April 18, 2015

Что происходит с украинской экономикой

Анализ ситуации с экономикой на Украине, который вы прочитаете ниже, подготовил для моего блога Александр. Он руководитель филиала одного киевского банка, в банковской сфере работает с 2001 года и, как мне кажется, владеет ситуацией. Некоторые читатели, которые следят за моим паблик-чатом в Вайбере, с Александром знакомы.

Сразу надо оговорить несколько моментов. Перед публикацией этого анализа я показал его нескольким финансовым экспертам, и они подтвердили, что все написано по делу. Но я не исключаю, что у вас будет другое мнение. Будет здорово, если вы ваши замечания напишете в комментариях в конструктивной форме, без ругани, оскорблений и проклятий. Если вы хорошо владеете ситуацией в экономике Украины и вам есть, что добавить, пишите на почту, я постараюсь опубликовать ваше мнение в блоге отдельным постом.

И еще: этот пост не является попыткой научить украинцев жить или попыткой влезть во внутренние дела и не ставит целью кого-то задеть или обидеть. Ситуация в украинской экономике интересна лично мне, поэтому я внимательно слежу за ней и изучаю этот вопрос. Думаю, моим читателям этот пост тоже будет полезен.

Введение

До Майдана правительство Азарова и НБУ вело политику фиксированного курса и низкой, практически нулевой инфляции. При этом роста ВВП в последние годы не наблюдалось, а процентные ставки по кредитам были свыше 20%. В то же время практически не наблюдалось и банкротств банков, рост вкладов в банках составлял почти 50% за два последних года. Практически постоянный отрицательный торговый баланс компенсировался притоком по финансовому счету – в основном за счет своих же денег бизнеса из офшоров. Следует отметить, что отрицательный торговый баланс формировался главным образом за счет высоких цен на российский газ, кроме того, цены на основную украинскую продукцию – в таких отраслях, как металлургия и машиностроение – падали.

Золотовалютные резервы Украины постоянно уменьшались, в том числе за счет погашения кредитов перед МВФ. Золотовалютные резервы упали до трёхмесячного импорта. Стало ясно, что стране немедленно нужно финансирование, его предполагалось добиться с помощью ассоциации с ЕС и нового соглашения с МВФ.

Одновременно шли торги с Россией. При этом МВФ выдвигал требования, которые, как оказалось, касаются мер жёсткой экономии и в большинстве случаев наносят тяжелый удар по социальной сфере. Далее, как вы знаете, был сделан выбор в сторону России. Украина получила низкие цены на газ, финансирование в размере $15 млрд, и на этом фоне в декабре 2013 международное рейтинговое агентство Standard & Poor's изменило собственный прогноз по кредитному рейтингу эмитента Украины в национальной и иностранной валюте с негативного на стабильный. Т.е., по идее, нас ждал абсолютно скучный и прогнозируемый 2014 год с небольшой инфляцией, небольшой девальвацией и малым ростом ВВП. В качестве бонуса перед выборами президента традиционно предполагалось увеличение зарплат и пенсий.

Далее произошли всем известные события, которые изменили все коренным образом. Сами события мы анализировать не будем, проанализируем последствия – к чему это все привело.

После февральских событий на Украине и смены руководства НБУ под влиянием МВФ Национальный банк отпустил курс гривны. Целью этого действия была девальвация на 10-15 % и рост золотовалютных резервов на 20-30%, так как эксперты из МВФ считали, что с ростом курса все кинутся сдавать доллары и экспортеры станут продавать выручку.

Итог такой: трехкратная девальвация, падение ЗВР с 20 млрд до 8 млрд. И это при том, что приняты жесточайшие валютные ограничения и ограничения по работе банков. С марта начали один за одним "валиться" банки, даже с учетом щедрого рефинансирования, которое в значительно мере выливалось на валютный рынок. За год было закрыто 50 банков при общем количестве реально работающих около 120.

Отток средств из банков Украины составил за год более 50%. Далее началась аннексия Крыма и волнения на Востоке. Крым как таковой в экономическом плане немного значил для Украины. В принципе, до июля ситуация в экономике была еще прогнозируемой, но в июле-августе боевые действия на востоке страны привели к остановке экспортных производств, и тут началось...

