August 31, 2015

Как заработать миллионы, работая с утра до ночи

Сегодня расскажу вам о том, как заработать миллионы долларов, жить в красивом доме на берегу океана и ездить на хорошей машине. Без SMS и без регистрации, не "Гербалайф"! На эту тему написано уже много книг, но все это полная ерунда, можете выкинуть все эти книги в мусорку. Только я знаю настоящий секрет успеха. Для того, чтобы достичь успеха, надо много работать. Всё очень просто!

Покорять сегодня будем Кремниевую долину! Это то самое место, где в буквальном смысле создают будущее! Именно сюда стремятся программисты, предприниматели и гении со всего мира! Именно здесь люди получают миллионы на свои проекты, а потом покоряют мир. "Гугл", "Фейсбук", "Твиттер", "Убер", "Эппл" и другие компании появились здесь, в Калифорнии. Я поговорил с ребятами, которые смогли получить инвестиции в Кремниевой долине, о том, как добиться успеха. Специально для тех, кто намеревается со своим стартапом покорять Сан-Франциско, я составил несколько правил-советов.

Без имени, опыта и рекомендаций в Кремниевую долину лучше не лезть. Допустим, у вас есть идея, возможно, даже гениальная. Вы продаёте мамину норковую шубу, видеодвойку, влезаете в долги, покупаете билет и летите в Сан-Франциско. Прилетаете. Сходите с трапа самолёта – и всё. Вас пока никто не знает, у вас нет связей, рекомендаций и истории. Так что сразу на большие деньги рассчитывать не стоит.

Главное – запустить проект. Если у вас нет возможности накопить денег и свалить со своей крутой идеей в Кремниевую долину, запускайте проект на локальном уровне, даже если это Тюмень или Кострома. Создаёшь бизнес, доказываешь свою состоятельность. И уже с этой историей едешь в Сан-Франциско. Рассказываешь крутым дядькам о том, как сам организовал бизнес в России, объясняешь, что знаешь, как зарабатывать деньги и делать продукт. То есть доказываешь, что ты чего-то стоишь.

Сан-Франциско – как Голливуд. Под видом помощи проекту вас могут кинуть за ваши же деньги. Тебя проводят на мероприятие, где собрались сто инвесторов. Ты всего лишь платишь 40 долларов за билет. Потом тебе говорят, что твой стартап вошёл в десятку лучших. Но его презентация перед потенциальными инвесторами стоит 500 долларов. Заключается она в том, что какие-то непонятные люди берут твои визитки. На этом всё и заканчивается. Естественно, никакие инвесторы не собираются вкладывать деньги в твой проект.

Для успешного продвижения стартапа нужно найти поручителя. В его роли может выступить успешный фаундер. Он, по крайней мере, может порекомендовать проект какой-то компании, и с тобой поговорят. Не факт, что дадут денег. Но благодаря этому покровителю могут появиться полезные связи.

Очень важно найти человека, который поверит в твою идею. И помните: инвестор в Сан-Франциско хочет изменить мир. Он готов выделить много денег только потому, что поверил в идею или в того, кто эту идею принёс. Даже если есть стартапы намного круче твоего, но ты попал к человеку, которому близка именно твоя идея, он вложится в неё. Ему не только интересно, но и выгодно инвестировать, потому что с этих денег не придётся платить налог. К примеру, у сотрудника Google с зарплатой 500 тысяч есть возможность либо заплатить с этой суммы 30% налога, и тогда эти деньги уйдут государству, либо инвестировать их. Второй вариант, возможно, покажется ему более интересным: по крайней мере, он может при определённых обстоятельствах увеличить свой капитал.

Стартап любит удачу. Хорошо бы попасть к человеку, которому действительно нравится то, о чём вы говорите. Потому что если ты будешь рассказывать про сервис о футболе какому-нибудь чуваку, который ни разу в жизни не играл в футбол – это одна история. А если инвестор в прошлом футболист, он, естественно, загорится... Чтобы попасть к такому правильному человеку, нужна удача. Но чтобы сделать удачу неслучайной, надо организовывать всё новые и новые встречи и делать много попыток.

Из 1000 проектов только 5% получают первоначальные деньги (от 10 до 150 тысяч долларов). А если учесть, что 9 из 10 ещё и прогорают, то выходит, что из 1000 стартапов только 5 добиваются реального успеха. Определённая сумма инвестиций предполагает и определённую оценку стартапа. Например, вы получили от инвестора 150 тысяч. Значит, ваш проект оценен в миллион. Далее ставки повышаются. Следующий инвестор вкладывает большие деньги. И компания уже стоит не миллион, а, предположим, пять миллионов.

Самое главное в стартапе – хороший пиар. Если ты умеешь себя продавать, то сможешь грести деньги лопатой и при этом не утруждать себя работой. А если в твой проект вложится популярный инвестор, например, Питер Тиль, создатель PayPal, считай, все дороги открыты. И такой инвестор – тоже хороший пиар.

Стэнфорд имеет значение. В Штатах обращают внимание на образование. Не на диплом, а на сам факт того, что ты поступил в престижный вуз. Хорошо котируется Стэнфорд, и неважно, закончил ты его или нет. Питер Тиль даже даёт 100 тысяч тому, кто уйдёт из университета и сделает свой проект.

