Питер Линдорф занимался только продажами качественного Hi-Fi оборудования, а затем открыл собственное производство. Несмотря на то, что DALI – это аббревиатура (Danish Audiophile Loudspeakers Industries), многие связывают название компании с Сальвадором Дали. На самом деле производители согласовали этот вопрос с семьёй художника, и те оказались не против.

Компания сосредотачивает всё своё внимание на производстве колонок: никаких наушников, ресиверов и прочего. На вопрос «почему бы вам не делать наушники» они отвечают «а почему бы виноделам не варить пиво?». Пока большинство компаний сосредотачивается на том, чтобы выпускать как можно больше продуктов и охватить как можно большую аудиторию, ДАЛИ полностью сфокусированы на производстве качественных колонок, с особым вниманием к мелочам и деталям, но об этом чуть позже.

Сама фабрика расположена в датской глубинке среди фермеров, коровок и бесконечных зеленых лугов. Во-первых, это красиво. Во-вторых, земля тут дешёвая. Только так получилось открыть производство в Дании, иначе это стоило бы очень больших денег. На фабрике работают 150 человек и ещё столько же в Китае, под чутким датским руководством производят некоторые комплектующие и самую недорогую серию колонок. Почему именно Дания? Руководители ДАЛИ уверены в том, что нельзя отделять разработку от производства, в отличие от других сфер. Ведь качественная акустика — это искусство.

Главное для ДАЛИ – индустриальный дизайн и целостность всех элементов. Смысл этого заключается в том, чтобы создать максимально качественный и рентабельный продукт. Простыми словами, чтобы потребитель получил максимум за те деньги, которые он готов потратить. Важно полное соответствие всех продуктов: не может быть так, что одна партия звучит лучше другой, все колонки должны одинаково воспроизводить звук, именно таким, каким он должен быть. Нельзя просто так взять любую коробку и любой динамик. Чтобы получилась качественная техника, с помощью высоких технологий и исследований специалисты находят идеальную форму и сочетание материалов, а потребитель получает такой звук, каким он должен быть.

Как вы поняли, компания производит акустику не для массового рынка. Первые 10 лет существования они продавали только в своих собственных магазинах, но затем вышли на международный рынок, что не стало означать потерю качества или смену ориентиров.

Фабрика ДАЛИ считается очень престижным местом среди студентов, и не только датских. Из нескольких европейских университетов, где изучают акустику, студенты приезжают проходить сюда практику.

Вы знали, что в Дании разговоры о звуке, музыке, колонках и акустике такое же обычное дело, как во Франции разговоры о вине и сыре?

– Как дела, Ларс?
– Не очень. Ходил сегодня за хлебом в магазин, там такая ужасная акустика.

Но давайте посмотрим, как же делают качественную акустику!

Производство начинается в зале, где изготавливаются динамики.

Так зарождается динамик. В производстве используются легкие материалы: алюминий, бумага, армированная древесными волокнами. Но одни только материалы сами по себе ничего не значат. Необходимо найти баланс между материалами, геометрией и компоновкой деталей.

Деталям уделяется огромное значение. Динамик взвешивается, прежде чем пройти дальнейший путь производства. Если есть малейшие отклонения от нормы – деталь отправляется в брак. Обратите внимание на желтую резинку, или по-правильному "гофрированную центрирующую шайбу". Она не должна быть слишком мягкой или твердой, не должна препятствовать движению динамика и ограничивать его колебания.

Далее наносится клей. Раньше это делалось вручную, но для идеального звучания важно всё: даже сколько грамм клея налито и как это было сделано. Человек не может сделать это так же точно, как робот, поэтому этот этап отдан технике.

Для разных целей используется разный клей. Важно наносить всегда одно и то же количество: если нанести на 1,5 грамма больше, чем положено, то ухудшается звук, нарушается балансировка, детали скрепляются слишком жёстко. Всё это влияет на звук. Полтора грамма!!! Кроме этого, разный клей выдерживает разные температуры. Поэтому клей – это вообще отдельная история, можно ещё один пост написать. Если коротко, то нужно попробовать тонну клея и протестировать их в сотне условий, прежде чем выбрать подходящий рецепт.

Смотрите, какая красота получается.

Прочные, но лёгкие алюминиевые рёбра усиливают конструкцию корзины динамика, и на выходе мы получаем чистый звук, без вибраций и колебаний.

SMC (Soft Magnetic Compound, или магнито-мягкий компаунд) – это запатентованная технология, которая снижает искажения и уменьшает постороннюю окраску воспроизводимого звука. SMC – это магнитые гранулы с покрытием, которые методами порошковой металлургии можно спечь в деталь любой формы, какую захотите.

В обычном динамике звуковая катушка взаимодействует с магнитной системой, в которой возникают паразитные вихревые токи, замедляющие движение, что приводит к искажению звука и нагреву. Кроме того, любой железный сердечник намагничивается по одной кривой, а размагничивается по другой, что называется эффектом гистерезиса и порождает неприятные на слух нелинейный искажения (пресловутую «третью гармонику»). В SMC все эти явления сводятся к минимуму и поэтому такие материалы датчане используют в магнитных системах басовых и среднечастотных динамиков. Кроме этого, с SMC динамик не так сильно нагревается, что очень важно. Лучше когда энергия уходит на качественный звук а не на нагрев динамика.

