September 10, 2015

Окно в Европу: что сейчас происходит в лагере беженцев в Венгрии

Тема беженцев по-прежнему остаётся самой острой и актуальной в новостной повестке дня. Только за первую половину 2015 года убежища в Европе попросили почти полмиллиона человек (большинство из них – сирийцы), и ЕС вынужден повышать квоты на их приём. Пока же судьба многих мигрантов остаётся неопределённой. Большая часть стремится добраться до Германии или Скандинавии, но для этого им нужно пройти через ряд распределительных пунктов.

Одним из центров миграционного кризиса стала Венгрия. К сожалению, в двух местах одновременно я находиться не могу (я сейчас в Нижнем Тагиле), поэтому я попросил помочь мне с освещением этой темы мою знакомую журналистку Нигину Бероеву. Возможно, через какое-то время я к ней присоединюсь, и кадров из жизни беженцев будет больше.

Действие происходит в лагере беженцев неподалёку от населённого пункта Рожке на границе с Сербией. Этот лагерь в последние пару недель стал часто появляться в сюжетах новостей.

Строительство Колючей венгерской стены вяло, но движется к завершению. Рабочие объекта тоскливо наблюдают за вереницей беженцев, которые идут и идут по железной дороге весь день, пересекая на их глазах границу Шенгенского пространства. По сомнительному замыслу венгерских властей, именно этот четырёхметровый забор из колючей проволоки должен остановить поток мигрантов, который вот-вот превратится в настоящий потоп.

Стена почти вплотную прилегает с обеих сторон к железной дороге, которая как раз и стала тропой для людей, бегущих от войны.

Этот свободный, недостроенный участок еще несколько дней назад защищали полицейские. Но беженцы, как показала практика, прорывают полицейские кордоны, перелезают через заборы, сносят ограждения. Хотя венгры упорно не отказываются от своего замысла, несмотря на возмущения видных политиков из ЕС, которые считают это сооружение нарушением европейских ценностей и законов.

Правда, беженцы сами категорически не хотят оставаться в Венгрии. Большинство из тех, с кем я говорила, мечтает о Германии как о Земле обетованной. Немецкие власти ожидают, что в этом году будет подано около миллиона прошений о предоставлении политического убежища. Также популярностью пользуются Швеция, Австрия, Норвегия. Оно и понятно, всем хочется жить в богатой стране, которая может выплачивать хорошие пособия.

– Там есть полиция? – спрашивает меня мужчина, показывает в сторону Венгрии и сильно расстраивается, узнав, что полиция стоит в километре от границы. – Нам нельзя к полиции: они снимут отпечатки пальцев, они оставят нас в Венгрии. А нам надо в Германию.

Он имеет в виду "дублинские" правила, по которым беженец должен оставаться в той стране, через которую он попал в Евросоюз. Именно поэтому они избегают любого оформления документов, не зная, что правило как таковое почти не действует. Сначала его нарушила Греция, у которой и без мигрантов проблем хватает, потом Венгрия, чтобы не оставлять их у себя, а следом и Германия, чтобы беженцы всё-таки дошли до нее. И, кажется, это не последнее правило, через которое Европе придется перешагнуть.

Оставляя за собой след из мусора, люди упираются в большой палаточный лагерь. Тут, между злыми полицейскими и добрыми волонтерами, они должны ждать автобусы, которые повезут их дальше.

Первое впечатление лагерь оставляет жуткое: горы мусора, брошенная одежда, одеяла и коврики...

Это распределительный лагерь, где мигранты получают гуманитарную помощь. Периметр оцеплен полицией, которая следит, чтобы они не ушли.

Далее людей собирают группами, сажают в автобусы и перевозят в другой лагерь в двух километрах от этого. Там беженцам приходится сдавать отпечатки пальцев и регистрироваться.

После этого уже отправляют в Будапешт. Чтобы избежать этой участи, некоторые мигранты совершают побег из первого лагеря: как я уже говорила, они очень боятся, что их оставят в Венгрии.

Когда я вечером уезжала из лагеря, коммунальные службы уже убрали основной мусор. Но когда я вернулась на рассвете, мусора стало еще больше. Европейцы тоннами собирают гуманитарную помощь, часть из которой потом разбрасывается и выкидывается.

Тут стоит пояснить. Во-первых, мигранты все свои вещи несут на себе десятки километров. Чаще всего они берут у волонтеров что-то теплое, чтобы не замерзнуть вечером и ночью. Автобусы за мигрантами приезжают в том числе и ночью, людям приходится бросать все на месте. Но они знают, что в следующем лагере тоже будут раздавать бесплатную одежду... И, кажется, волонтеры нисколько не обижаются, они радушно встречают очередную партию беженцев.

Самый сложный отрезок пути позади. Эти люди сбежали от войны, они шли пешком, переплывали Эгейское море... И им пока всё равно, что они стали новостью номер один в мире. Им неведомы разговоры, будто они станут причиной падения Европы, им безразличны споры о том, кто организовал и финансирует их путешествие: американцы, русские, эскимосы или инопланетяне. Они просто идут от войны к миру.

Текст и фото – Нигина Бероева

В ближайшие дни в блоге будет серия репортажей о жизни беженцев в Европе, так что если вы хотите обратить внимание на какие-то проблемы (или задать какие-то вопросы), пишите в комментариях, постараемся их осветить.