Оказалось что дотационный угольный регион очень важен для Украины, в нем сосредоточено около 20% ВВП страны и 30% валютной выручки. Оказалось что рынки России закрыты для Украины, и падение экспорта в РФ катастрофично, а увеличение экспорта в Европу по итогам года было на уровне всего 1-2 процентов. И квоты по большинству продукции не выбраны, так как никому наша продукция в Европе не нужна.

Выяснилось, что для энергетики Украины крайне важен уголь, добываемый в Донбассе, и начались давно забытые веерные отключения. Уголь пришлось покупать даже у ненавистного врага, России, хотя правительство говорило о диверсификации поставок. Мало того, что мы зависим о газа из России – там же приходилось закупать и уголь и электричество. Из наших традиционных отраслей – металлургии, машиностроения, химия, энергетики, сельского хозяйства – почти все, кроме сельского хозяйства, показали резкий спад.

Однако одним сельским хозяйством не накормишь такую огромную страну. Весь год наши западные партнеры, включая МВФ, в основном помогали советами, а не деньгами. В конце года очередной транш МВФ вообще отложили. В итоге торговый баланс Украины выровнялся, а по финансовому счету был катастрофический отток. Ведь даже траншей МВФ Украина получа ровно столько, сколько нужно было им же погасить. В результате – падение ВВП на 12,9%, инфляция 25%. И это за год.

О реформах я напишу в следующей части. Но у меня впечатление, что какие можно было совершить ошибки, все ошибки совершены нашим правительством и его экономическим блоком. Нельзя не поблагодарить за "помощь" наших экспертов из МВФ, которые, как мне кажется, живут в мире, слабо представляют себе украинскую реальность.

О реформах

Как вы знаете, реформы делаются лучше во время войны. Народ объединен одной целью. В нашем случае – борьбой за независимость/с Путиным/с москалями, короче, кто с кем, но в основном все борются. На этой волне народу можно объяснить, что, мол, надо потерпеть, скоро светлое будущее, во всем виноваты внутренние враги/Путин/москали. Однако, несмотря на очевидность вышеизложенного, с начала революционных событий в Украине никто реформами не занимался вообще, по крайне мере, до внеочередных выборов в Верховную Раду.

Сразу после февральской революции было собрано квотное правительство, которое вообще непонятно чем занималось, наблюдая, как резко ухудшается ситуация. Правда, первый транш МВФ им всё же дали. Потом все ждали выборов президента. Летом наш президент решил повоевать, распустить парламент и провести внеочередные выборы. Не правда ли, отличная идея? Смысл был в том , чтобы провести в Раду побольше своих сторонников. О реформах мы еще не думали, и единственная реформа – тупое удержание курса доллара до внеочередных выборов. Большинства в Раде президент не получил.

Тут началась месячная коалициада, тоже особо не до реформ. Все подписали коалиционное соглашение, которое по традиционной украинской привычке никто соблюдать не собирался. Вы все видели драки у нас в Раде? Дерутся, в основном, участники коалиции между собой. Так вот, за полгода в стране прошла пара выборов, все чиновники сидят на чемоданах – мало ли куда ветер подует. Какие там реформы? Кстати, этой осенью у нас опять выборы – теперь местные. Ну да ладно, в ноябре все выборы закончились, коалиция сформирована, можно и реформы делать, всего-то год ничегонеделания прошел. Но тут наши западные друзья, а в особенности американские друзья, заявляют: мы-то вам денег даем, а вы там ничего не делаете, не верим, мол, вам вообще. Тогда украинское правительство становится украинско-американско-грузинско-литовским, чтобы контролировать, куда деньги уходят. Ну и, конечно, вести реформы. Итак, наконец-то о реформах. По порядку. Представляем команду реформаторов:

1. Министр финансов – Наталья Яресько, бывшая гражданка США. Я ничего не имею против США. У них большой ВВП, есть Google, они придумали Facebook. Но по результатам она просто наблюдатель от американцев за нами, а никак не реформатор. И это правильно – ну сколько можно деньги тырить?! Ну нельзя назвать реформами увеличение налогов на проценты по депозитам до 21,5%, введение налога на войну (!!!), введение пошлин на импорт до 10%, попытки кинуть держателей украинского долга для того, чтобы выдали новый кредит МВФ (!!!). Далее среди реформ – отказ возмещать НДС экспортерам, платить пенсии жителям Донбасса. Среди ожидаемых нововведений – реформа налогового кодекса, а мы и так его каждые полгода меняем.
Суть изменений – уход от упрощенного налогообложения и единого налога, а то, говорят, так от уплаты налогов уходят. Все это опять на фоне постоянной смены глав налоговой службы, которых поочередно обвиняют в коррупции.

