July 6, 2015

Что делать с бездомными?

Мой знакомый психиатр однажды назвал Псковщину "Ленинградским отстойником" – местом, куда сливают жертв квартирных афер в Санкт-Петербурге. Схема простая: мошенники находят простофилю с жильем, методично спаивают и втираются в доверие, а потом разменивают квартиру в центре города на осевший сарай в Псковской области. Там этот простофиля с горя начинает пить, допивается до чертей и оказывается в областной психбольнице. Дальше идти ему некуда, и что делать – непонятно. Поток пострадавших по этому сценарию привел к созданию на базе больницы социальной службы – она помогает с документами и устройством пациентов после выписки.

К чему я вспомнил этот случай? Сегодня хочу рассказать о помощи бездомным, и догадываюсь, что главный тезис дискуссии будет звучать так: "Зачем помогать бомжам, они сами виноваты". История, приведенная выше, аккуратно ставит под сомнение этот тезис.

Действительно, есть определенный процент людей, которые в любом обществе и при любом режиме выберут "кочевой" образ жизни. Но сегодня этот процент явно выше. Кризис, аферы с жильем, сироты, погорельцы и т.д. – многие оказываются на улице по стечению трагичных обстоятельств, а не по "зову сердца". Не все люди умны, хитры и располагают поддержкой близких. Кто-то выкарабкивается, кто-то нет. Многие сдаются, тонут в рюмке и проходят точку невозврата. За ней либо инвалидность, либо состояние, максимально приближенное к животному.

Попытаться предупредить такие случаи – благородная задача. Заниматься бездомными необходимо хотя бы для того, чтобы их было меньше. Чтобы жить в городе, где зимой люди не замерзают насмерть. Чтобы не объяснять детям, почему пьяные дядя или тетя роются в помойках.

Как это можно сделать, я хочу показать на примере костромской Ночлежки. Это благотворительная социальная служба, которая помогает оступившимся гражданам вернуться в нормальную жизнь...

Ночлежка начала работать как бесплатная столовая для многодетных и неимущих. Со временем туда начали приходить бездомные, и посетители стали возмущаться. Пришлось искать другое место для бродяг. Александр Пушкарев – создатель Ночлежки и ее руководитель – нашел заброшенную территорию фабрики на окраине Костромы. Там установили вагончик с буржуйкой и начали кормить бездомных.

Зимой вокруг буржуйки оставались ночевать люди. Места было мало, пришлось ставить еще один вагончик. С этого все и началось. Сейчас на территории Ночлежки шесть вагонов, два пункта питания (для "проживающих" и "гостей"), кочегарка, баня и часовня-палатка.

Максимальное количество жильцов – 30 человек. Зимой ночлежка заполняется полностью, некоторые люди лежат в проходах.

Ночлежка – не просто пристанище для бездомных. Здесь есть свои правила и порядки. Главная цель проекта – помочь человеку устранить проблемы, которые мешают вернуться в нормальную жизнь.

В Ночлежке нельзя пить. В Ночлежке нельзя жить и не работать (исключение составляют пенсионеры и инвалиды). Круглосуточно на территории "комплекса" находится социальный работник, который следит за порядком.

Понятно, что в тяжелом состоянии непросто справиться с собой в одиночку. Некоторые проживающие посещают собрания анонимных алкоголиков. Раз неделю в Ночлежку приходит православный священник: проводит службу и разговаривает с бездомными. Можно как угодно относиться к религии, но для многих людей в таком положении она становится единственным ресурсом.

Иногда в ночлежку приходят люди из отдаленных районов Костромской области, не попавшие на прием к разным начальникам. Автобус из какой-нибудь Вохмы идет целый день, а ночью департаменты не работают. У кого нет родни или денег на гостиницу, просятся в Ночлежку.

Много стариков с печальной судьбой. Вроде есть дети, родственники, а человек никому не нужен. Жил одно время старик, к которому вдруг начал ездить сын. Все поначалу обрадовались, а потом узнали, что сын приезжал и забирал отцовскую пенсию, чтобы погасить кредит за иномарку. Сына выгнали, но отец просил не ругать сильно – сам, мол, виноват, так воспитал...

"Особняком находятся в ночлежке бывшие военные, – рассказывает Александр. – За новейшую историю их было около 10 человек. Первым был подполковник. Развелся с женой и благородно оставил квартиру бывшей семье. Сам где-то работал и жил в служебном, пока не выгнали. Забылся на пару лет, стал бездомным. Спасло то, что все два года на книжку поступала пенсия. На накопленные купил дом в селе и уехал.

Афганец без ноги два года подряд приходил, когда выпадал снег. Ему бы помогли ветеранские организации, но из Афгана он вернулся здоровым, а ногу потерял по пьяни на гражданке... Капитан, военный метеоролог, совершил воинское преступление, получил 5 лет, вышел в никуда. Последнее время был в унынии. Устроился на работу с проживанием. Был еще милицейский прапорщик, жил у нас вместе с вором-рецидивистом на соседних нарах. Ну и много еще кого..."

Часто звонят прямо из зоны: "Через три месяца освобождаюсь, можно к вам? Больше идти мне некуда..." Принимают всех, но большинство освобожденных задерживается лишь до первого стакана.

Два года назад городские власти отдали Ночлежке списанный троллейбус. Его установили на фундамент, утеплили, организовали спальные места. Выглядит очень колоритно:

Еще один проект Ночлежки – деревенское подворье в 25 километрах от Костромы. Здесь есть северный утепленный вагончик и старый дом, который восстанавливают трое мужчин. Планируется, что подворье "разгрузит" концентрацию проживающих в костромской Ночлежке и даст возможность желающим жить в деревне, подальше от городских соблазнов.

Еще в Костроме есть центр гуманитарной помощи. Он включает в себя бесплатный пункт проката для малоимущих семей с детьми, пункт обмена, пункт выдачи вещевой и продуктовой помощи.

В пункте проката малоимущие могут на время взять коляску, кроватку и все необходимое для ребенка. Когда он подрастет, взятое необходимо вернуть. Первоначальная закупка была сделана за счет гранта, но дальнейшее пополнение вещей происходит за счет отзывчивых жителей Костромы:

"Был у нас как-то случай, – рассказывает Александр. – Принесли в центр помощи один ботинок. Итальянский, фирменный, но один. Лежал он на полке, хотели уже выбросить. Но вот появился безногий бездомный в ночлежке. Принесли ему обновку. Довольный стал мерить, но оказалось – не та нога. Начал материться: вот, мол, хоть раз в жизни хотел в нормальной обуви походить..."

Центр помощи работает с самых первых дней существования Ночлежки. Любая нуждающаяся семья может прийти сюда и получить одежду или вещи. Еще тут формируется гуманитарная помощь, которая направляется в отдаленные районы Костромской области. "Клиентов" пункта помощи знают и ведут учет, поскольку были замечены попытки набрать вещей и торговать ими за бесценок на рынке.

Несмотря на всю сложность темы, Ночлежка и ее социальные проекты производят очень хорошее впечатление. Так должна выглядеть помощь. Не просто сунуть милостыню и забыть, а помочь встать на ноги, поддержать в трудной ситуации.

Как я уже написал в начале заметки, в Ночлежке работает социальный работник. Это человек, который следит за дисциплиной, возит бездомных в социальные службы, полицию, ПФ и больницы, помогает с поиском работы и т.д. Это работа, которая оплачивается, поскольку доброволец не сможет тратить столько сил и времени на одном лишь желании помочь. Зарплата соцработника со всеми налогами составляет порядка 20 000 рублей в месяц. Найти деньги на эту статью расходов сложнее всего. Мои друзья из together.ru собирают средства, чтобы покрыть годовой бюджет по зарплате. Я призываю вас присоединиться и принять посильное участие.

Вот ссылка: http://together.ru/kostroma

Уверен, в комментариях предложат массу способов того, как быстро решить проблему бездомных. Только вот толку от комментариев, даже очень разумных, нет никакого. Надо что-то делать – лоббировать изменения в социальной политике, в законах, в устоявшихся механизмах и тому подобном. Кто этим будет заниматься? Только люди, непосредственно работающие в этой области. Поэтому поддержка таких организаций – не просто адресная помощь конкретным бездомным, это наша возможность содействовать решению этого вопроса в целом.

Социальная рубрика. Текст и фото – Дмитрий Марков.