Жизнь в большом городе без личного автомобиля



Можно ли жить в большом городе без личного автомобиля? В России это сложно представить. Люди вообще даже не допускают мысли, что кто-то может ограничить их комфорт передвижения на автомобиле по городу. Посмотрите любой пост про платные парковки. Обязательно найдется куча автомобилистов, которые считают, что им к машине прилагается кусок земли в центре города или прямо около подъезда, где они должны ставить свою машину. Интересно, как автомобилисты выживают в других городах?

Я попросил своего друга Костю moscowlondon написать, как там в у них в Лондоне обстоят дела с парковкой? Как выживают лондонские автомобилисты? Далее текст Кости, а фото мои:

"Варламов меня уже несколько месяцев терроризирует и всеми правдами и неправдами просит написать о том, как обстоят дела в Лондоне с машинами и парковками. А я каждый день обещаю дописать и искренне верю, что допишу. Когда обещаю. Но сегодня уже не отнекаться, поэтому пишу как есть. О машинах и парковках.

Машина в Лондоне - это скорее исключение, чем правило
Начнем с того, что Лондон - это скорее красный двухэтажный автобус, подземка и черный кэб, чем личный автомобиль.

В сторону центра подавляющее большинство лондонцев едет не на машине, а на общественном транспорте. Машины исчезают с улиц Нерезинового уже лет 20.

Я в посте про метро сказал такое - многие не поверили. Поэтому в этот раз не поленился и нашел официальную статистику. Смотрите, в 2012 году в Лондоне у 45% домохозяйств не было автомобиля. Лондон - это единственный регион в Великобритании, где количество автомобилей снижается, а не растет.

Я на себе это прекрасно заметил. За 8 лет жизни в Лондоне я абсолютно охладел к машинам. Когда жил в Москве - мог с закрытыми глазами отличить все марки автомобилей, знал примерные цены на разные комплектации всяких BMW, думал, мечтал, прикидывал, знал, какая у меня будет машина, когда я буду зарабатывать Х или Y миллионов. В Лондоне отпустило. К автомобилям равнодушен стал абсолютно.

На машинах тут ездят семьи - раскидывают детей по школам и детским садам. Причем опять же - скорее те, у кого двое детей и больше. Молодежь и просто те, у кого нет необходимости переводить большое количество грузов по разным точками города - едут на велосипедах или общественном транспорте.

На машинах если и ездят, то в основном в пределах своего района. Если надо ехать в центр, то даже если есть машина, то скорее всего люди предпочтут общественный транспорт.

И это при том, что подержанные машины стоят в 2-4 раза дешевле, чем в России.





Объяснение тут одно - ездить на машине очень дорого и не очень удобно. Дорого не потому что машина дорогая, а потому что страховка стоит больших денег, бензин в два раза дороже, чем в Росси, за въезд в центр вам придется заплатить £11.50, то есть примерно 670 рублей по современному курсу. А дальше еще надо припарковаться.

Сколько стоит парковка в Лондоне?
Простой ответ на этот вопрос - по-разному. Тут очень много составляющих - район, популярность места, время суток и проч. В любом случае это будет недешево. Гораздо дороже, чем в Москве.



Давайте покажу порядок цен и пару примеров. Само собой, есть миллион исключений, но в общем и целом - в центре парковка на улице будет стоить от £2.4 до £4.4 в час (то есть от 140 до 260 рублей в час). Кто любит покопаться в тонкостях - подробности тут. Еще в качестве бонус трека иногда надо поездить вокруг, чтобы найти парковочное место. А еще больше 4 часов в одном месте чаще всего стоять нельзя - выпишут штраф.

Вот цена за парковку в центре - 23 рубля за 5 минут (276 рулей в час!). Стоять можно не более 2-х часов!


Крытая парковка с разной степенью охраны - от 5 до 15 фунтов в час (300-900 рублей в час). В спальных районах - 2-3 фунта в час (120-180 рублей в час). На специальном сайте можете посмотреть конкретные примеры - там карта центрального Лондона с указанием парковок.

Оплачивается все легко и просто - либо закидываете деньги в автомат и получаете специальную бумажку, которую вешаете на окно. Либо платите по телефону, указывая номер автомобиля.

Бывают ли исключения?
Да - ночью можно парковаться бесплатно :)



В большинстве районов центра деньги за парковку берут с 8.30 до 18.30. Где много театров и ресторанов - там в субботу тоже платно. Воскресенья обычно бесплатные.

А у дома-то бесплатно?
По-разному :) Начнем с того, что совсем не факт, что у вас получится припарковаться возле дома. Парковки вообще может не быть. Современные комплексы строят из расчета на то, что ни у кого нет автомобилей (car free housing так называемый).

В бедных районах можно встретить типичную для России картину - все тротуары запаркованы.




Иногда парковка есть в подвалах зданий, но она стоит дополнительные 50-100 фунтов в месяц.

Иногда можно забиться в узкий проход между зданиями.