2. Министр экономики Айварас Абромавичус – бывший гражданин Литвы, вот что он делает – вообще непонятно. Обещал упрощения ведения бизнеса. Этого не замечаю вообще. Из реформ – сократил половину сотрудников министерства. Но тут ума много не надо.

3. Переходим к грузинам. Министр здравоохранения Александр Квиташвили. Говорят, в Грузии он провалил реформы. Не знаю, у нас он их не начинал. Из декларируемого – сокращение финансирования медицины, сокращение медицинского персонала, и главный тезис – "Медицина не может быть бесплатной". Это, конечно, верно, но как это сработает в стране со средней зарплатой 123 доллара? Кстати, сам Квиташвили никогда не имел никакого медицинского образования и вообще далек от медицины.

4. Так же профессионален и глава энергетики Владимир Демчишин. Он работал всю жизнь в банках и с энергетикой никак вообще не связан. Мыслит категориями "выгодно – невыгодно" и не думает в целом. Из реформ – отказ от украинского угля, покупка угля где угодно (в ЮАР, в России), покупка электричества в России. В итоге шахты завалены нашим более дешевым углем, мы за валюту покупаем дорогой уголь и вводим веерные отключения электричества в разгар зимы. Среди других достижений – покупка российского газа, но у словаков и венгров по цене чуть выше российской. Зато диверсификация. Далее поднимаем цены на газ для потребителей в 7 раз, на электричество в 4 раза , на отопление в 3 раза – и вот ты уже реформатор.

5. Реформа МВД заключается в назначении на пост министра "героя Фейсбука" Арсена Авакова. Он постоянно в Фейсбуке побеждает врагов и даже демонстративно на заседании кабинета министров арестовал главу МинЧС и его заместителя. Ну надо же кого-то арестовывать, народ же просит. Конечно, не обошлось без грузин: в замы ему назначили гражданку Грузии Екатерину Згуладзе. Она уже полгода занимается реформой патрульно-постовой службы. Суть реформы – уволить всех гаишников и набрать новых, честных. Благо, работы в Украине нет, желающих много. Но эта служба будет работать пока только в Киеве. Зато мы интернет-голосованием уже выбрали раскраску их автомобилей. Это было так демократично и по-реформаторски. А то, что только за последние два дня в центре Киева убили трех оппозиционных журналистов...

6. В министерстве юстиции правда что-то пытаются реформировать. В онлайн-режиме с их сайта можно получить необходимые выписки, сделать запросы… Креативно. Но огорчает их увлеченность люстрацией. По-русски это увольнение всех неугодных, только в соответствии с законом. Уволить всех профессионалов, а набрать каких-то селян, зато революционно настроенных и верных делу революции. Вот весь принцип люстрации. Правда, нам наши западные партнеры говорят, что закон дискриминирует людей, и требуют его изменить. Но мы действует нахрапом и угрозами. Вон на судей конституционного суда уже прокуратура дела завела.

7. Наш премьер – Арсений Петрович Яценюк. Главная его функция – ходить с умным лицом в очках, грозить России и периодически подковерно делить власть с президентом. Их ненависть друг к другу уже трудно скрыть. Кресло под премьером закачалось, все вопрошают: "Где реформы?". Но тут как раз вовремя приняли законы про запрет советской символики, и все уже отвлеклись. Как говорят, пипл хавает.

8. Реформа банковского сектора . Отпускаем курс, доводим ситуацию до паники, критических оттоков, закрываем 50 банков. Хорошие банки отжимаем у политических оппонентов. Добиваемся полного отсутствия доверия к банковской системе. Снижаем ЗВР с 20 до 8 млрд. Это, видимо, начало реформ?

Результаты реформ, которые только начались в конце прошлого года, – официальная инфляция в 46%, падение производства на 22 %, падение розничной торговли на 24% (!!!). Это все с начала года. Я не говорю уже о курсе гривны. Но, как я уже написал выше, сейчас самое время для реформ, война объединяет людей. В войне заинтересованы все, иначе чем объяснить отсутствие реформ?