December 13, 2014

Вернулся с трамвайного завода

Вчера был на заводе Песа, в польском городе Быдгощ. Завод этот известен тем, что собирает и поставляет в Москву низкопольные трамваи. Скоро выложу репортаж, как эти трамваи делаются. Трамваи поставляются в Москву совместно с Уралвагонзаводом. По поводу этого сотрудничества постоянно вспыхивают скандалы. Многие вообще не понимают, почему УВЗ как-то участвует в этом процессе. Я немного разобрался в ситуации.

Итак, как было дело.

Москва объявила тендер на поставку 120 современных низкопольных трамваев в 2012 году. Конкурс выиграла «дочка» УВЗ – Уралтрансмаш, я недавно делал репортаж с его трамвайного завода. Кстати, выиграли они у Трансмашхолдинга, который, как считают некоторые, аффилирован с Ликсутовым. Так как самостоятельно произвести такие трамваи Уралтрансмаш не мог (нет технологий), на конкурс они шли в партнерстве с Бомбардье. Вскоре выяснилось, что Бомбардье не может уложиться в срок, а по условиях контракта штрафные санкции за нарушение сроков составляли 30% от стоимости контракта. Тогда был найден новый партнер польская компания Песа, которая давно и успешно делает трамваи и поезда.

Конкурс был устроен так, что напрямую Песа в нем участвовать не могла. Тут есть две стороны.

Первая - законодательные ограничения и условия тендера, который объявлял Дептранс Москвы. Например, по условиям надо было предоставить банковские гарантии и внести обеспечение в размере 2 миллиардов рублей. Европейские банки под контракт с Москвой гарантии не дают. Если брать кредиты, то получалось вообще не выгодно из-за высоких процентов. Почему конкурс был проведен так, что напрямую на него не могли прийти лучшие производители трамваев, отдельный вопрос.

Вторая - неудобство работы напрямую именно для Песы. Например, трамваи надо не только поставить, но и обслуживать. Не имея представительства в России, делать это очень затратно и сложно. В этом случае наличие партнера в России, который взял бы на себя хлопоты по обслуживанию трамваем, обеспечению контракта и логистики были выгодны обеим сторонам.

Что в поставляемых трамваях от УВЗ кроме логотипа?

Практически ничего. Да, в Москве сейчас ездят польские трамваи, и пусть УВЗ не пытается представить это совместной разработкой. Немного русской души в трамваях все же есть. УВЗ поделился с Песой своей базой поставщиков. В итоге часть деталей для трамвая теперь закупается в России. Пока это мелочи, которых могло и не быть. Но Песа заинтересована в работе на российском рынке, поэтому пытается часть комплектующих закупать в России. Сейчас это фанера для пола из Архангельска, светодиодные табло, датчики, радио, навигация, кое-какое электрооборудование из Питера. В Песе уверяют, что в трамваях для Москвы 10% отечественных комплектующих, но я думаю, что цифра эта завышена. Подробнее про российские комплектующие будет в репортаже.

Совместное предприятие.

Дальше будет лучше. Песа и УВЗ подписали соглашение о создании в России совместного предприятия (участие 50 на 50). Сейчас оно проходит регистрацию. Одновременно идет работа по локализации производства. Все следующие трамваи должны быть российского производства.

Новый завод должен быть построен в конце следующего года. Когда трамваи начнут собирать у нас, доля отечественных комплектующих должна увеличиться до 50%. Наши будут поставлять двери, электрооборудование, окна. Сердце трамвая, тележку, привозить будут из Польши. Кресла, кстати, поставляют беларусы.

Песа входит в СП со своими технологиями, передает все права и патенты. УВЗ участвует площадкой и деньгами. Планируется выпускать 100 трамваев в год, работать на новом заводе будут 200 человек. Изначально половина специалистов будут поляки, потом, когда наши научатся, их доля будет уменьшаться.

Совместное предприятие выгодно всем. Песа получит выход на новый рынок, где фактически нет конкуренции. УВЗ получит доступ к новейшим технологиям. Возможно Песа поможет УВЗ выпускать и Р1, но пока за помощью к ним не обращались. Кроме того, сейчас завод Песы может выпускать 200 вагонов в год, так что компании в любом случае надо расширяться, и представительство в России выглядит интересным.

Стоимость трамваев, собранных в России будет меньше, чем в Польше - дешевле рабочая сила, дешевле комплектующие, налаженная логистика и хорошая база поставщиков у УВЗ. Так что сейчас Песа рассматривает УВЗ как партнера, а не как посредника.

Сколько потеряет или заработает УВЗ на контракте с Москвой?

Недавно РБК выпустили статью «Уралвагонзавод рискует потерять 1 млрд руб. из-за
контракта с поляками». Из-за ослабления рубля вместо прибыли по контракту с Песой у УВЗ получается глубокий минус. Все дело в том, что цена с Москвой зафиксирована в рублях, а с поляками в евро. В Песе говорят, что договорились с УВЗ о скидке, рассчитывая на будущее партнерство. УВЗ не потеряет на этом контракте, но и не заработает.