September 16, 2015

Почему беженцы начали штурмовать границу с Европой...

UPD.:
Противостояние беженцев и полицейских в Венгрии переросло в прямые столкновения. Сначала группы мигрантов попытались прорвать границу, но у них ничего не вышло, потому что путь им преградил венгерский спецназ. Тогда беженцы начали забрасывать венгерских полицейских камнями и палками, те в ответ применили слезоточивый газ и водомёты. О пострадавших пока ничего не сообщается.

Попытки штурма продолжаются. С венгерской стороны в мигрантов летят шашки со слезоточивым газом, те разбегаются, но через какое-то время вновь приближаются к забору.

Как вы знаете, несколько дней назад Венгрия закрыла свои границы. Но скопившиеся у забора беженцы отступать не намерены. Мигранты продолжают прибывать, а граница остаётся на замке. В самой Венгрии почти никто не хочет просить убежища, но все готовы использовать страну как коридор для миграции вглубь ЕС. Кто-то пытается попасть в "большую" Европу через Хорватию, но основная масса людей по-прежнему находится на сербско-венгерской границе. В толпе слышны не только призывы открыть границу, но и крики "Аллах акбар!", что настораживает венгерских полицейских.

Подробнее о том, что предшествовало такому развитию событий на границе, читайте в репортаже Нигины Бероевой.

Тысячи беженцев сидят на границе Венгрии и Сербии. В прямом смысле сидят на границе.

Толпа пытается раскачать металлические заграждения. Венгрия, как мы уже вам рассказывали, закрыла границу для нелегалов, возвела колючий четырёхметровый забор и грозит тремя годами тюрьмы за незаконное пересечение своей границы.

Поток беженцев столкнулся с плотиной, и, по всем законам приходы, начался потоп. Сначала люди стояли у старого КПП с хлипкими воротами. Уже там самые отчаянные начали возмущаться.

Толпа подняла на плечи мальчиков-близнецов лет 6-7, которые на отличном английском передавали полиции за забором все чаяния беженцев: "Мы такие же люди, как вы, мы бежим от смерти, пустите нас!" и "Спасите, спасите, пожалуйста!".

Но подобные мольбы действовали на европейцев, пока количество мигрантов этой волны не перевалило за 500 тысяч (и это только скромные официальные подсчеты). Вероятно, чтобы отвести нарастающую толпу, венгры отправили беженцев на другой пограничный пункт. Толпа повалила туда, но пускать их никто и не собирался.

Из КПП выглянул полицейский, раздал пакеты с едой, устроив тем самым ажиотаж, ведь волонтеров с едой и водой тут не было.

Через час, поняв, что граница закрыта, беженцы вышли на главную дорогу между пропускными пунктами двух стран и перекрыли ее.

Венгры тут же заслонили трассу со своей стороны железными "ширмами" на колесах.

Беженцы демонстративно сложили немногочисленные пакеты с едой и бутылки с водой в кучу, и выставили тут же написанные плакаты: "Нет еде, нет воде, пока не будет открыта граница!".

"Не нужна еда и вода? Тогда езжайте домой!", – пишут европейцы возмущенные комментарии в блогах. Мол, мы с вами по-хорошему, помощь собирали всем миром, а вам этого мало, оказывается! Угрозы голодовки венгров тем более не впечатлили. "Сербия – мирная страна, – кричали со стороны венгерской границы через мегафон. – Вам там ничего не угрожает, вы можете остаться там".

А беженцы всё стекались со всех сторон и присоединялись к этому митингу. Солнце раскалило воздух до 35 градусов, а обстановку подогревали беженцы: толпа в пару тысяч человек, вплотную подойдя к заслону, скандировала "Откройте границу! Откройте границу!". Подоспевшая группа активистов начала кричать "Аллах акбар!". Услышав эти крики, венгры тут же подтянули дополнительный отряд полиции к границе.

И вот эти религиозные лозунги – явный перебор. Понятно, что сама по себе фраза совершенно невинна, но так уж получилось, что у западного мира она ассоциируется с религиозным экстремизмом.

К тому же, помимо богатых сирийцев с айфонами и детьми, в толпе очень много групп мужчин из Афганистана и Пакистана: у них сильные молодые тела, горящие смоляные глаза и неведомо что на душе.

Агрессия же со стороны толпы растёт с каждым днем, как и количество беженцев. Что будет дальше, прогнозировать сложно, но в какой-то момент толпа вполне может пойти на штурм КПП. Венгерские военные при этом вряд ли будут стоять без дела: они защищают закон и границу своей страны.

Ситуация выглядит патовой: мигранты уходить не хотят. У них есть возможность официально подать прошение об убежище в Венгрии, но так сделали лишь единицы. Возвращаться в Сербию тоже никто не торопится.

Сейчас некоторые группы беженцев пытаются проникнуть в ЕС через Хорватию. На границе Сербии и Хорватии нет укреплений. Если туда потянется вся масса людей, центр этой гуманитарной катастрофы просто передвинется в другую страну.

Венгры сдавать свои позиции не намерены: если они пустят этих беженцев, а Австрия закроет границу, все они останутся в стране.

Ангела Меркель собирает срочный саммит по вопросу беженцев в надежде, что удастся принять единое решение. Пока политики не могут согласовать распределение 120 тысяч беженцев по квотам в каждую страну, число прибывших уже в разы больше.

Даже самые яростные сторонники интеграции мигрантов уже не согласны с тем беспределом, в который превратился этот акт толерантности и гуманизма. Смятение в их убеждения вносят такие, например, факты: на днях 179 человек сбежали из поезда Мюнхен–Берлин – сорвали стоп-кран и растворились. Хотя, казалось бы, они уже прибыли в благословенную Германию, где мечтали легализоваться и жить счастливо в мире. Тогда зачем бежать? Понятно, что так поступают не все, но именно эти факты сильно испортят имидж тех, кто действительно ищет убежища, готов работать, учиться и быть полезным обществу.

– Я приехал учиться, у меня хороший английский, высшее образование, – рассказал мне на приличном русском сириец Омар. – Я не хочу оставаться в Венгрии, где у меня не будет таких возможностей. Мне надо в Германию. Омар добирался из Хомса (Сирия) до Венгрии 7 дней. Сначала ему пришлось платить проводнику, который провёл его безопасными тропами из Сирии в Турцию, минуя пограничников. Хотя всё равно без стрельбы не обошлось: турецкие военные стреляли, чтобы их отпугнуть.

Уже в Турции с него содрали 1,5 тысячи долларов за место в лодке до греческих островов. Несколько раз вымогали деньги, пытались ограбить. В конечном счёте ему самому пришлось управлять лодкой, в которой было несколько десятков человек. Дело в том, что контрабандисты отказались вести судёнышко и поручили это делать самим беженцам. Что делать теперь, Омар не знает. Он даже рассматривает вариант вернуться в Россию, где учился последние 5 лет в Саранске.

– Европейцы причастны к войнам в наших странах, от которых мы бежим, они должны нести ответственность за это, – говорит Омар.

На что и куда пойдут беженцы, чтобы достичь своей цели – взять то, что, как им кажется, им обязаны дать? Не стоит забывать, что сотни тысяч беженцев уже находятся в ЕС, и непонятно, как они будут помогать своим собратьям по несчастью.

Европа закрыла границу для мигрантов

Европа: куда бегут беженцы и что они хотят получить?

Окно в Европу: что сейчас происходит в лагере беженцев в Венгрии

Текст и фото Нигины Бероевой: