April 20, 2015

Как снимать социалку

Рубрика Дмитрия Маркова. Напоминаю, каждый понедельник Дмитрий будет рассказывать в моем блоге важные вещи о благотворительности.

Вот так выглядели фотографии в базе всероссийского банка данных детей-сирот в 2000-х годах. Портреты, вырезанные из групповых снимков. Засвеченные вспышкой лица или снятые в тени. Наконец, фотографии, пропущенные через факс – почему нет, не зря же его поставили в бухгалтерию. Потенциальным родителям было предложено выбрать ребенка, ориентируясь на графическую капчу вместо портрета. Сегодня положение изменилось в лучшую сторону, и фотографии в базе более-менее нормальные. При этом общая ситуация с качеством фотографий у некоммерческих организаций (НКО) выглядит как приведенная выше подборка. И это большая проблема многих фондов – отсутствие хороших иллюстраций своей работы.

Почему так происходит? Во-первых, только крупные организации могут позволить себе профессионального фотографа (и только они в полной мере понимают важность хороших картинок). Во-вторых, многие руководители уверены, что сам факт их деятельности служит прекрасной картиной. Типа, мы не пельмени и не прокладки, чтобы нас красиво подавать. Но увы: сегодня человека окружает много хороших фотографий, и пикселизированные снимки в фотоальбомах благотворительных фондов выглядят по меньшей мере жалко.

Есть и другая проблема: фотографы не слишком хотят приобщаться к благотворительности. Ко мне часто обращаются с просьбой снять что-то в Москве, и я искренне недоумеваю: неужели во всей столице, со всеми ее фотографами, так сложно найти человека, готового пофотографировать социальный центр или мастер-класс? Что делают все эти люди, которые скупают цифрозеркалки?

Предлагаю устроить встречу фотографов и фондов в этом посте. Если вам нужен фотограф на социальный проект, пишите тему, место и условия в комментариях. А если вы хотите предложить свои услуги фотографа и помочь сделать мир лучше с помощью вашей камеры – оставляйте контакты.

В большинстве случаев для фондов требуется сделать репортаж с мероприятия или как-то проиллюстрировать деятельность. Это просто, если у вас имеется хоть какой-то навык фотографирования. Но есть и более сложный вид съемки – документальный проект. Если вы возьметесь снимать таковой, вам потребуется вложить в последовательность из дюжины картинок весь свой экспириенс от выбранной темы. То есть, как минимум вам надо будет его пережить, что возможно лишь при глубоком погружении в историю.

Вот несколько примеров:

Фотоистория про слепоту для итальянского Christian Blind Mission (автор Stefano De Luigi):

Åsa Sjöström удалось очень тактично снять историю про реабилитационные лагеря для женщин и детей, переживших насилие:

Kai Löffelbein снял в Гонконге квартиры-клетки для китайской Society for Community Organization:

Фотоэссэ о людях, выживших после обрушения здания в Бангладеш (крупнейшая катастрофа после трагедии 11 сентября в США).

Документальный проект предполагает авторское видение и редко когда сообщает о проблеме в лоб. Он растянут во времени, вам придется тратить кучу времени, сил и нервов без гарантии получить что-то достойное в конце концов. Это тяжелая работа, но если в результате выйдет что-то связное, вы окажете НКО или фонду неоценимую помощь. Эти фотографии будут привлекать не только средства, но и самое главное – новых людей.