November 6, 2014

Как сделать в Москве красивые и удобные набережные

Одним городам повезло, у них есть река, другие города несчастны - у них нет ни реки, ни большого водоема. Город без большой воды всегда проигрывает городу с водой. Города, которым повезло, делятся на тех, кто умеет ценить свое преимущество и тех, кто его не ценит. Раньше река в городе была полезна исключительно с практической точки зрения - она использовалась как транспортная артерия, в нее можно было сбрасывать отходы и брать из нее воду. Со временем люди начали воспринимать реку как украшение города. Всегда приятнее гулять вдоль воды. Жилье у воды стоит дороже, рестораны и кафе собирают больше посетителей. В Москве река есть, но до недавнего времени ее не особо ценили. Даже в самом центре, напротив Кремля, набережная совершенно никак не используется. Вдоль нее идет 8-полосная магистраль, которую невозможно перейти, а благоустройство набережной представляет собой голый асфальт и газончик. Все. На окраинах набережные Москва-реки до сих пор отданы заводам, туда даже не подойти.

Первые положительные изменения произошли 2 года назад, когда Крымскую набережную сделали пешеходной, начали развивать Парк Горького и Воробьевы Горы. В Москве появилась отличная зона отдыха вдоль реки, протяженностью более десяти километров. А в конце июля этого года Собянин объявил международный конкурс на разработку концепции развития набережных Москва-реки. При этом он отметил, что 44% набережных у нас никак не благоустроены. Очень хорошо, что решили изучить опыт других стран, провести действительно масштабный конкурс с участием специалистов. В сентябре были отобраны несколько финалистов, а победитель конкурса будет объявлен 16 декабря. Конечно, мы не могли остаться в стороне от такого важного для города события. Агентство "Городские проекты" подготовило основные положения развития транспорта, пешеходного и вело-движение. Принципы могут использоваться при разработке градостроительной концепции, на которую и проводится конкурс. Мы разослали этот документ всем участникам 2-го этапа. 

При этом мы предлагаем соблюдать базовые принципы:

Вдоль реки: 
— пешеходное и велодвижение должно быть на протяжении всех набережных

— так как автомобили и пешеходы с велосипедами конкурируют за пространство набережных, то нужно обеспечить приоритет последних

— все пешеходные переходы должны быть организованы в одном уровне (наземные переходы). 

— общественный транспорт должен быть на любом участке набережной.

— нельзя делать сплошные маршруты общественного транспорта вдоль всей набережной, так как такие маршруты не будут совпадать с основными пассажиропотоками. 

— маршруты общественного транспорта на набережных должны быть интегрированы в общую маршрутную сеть, иначе в них не будет никакого смысла. 

— нужно обеспечить возможность попасть в любое место на набережной на общественном транспорте, и создать альтернативные маршруты от разных станций метро 

— виды общественного транспорта на набережных должны выбираться не на основе эффектности и инновационности, а с использованием критериев сокращения времени в пути и количества пересадок. Всевозможные монорельсы и тп могут использовать только чтобы удивить чиновника. 

— нужно обеспечить возможность сесть/выйти из транспорта, следующего не только вдоль, но и через реку. Например, создать остановки на мостах с удобным подходом к ним

— общественный транспорт на набережных должен иметь приоритет перед личным. нужно создавать выделенные полосы, изолированные полосы для рельсового транспорта, участки набережных свободных от автомобильного движения

— использование набережных как транзитных магистралей для автомобильного движение недопустимо

— нужно сократить кол-во полос на всех набережных до 2-х и менее

— нужно обеспечить равномерность пропускной способности набережных чтобы не создавать бутылочных горлышек, то есть количество полос на протяжении основных участков набережных должно быть одинаково

— создать точки притяжения людей: музеи, кафе, игровые площадки. Посетители бывают постоянные (например, жители соседних районов или сотрудники офиса) и случайные. Необходимо создать условия, в которых люди приходили бы на набережную не по необходимости (дорога на работу, например), а отдыхать.

Через реку:

— новые мосты для автомобильного движения предлагать с большой осторожностью и после тщательного моделирования, так как решение проблемы в одном месте может привести к существенному ухудшению по всему городу

— нужно создавать мосты для пешеходного и вело-движения и общественного транспорта

— рассмотреть возможность ограничения проезда по некоторым мостам (например на Москворецком мосту, пропускная способность которого не сбалансирована с прилегающими территориями)

— использование канатных дорог через водохранилища, там где они на обеих сторонах есть или планируется массовое жилье. а вот мосты автомобильные в таких местах как Химкинский бульвар/Фестивальная улица крайне нежелательны, так как приведут к росту трафика через жилые кварталы

— рассмотреть возможность создания тоннелей под рекой для общественного транспорта. Современные технологии позволяют это делать относительно дешево

К реке:

— из любой точки на удалении 2 км от набережной должна быть прямая пешеходная и велосипедная связь с рекой

— создать кратчайшие пешеходные и веломаршруты к реке от станций метро, находящихся от реки на удалении 2 км

— фронт застройки на набережных должен быть не шире 200-300 метров, чтобы обеспечить свободный подход к реке

— создание новых подходов/подъездов к набережной, например за счет раскрытия дворов и огороженных территорий на набережных, обнесенных заборами

По реке:

— пассажирское движение по реке не сможет быть альтернативой наземному транспорту, так как основные пассажиропотоки в городе не совпадают с руслом реки. Исключение, только отдельные участки и направления

— водный пассажирский транспорт развивать нужно, но в туристких и рекреационных целях

— существует большой потенциал увеличения доли перевозки грузов по реке (прежде всего для строительства, песок, щебень и тп), что позволит снизить поток грузового транспорта в городе

— нужно сокращать гипертрофированные площади южного и северного портов, что возможно при использовании современных логистических решений и даст большой эффект для развития застройки около реки

Несколько примеров, как реконструировали набережные в других странах.

Всю программу можно посмотреть на сайте агентства "Городские проекты". Предлагаем всем заинтересованным ей воспользоваться, а жюри — взять ее за критерий оценки проектов.
---------------------------------------------
Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопочек ниже:

Советую также подписаться на мои странички в:

Фэйсбук

ВКонтактик

Основной Твиттер

Спам Твиттер 

Реклама в этом блоге
Чем я занимаюсь
За что я баню
Хотите дать совет? Вам сюда!
Я в других социальных сетях