July 18, 2015

Свой бизнес в кризис. Интерактивный путеводитель и личный помощник курьеров

Сегодня я расскажу вам о человеке, который придумал приложение, помогающее экономить наше бесценное время. У Романа, который не дождался доставки покупки перед самым Новым годом, родилась идея автоматического построения маршрута для курьеров, чтобы не опаздывали.

Роман Денисов, сервис автоматического построения маршрутов для курьеров "Бегунок"

Хочу рассказать о том, как мы решили, несмотря на кризис, стать независимыми, начав свое собственное дело, а заодно провести небольшую революцию на рынке электронной коммерции.

Как все началось

В двадцатых числах декабря далекого 2013 года я заказывал в подарок профессиональные наушники для одной девушки. После заказа оператор мне быстро перезвонил и сказал, что «курьер привезет наушники завтра после обеда». Однако на следующий день курьера я так и не дождался. Позвонив в магазин вечером, я узнал, что «очень много заказов» и что «мне привезут только на следующий день» мои наушники, обещали до обеда, хотя примерного времени мне тогда так и не назвали.

Когда на следующий день в обед позвонил курьер и сказал: «я приехал», я пошутил с друзьями, что надо сделать программу, которая бы сама прокладывала маршруты и позволяла заранее назначать точное время, когда приедет курьер. В таком случае не надо сидеть и гадать когда он приедет и доедет ли вообще.

Мой друг Александр (мы вместе уже год работали в одной IT-компании) запомнил эту идею, развил ее, и уже после Нового года мы стали изучать рынок. По сути все интернет-магазины и небольшие курьерские компании работали (и продолжают работать) так: вечером специальный человек (логист) брал все заказы на следующий день, смотрел Яндекс-карты и вручную распределял все заказы между курьерами, опираясь на свои знания и опыт. Мы поняли, что конкурентов по сути нет и пошли к руководству нашей компании с предложением создать новый продукт. Но получили отказ, начальники просто не оценили идею.

Потом начались сложные проекты, многочисленные командировки, поэтому где-то до октября 2014 года ничего не делали по этому проекту. Осенью прошлого года мы с Александром и его школьным другом Андреем (который тоже работал в IT-компании, но не в Москве, а в Екатеринбурге) решили, что пора становиться самостоятельными и создавать что-то свое. Мы прогнозировали, что кризис сильно пошатнет позиции обычных IT-компаний и они начнут испытывать сильные трудности с продажами (так и случилось), поэтому у нас появится возможность придумывать новые системы, полезные людям.

Перебрав разные варианты возможных продуктов, начиная от игр на мобильных и заканчивая сложными рекомендательными системами (они предугадывают, какие объекты (фильмы, игры, веб-сайты) будут интересны пользователю, имея определенную информацию о нем), мы все-таки остановились на той идее системы для курьеров интернет-магазинов.

Как шел проект

Нашу систему мы решили назвать «Бегунок», оно подходило по смыслу и запоминалось (да и просто нам нравилось, что уж там говорить). Над «Бегунком» мы работали в свободное от основной работы время по вечерам в будни и по выходным. В основе «Бегунка» – специальный алгоритм, который разработали Александр с Андреем.

Парни - математики, Андрей закончил университет с красным дипломом и является кандидатом математических наук, поэтому сложные алгоритмы всегда входили в круг его интересов. Наш алгоритм просчитывает все заказы на выбранную дату и распределяет их между всеми свободными курьерами так, чтобы они успевали приехать в удобное для клиента время (которое он сам обозначил при заказе) и тратили на дорогу минимальное время, а если они не успевают доставить заказы, то можно заранее это понять и сообщить клиенту, чтобы тот не ждал зря (я все ещё помнил те наушники).

В декабре был готов первый рабочий прототип, но там как раз была лихорадка с долларом, пик заказов подарков на Новый год, поэтому мы перенесли тестирование на январь - февраль. Тем не менее мы получили ряд пожеланий от будущих пользователей по функционалу системы. Поэтому мы обновили свои планы работ и, чтобы не отвлекаться, заказали сайт у фрилансера за 35 тысяч рублей. Параллельно привлекали при необходимости фрилансеров на небольшие участки работ, заплатив им в общей сложности ещё тысяч 70. В конце января на нас троих в буквальном смысле «упал» новый сложный проект по основной работе (мы втроём уже работали в одной компании к тому моменту), поэтому над «Бегунком» с февраля по апрель пришлось временно свернуть работы, мы выкраивали буквально по 5-10 часов в неделю на него, что было конечно же очень мало. В конце апреля сдали проект и приступили в привычном графике к работе с нашим сервисом: возобновили общение с бизнес - заказчиками, привлекли фрилансеров на помощь (ещё 40 тысяч рублей) и к июню выпустили обновлённую версию.

Если в первой версии система «просто» считала маршруты для пеших курьеров и курьеров на автомобилях, то во второй были уже серьёзные изменения. Сильно поменялся интерфейс для большего удобства пользователей, алгоритм учитывал будущие пробки, максимальный вес груза, который мог курьер с собой перевозить, геозоны (это когда город делится на небольшие зоны, курьер закрепляется за определенной зоной и система считает все маршруты для него только внутри неё, а не гоняет как в первой версии по всему городу), сам «Бегунок» теперь поддерживал одновременную работу нескольких пользователей.

Что дальше

Изучив в мае – июне рынок, мы оценили масштабы кризиса: если в декабре количество заказов в сутки достигало отметки в 650-800 у некоторых наших клиентов (пик сезона), в феврале 350, то в июне показатели скатились к сотне в день. Сегодня количество интернет – магазинов в стране превышает 40 000, из них около 2000 как минимум являются нашими потенциальными пользователями по объёму своих задач. И это без учёта курьерских служб.

Мы принципиально не берём никакие гранты, так как хотим самостоятельно принимать решения. Поэтому, с учётом кризиса и нашей независимости мы сделали базовый функционал «Бегунка» бесплатным. Навсегда. Теперь у небольших интернет-магазинов есть возможность считать все маршруты гораздо быстрее и надёжнее с нами. Монетизация сервиса будет идти за счёт дополнительных фишек (автоматические отчёты по загрузке курьеров – это важно для оплаты их работы, мобильные приложения с заказами для курьеров, расчёты для большого количества курьеров – в базе мы все же поставили ограничение на количество курьеров).

Сейчас основная наша задача – донести до рынка информацию, что с «Бегунком» работать можно по-новому: проще, быстрее, надёжнее.

И мы верим, что у «Бегунка» отличное будущее: количество пользователей постепенно увеличивается, с сентября ожидаем повышенный спрос – все начнут готовиться к Новому году, когда количество заказов увеличивается в разы.

Здесь можете сами поработать с "Бегунком" http://www.quickrunner.ru/

—————————————————————Если у вас есть интересный стартап или идея, которую вы хотите представить читателям моего блога, пишите письмо на почту 7967738@gmail.com. Если идея мне покажется интересной, я опубликую ее в своем блоге. Важно: я готов помогать интересным мне стартапам, которые рождаются в кризис и используют преимущества кризиса для старта.

Посты по теме:
Знайте себе цену
Как заработать в кризис?
Советы тем, кто решил открыть свое дело
Ваша идея ничего не стоит
Полезная двуличность

Бизнес в кризис:
Школа танцев и бренд одежды
Мебель из фанеры и приложение для поиска парковки
Ремесленный коворкинг и соцсеть для авторов
Уличные очаги и карго-велосипеды
Дома с конвейера и "зелёные" картриджи
"Живая" схема метро и одёжка для машины
Машины и машинки
В деревянном мире
Симки для путешественников
Детские рисунки и мамин айфон
Трёхколёсный электробайк и гараж на час
"Бродячее" фотоателье и съедобный конструктор
Овощные букеты и хранители "Макбуков"
Антисанкционный сыр и приложение для добычи алкоголя
Детская одежда и поиск скидок
Старьевщик
Изобретатель
Гаражное производство
Доставка через путешественников, электроника и отпугиватель птиц
Электронные обои, «мешок гнева» и «контроллер ярости»
Обмен валют и вещи из автомобильных запчастей
Cтрелковый клуб и дисконт-портал