Эта чёрная трубка в народе, кажется, называется «раструб», а по-научному – «порт фазоинвертора». Она обеспечивает расширение низкочастотного диапазона за счёт резонанса внутреннего объёма воздуха на частоте, ниже воспроизводимой динамиком.

Сотрудники за работой.

Все сотрудники могут приходить на работу в любой удобной для них одежде, но на ней обязательно должен быть логотип DALI, который вышивают на одежде.

Продукт работы умелых рук сотрудниц, который позже будет совмещён с динамиком.

Колонка постепенно приобретает привычную потребителю форму.

Как я уже говорил, деталям уделяется огромное значение. Даже крепежные болты изготовлены специально для DALI.

Всё производство доведено до совершенства и все детали абсолютно одинаковые. Не бывает такого, что правая колонка лучше левой, или одна партия отличается от другой. В результате, если у покупателя в течение двух лет после покупки сломается динамик, он может позвонить в ДАЛИ и получить новый. Звук на 100% будет точно таким же.

Кстати, колонки не продаются по отдельности, только парой.

Для линейки Оптикон корпус делается прямо на заводе в Дании из панелей МДФ и ламината мебельного качества.

ДАЛИ следят за тем, чтобы покупателю не достались колонки с разной текстурой. По серийному номеру можно определить, в какую сторону направлен узор и это учитывается при комплектации товара.

Рама корпуса складывается в прямоугольник из единого куска материала. Таким образом получается только один шов, на нижней стороне колонки. В результате корпус выглядит цельным куском дерева с одним единственным стыком.

Почти готовый продукт.

На сотрудников никто не давит. Руководство боится потери качества, если установит жёсткие нормы выпуска, поэтому работа идёт в таком темпе, чтобы не было задержек с поставками, но и чтобы качество всегда оставалось на высшем уровне.

Чтобы работники лучше относились к своей работе и видели конечный результат, по всему заводу развешены фотографии интерьеров, в которые вписаны колонки DALI.

Последний штрих – полировка.

Осталось только вставить динамики.

Сборочный цех.

Линейка продукции DALI. В этом шкафу «эталонные» колонки, характеристики которых используются для создания всех остальных.

Это «игровая площадка» главного инженера. На этом столе появляются лучшие динамики ДАЛИ.

Дальше всё просто – совместить корпус и динамик.

Все колонки собираются одним человеком. Так как аппаратура ДАЛИ относится к премиум-классу, работникам приходится объяснять, что это не масс-маркет, а дорогая вещь для тех, кто реально любит акустику. У всех сотрудников есть какая-то страсть: машины, дорогая одежда, что угодно, поэтому все они понимают, что такое акустика для тех, кто правда ценит это.

После экскурсии нам разрешили попробовать собрать колонку самостоятельно. Сергей Доля хвастается результатом. Конечно, собранные нами колонки в продажу не поступят, не переживайте. Мы собирали Opticon 6 сами, но сейчас этот процесс автоматизирован для увеличения скорости производства и снижения стоимости производства единицы товара.

Все колонки, прежде чем отправится на полки магазинов, проходят тест. Проверяется колонка целиком, а не отдельно динамик.

Для этого их подключают к генератору тестового сигнала и колонка издаёт звук во всем рабочем диапазоне частот.

Что-то пошло не так. На самом деле, брака почти нет (что не означает, что колонки перестанут проверять). Просто для теста мы специально создали помехи.

А вот теперь всё в порядке, характеристика укладывается в заданный «коридорчик».

Полностью собранная и готовая к отправке колонка полируется ещё раз.

Это образцы из дорогой серии Epicon.

Rubicon 6.

На любой вкус и цвет, под любой интерьер.

В ДАЛИ акцент делается на хорошем звуке не в лаборатории, а на хорошем звуке в обычной комнате. Колонки отличается от большинства тем, что у них широкая дисперсия, то есть направленность звука. Обычно, если вы хотите супер качественный звук, вам нужно обивать комнату специальными звукопоглощающими панелями и правильно располагать колонки. Но в бытовых условиях все хотят слушать музыку в обычных комнатах. ДАЛИ концентрируются на качественном звучании в обычных помещениях. Не нужно сидеть в одном месте, где звук лучше всего и не нужно направлять колонки на слушателя. Во всей комнате будет нормальный звук.

Вам в каком исполнении больше нравится: белый, чёрный, или под орех?

В демонстрационном зале можно послушать все модели и выбрать то, что по душе.

Помните про внимание к деталям? Когда продукт уже готов, казалось бы, ничего не мешает отправить его на продажу. Но не в DALI – здесь всё доводят до совершенства. В этом помещении можно посмотреть, как будет выглядеть колонка при том или ином освещении.

Также проверяется, сколько проживет без заметных изменений полированная отделка колонки, если она будет стоять на свету, как переносит разную влажность, разные температуры. Колонки поставляются в страны с разным климатом, поэтому нельзя не учитывать и этот нюанс.

В конце концов вся продукция упаковывается по коробкам и едет по миру, покорять сердца счастливых покупателей.