June 26, 2009

Тегеранское метро.

К сожалению, я не смог найти точной даты открытия Тегеранского метро. По одним данным метро открылось 21 февраля 2000 года, по другим - в 2001 году. Метро в Тегеране строили Китайцы. В настоящий момент функционирует 3 ветки (имеющие номера 1, 2 и 5). Метро в Тегеране мелкого заложения, есть открытые участки. Туристы часто рассказывают одну историю, что если спросить иранца, где метро, тот покажет на тротуар и скажет: "Там!", за все время мне никто на тратуар не показывал. Вообще по структуре метро в Тегеране очень напоминает метро в Лондоне. Похожие схемы, принцип организации станций. Снимать в метро почему-то нельзя. Ко мне постоянно подходили испуганные прохожие и говорили, что меня посадят за шпионаж, что сейчас набежит полиция и т.д. Пару раз подходили полицейские и пытались прогнать, один раз подошел сотрудник в штатском.

Вот некоторые факты из истории метро:

7 марта 1999 года. Официальная инаугурация пригородной линии (Линия 5) Тегеран - Карадж.
21 февраля 2000 года. Пуск западной части Линии 2 между станциями Садегиех и Имам Хомейни. Это первый участок реального метро (9,3 км, 9 станций)
28 августа 2001 года. Пущена Линия 1 между станциями Дарвазех Довлат и Али абад (8.5 км).
18 марта 2002 года. Пущен северный участок Линии 1 от Мирамад до Дарвазех Довлат длиной 6.5 км.
23 октября 2002 года. На Линии 1 пущен участок от Али абад до Шахр-е-Рей длиной 3.9 км.
Март 2003 года. Линия 1 продлена на 6,9 км до станции Харам-е-Мотахар (без промежуточных станций).
В 2004 Линию 2 продлили на 2 км на восток от станции Имам Хомейни до Бахарестан.
В 2005 году на Линии 5 построена станция Иран Ходро.
15 марта 2005 года эта же линия продлена на 10 км на запад от Карадж до Голшахр.
1 июня 2005 года на этой же линии построили станцию Читгар.
В том же году на Линии 1 открыли станцию Багершахр.
Март 2006 года - Линию 2 продлили на восток, открыты не все станции, а только три: Шахид Мадани, Сарсабз и Елм о Санат.
На этом участке 1 июля 2006 года открыли две станции: Дарвазех шериман и Сабалан.
В том же году на том же участке открыты еще две станции Незам абад и Голбанг.
13 ноября 2006 года на Линии 5 открыта станция Атмосфер.
В конце года на Линии 2 на пущенном ранее участке открыли станцию Имам Хоссейн.

Перед входон на станцию, на улицах и на самих станциях висят схемы метро. Все названия на двух языках: фарси и английском.

Логотип метро отвратителен, напоминает жигулевскую ладью. Впрочем, в Иране нет такого понятия, как графический дизайн. Все что они делают в этом направлении отвратительно.

Иногда схему линий показывают с привязкой на карте города, также везде есть фрагмент карты города.

Это фрагмент открытого участка.

Большинство станций лишены наземных вестибюлей. Обычно это просто спуск в подземный переход с логотипом Метро. Кстати, просто подземных переходов в Тегеране нет.

Некоторые станции имеют наземные вестибюли. Они построены в стиле "Макдональдс". Кстати, с архитектурой тут такие же проблемы, как и с графическим дизайном.

Иногда для спуска под землю используются лифты.

Национальный колорит. Москвичам должно здесь понравится. Лужков приучил их к уебанским национальным мотивчикам в архитектуре, яркий пример тому ТК "Охотный ряд".

Надо же чем-то украсить стену.

Как я уже говорил, тегеранское метро напоминает лондонское. Тольео если в Лондоне подземке почти 150 лет, и понятно, почему за время развития там образовалось много непонятных переходов, узких лестниц и т.д., то почему при проектировании метро в Тегеране нельзя было сразу делать нормальной ширины коридоры и не плодить лабиринты мне непонятно.

Турникеты работают на магнитных картах.

Теперь про билеты. Существуют следующие виды билетов: 1, 2, 10 поездок; 1, 3, 7 дневные проездные; 1, 3, 6, 12 месячные проездные. При покупки билета на одну-две поездки, он будет стоить около 3-х рублей.

Спускаемся на станцию.

Я встречал вагоны двух типов. Условно можно их разделить на старые и новые. Новые кагоны изготовленны Чанчуньской акционерной компанией по производству пассажирских вагонов рельсового транспорта в провинции приграничной провинции Цзилинь на Северо-востоке Китая. На данном снимке стоит старый поезд. Он без кондиционеров и нельзя гулять между вагонами.

Первый и последний вагон в поездах предназначены исключительно для женщин. При этом женщины могут сдаиться в любой вагон. Желтые стульчики для женщин.

Новый китайский поезд.

В этот вагон могут заходить все.

К сожалению близко подойти в женскому вагону не дали, поэтому снял в движении. На женских вагонах везде написано для кого он.

В час пик в вагон с первого раза не зайти. Приходится пропустить пару поездов.

Люди стоят прямо у края платформы, иначе в вагон не попасть, стоит немного тойти, как кто-нибудь обязательно встанет перед тобой.

Давка.

Для рекламы используют ручки.

Иногда, довольно оригинально.

Женщинам в мужских вагонах уступают места.