Американский инвестор не даёт денег туристам. Как только ты приходишь к инвестору, тебя спрашивают: "На какой ты визе здесь?". Если на туристической, то денег не видать. Никто не хочет, чтобы какой-то парень сначала поднял 3 миллиона, а потом увёз их непонятно куда. Для людей очень важна репутация. И, как правило, такие вещи, как взять деньги и свалить на Бали, тут не работают. Здесь никто не будет просить вложенные деньги обратно. Но в то же время инвесторы в Сан-Франциско предпочитают подстраховываться. Чтобы вы, получив свои первоначальные миллионы, не свалили из страны, права на акции вам передают спустя два года.

Вторая вещь, которую у вас спрашивают: "Есть ли в числе инвесторов российские госструктуры?". Если таковые имеются, то, вероятно, вас пошлют куда подальше. Российские инвесторы тут, мягко говоря, не ценятся. А некоторые инвесторы могут ответить отказом только за то, что ты сам из России. Но открыто эту причину не назовут. Вообще есть примеры того, что с российскими инвесторами работать опасно. Например, компания предлагает вам деньги, но на несколько месяцев устанавливает паузу и запрещает соглашаться на предложения других инвесторов. Проводятся какие-то оценки, вы отказываете другим инвесторам, а этот, российский, в итоге говорит, что не собирается вкладывать в вас деньги. Поэтому сами стартапы тоже не желают связываться с российскими инвесторами.

На охоту за первым инвестором и сделкой с ним уйдёт полгода. Ты работаешь, программируешь по ночам, маркетингом занимаешься. У тебя есть на примете 200 инвесторов, с каждым надо связаться, найти e-mail, написать персонализированное письмо, а не какое-то холодное, договориться о встрече, встретиться. Они выдерживают паузу в течение трёх месяцев. После опять встречаются с тобой, и ты говоришь, сколько у тебя будет пользователей и денег через три месяца. Этот период проходит, и инвестор смотрит, выполняешь ты план или нет, и какова динамика развития продукта. И, естественно, потом принимают решение: давать деньги или не давать. И вполне может получиться так, что потратишь время зря. И всё это время ты живёшь за свой счёт. Так что, покоряя Сан-Франциско, стоит запастись большой "подушкой".

Американцы боятся связываться с российскими стартапами. В России достаточно большой внутренний рынок. Но у стартапов нет потенциала выхода на международный уровень. И сломана система возврата капитала инвесторам, поэтому те боятся вкладывать средства. В России есть единицы компаний, которые вышли на IPO. Но для инвестора это очень важный момент. У него есть два варианта того, как первоначально получить прибыль: либо он продает свою долю, либо кампания уходит на айпио, и его доля становится публичной. Соответственно, акции торгуются, кто-то их покупает. Так генерируются деньги.

Мозговой штурм рождает идеи. На специальные форумы типа "хакатонов" приглашают разработчиков, инженеров, запираются на сутки и пытаются родить идею по созданию какого-то продукта. Собравшимся предоставляют все блага и радости: бесплатная еда, удобные подушки, гаджеты. Все разбиваются на команды и генерируют идеи. За сутки или двое суток некоторые создают готовый прототип. Кто-то в него верит и вкладывает деньги. Так и появляется стартап.

Своими рецептами успеха, которые помогли составить этот мини-справочник стартапера, со мной поделились россияне Дмитрий Думик, Дмитрий Пистоляко, Марина Могилко и Николай Орешкин, сумевшие заинтересовать инвесторов в Кремниевой долине.

Дмитрий Думик известен как создатель проектов Penxy и Myata. Первый представлял собой сервис для презентаций и развалился, но приложение Myata для просмотра интересного контента в соцсетях мгновенно стало популярным.

"Осенью 2013 года без денег и на последнем дыхании начали делать мобильное приложение "Мята". После запуска в первую неделю собрали 120 000 установок и через пару месяцев начали зарабатывать на рекламе и кормить себя. В августе 2014-го нас приняли в "500 стартапов" (мы были первой русской командой, которую туда взяли), и мы начали концепт "Мяты" делать под американские соцсети. В феврале этого года дорастили русскую "Мяту" до 1,5 миллиона установок и продали группе частных инвесторов в России. Сами на 100% сфокусировались на Штатах и сейчас делаем проекты в мобильной области под этот и другие зарубежные рынки", – рассказывает Дмитрий.

Дмитрий Пистоляко и Марина Могилко создали стартап LinguaTrip, онлайн-сервис по бронированию языковых курсов за рубежом. Он позволяет забронировать курс иностранного языка в стране, где на нем говорят. На 4-м курсе университета ребята открыли агентство по образованию за рубежом, вложив в него стартовый капитал в размере $300. Сейчас, спустя 4 года, в них инвестировал один из лучших в мире акселераторов, находящийся в Кремниевой долине, выбрав из нескольких тысяч компаний именно их.

Чтобы помочь другим стартаперам построить успешную компанию в Долине, а также подучить английский, Дмитрий и Марина попросили успешных предпринимателей, менторов и инвесторов пустить основателей стартапов к себе домой пожить, каждый день общаться с ними на английском о бизнесе и помогать выстраивать связи в Долине.