Реклама
August 31, 2015

Белый Кит – Без+Дна

-=У этого поста есть партнёр=-

Многие уже привыкли, что если в моём блоге появляется "культурный" пост, то он посвящён архитектуре, фотографии или живописи. Сегодня внезапно поговорим о литературе. Мне в руки на днях попала книга автора, скрывающегося под псевдонимом Белый Кит. Несмотря на псевдоним, автор обещает "чернуху" в тексте. Для русской литературы, прямо скажем, не ново, но я книгу всё же раскрыл...

Она оказалась рассказом о детях, которые внезапно стали взрослыми, но продолжают барахтаться в той же луже, которая приняла их ещё совсем юными. Когда дети выросли, оказалось, что пропорции лужи изменились вместе с ними: она стала глубже, и резиновых сапог стало не хватать для её преодоления.

В аннотации сказано, что "книга написана грязным языком" и что она основана на реальных событиях, но создаётся ощущение, что автор смотрит на собственный сюжет как бы со стороны, напрямую в нём не участвуя. Язык из-за этого, несмотря на обилие жаргонизмов, мало похож на разговорный. Он звучит несколько искусственно, как если бы некто, выросший в Петербурге, описывал быт москвичей языком питерцев. Хотя это зависит от среды, в которой сам автор созревал.

Немного наигранными показались упражнения автора со стихами, вкрапления которых можно встретить в самых неожиданных местах. Какого эффекта хотел добиться Белый Кит, непонятно: вероятно, это попытка привлечь внимание к определённым фразам или просто смена темпа повествования.

Особое внимание Белый Кит уделяет проблеме саморазрушения. Другое дело, что "саморазрушение" у автора становится слишком широким понятием. К нему приравнивается буквально всё, от самокопания до политического протеста и эмиграции.

Здесь нет никакого поощрения саморазрушения, которым баловалось "Поколение X", опасаясь сомкнувшегося над ним купола общества потребления – скорее, немой укор тем, кто саморазрушению поддался. Это один из главных парадоксов книги: с одной стороны, она об искусственных границах, которые люди сами себе создают. С другой, никакого призыва эти границы разрушить в ней не слышно. Скорее, автор хочет, чтобы читатель сам для себя решил, стоит ли эту границу переходить и мгновенно оказываться за пределами зоны комфорта.

Герои книги "Без+Дна" общество потребления вполне принимают и наслаждаются им (как и все мы), но при этом не забывают планомерно себя уничтожать. На вопрос "Зачем?", возможно, и пытается ответить Белый Кит.

Если расширить этот вопрос до того, каким его формулирует сам автор, он будет звучать так: "Кто победит? Романтизированная детская мечта? Или реальность вновь второпях переродившихся ценностей современного бешенства?"

Помимо этого, в книге есть ряд забавных наблюдений из тех, что роятся у каждого в голове, но не все решаются их озвучить. Впрочем, не стоит обвинять автора в бытовом резонёрстве, писатель просто реализует своё право быть услышанным.

Вероятнее всего, книга будет интересна людям, которым ещё нет 30 или даже 25, и из которых дух бунтарства ещё не совсем выветрился. Тем, "кому за...", воспринять её будет куда сложнее. Это как смотреть на старые фотографии городской жизни: одному они покажутся блёклыми и выцветшими, другому – удивительными и информативными.