Как и в России, если в Лондоне кого-то закрываешь, оставляют телефон


Но это большая редкость.



На улице в большинстве случаев нужен Resident’s Permit, то есть то, что говорит о том, что вы не просто так приехали, а вы тут живете. Обычно такие на год покупают и стоимость сильно зависит от района и автомобиля. Вот, например, расценки в Излингтоне, где я живу (это вторая зона).

islington parking

1 фунт сейчас для простоты = 60 рублей.

И как люди относятся к тому, что нельзя припарковаться бесплатно?
Нормально. Британия - это нация землевладельцев. Эти люди столетиями покупают и продают землю и ценят ее. Они точно помнят, когда покупают кусок земли. И точно знают, что вместе с автомобилем никто не продает 6-10 квадратных метров земли в любой части Лондона.



Парковка в Лондоне уже много десятилетий стоит больших денег.

Можно ли избежать оплату парковки в Лондоне?
Можно, но по-хорошему игра не стоит свеч. Попробовать можно, но шанс, что вас поймают за хвост и потом не отвертитесь - очень большой. И платить придется дорого. Проще 100 раз заплатить.

Обойти систему сложно, потому что за соблюдением правил следят люди. Люди, чья зарплата напрямую зависит от того, сколько штрафов они навыписывают.



Сейчас есть возможность заплатить смской. Самые хитрожадные могут сидеть в кафе или офисе рядом с машиной и платить за парковку, если на горизонте появляется парковщик. Но они тоже не дураки. Будут сидеть в западне и оштрафуют вас так, что вы сами не поймете, как это случилось. И в суде потом доказать ничего не сможете. Большинство играет в кошки мышки с парковщиками до первого штрафа.



Законопослушность в целом зашкаливает, но все равно штрафуют и делают на этом большие деньги. Центральный район Westminster извесен своим жестоким отношением к нарушениям. В прошлом году только в этом районе насобирали штрафов на 24 миллиона фунтов. Сами понимаете, деньги для бюджета не лишние.

Штраф 80 фунтов, если оплатил сразу - скидка 50%


И как вы там живете?
Да отлично живем. Правила всем ясны. Хочешь ездить на машине - плати.

Зато улицы свободные и пробок нет. Хоть город и строился в средние века. Улочки кривые и узенькие, а пробок в разы меньше, чем в Москве.

Много улиц теперь полностью сделали пешеходными и город куда приятней. Теперь с трудом верится, что когда-то та же Carnaby st была проездной и на ней в два ряда еще парковались. Кошмар.

И без машины жить - на самом деле большое удовольствие. Никаких расходов, никакой головной боли, автомоек, автосервисов, техосмотров, ремонтов и прочей траты времени и денег.

Общественный транспорт
И все же есть один момент.

Нельзя просто так запрещать автомобили и делать их дорогими - надо при этом развивать инфраструктуру и общественный транспорт.



В Лондоне до 60х годов верили в светлое автомобильное будущее и до 80х забивали на метро и автобусы. Только после пожара на Kings Cross снова начали финансировать общественный транспорт. Настоящие инвестиции начались в 1999. И только после этого на автобусе и метро ездить стало непозорно. Машина перестала быть статусным символом и количество поездок на машине поползло вниз, уступая дорогу автобусам с метро."

economist graph

Большое спасибо Косте moscowlondon за рассказ. Будете в его краях - записывайтесь на экскурсии. У него самые крутые туры по Лондону, сам каждый раз с ним хожу и вам советую. Ну и добавляйте его журнал "Записки эмигранта".

Предыдущие посты из Лондона:
Как Лондон разговаривает с жителями


Новый лондонский киоск


Уличное искусство Лондона


2014: Прогулка по Лондону, часть 2


2014: Прогулка по Лондону, часть 1


2014: Лондонские детали


2014: Последний день в Лондоне, часть 3


2014: Плохой Лондон, часть 2


Как работает лондонское метро


Новый автобус для Лондона


Полет над Лондоном


Самая дорогая урна в мире!


---------------------------------------------
Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопочек ниже:


Советую также подписаться на мои странички в:
 Фэйсбук
 ВКонтактик
 Основной Твиттер
 Спам Твиттер 

Реклама в этом блоге
Чем я занимаюсь
За что я баню
Хотите дать совет? Вам сюда!
Я в других социальных сетях
promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 154
Buy for 2 000 tokens
По рекламе пишите reklama@varlamov.me или reklama@avtormedia.ru В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со…
у вас есть жена, теща, дети, кошка, собака, дача? есть необходимость переть в ТЦ и закупать на всех еды на месяц? Вывезти всех за город? Отвезти ребенка на занятия/кружки?

Если вы тоже одинокий фрилансер, живущий один и не решающий каждый день все эти пункты - лучше молчите! Я была студенткой, подрабатывала курьером, бегала с маленькой дамской сумочкой, в которой была книжка всего лишь и тоже считала что машина мне нафиг не сдалась, а сейчас я без нее никуда
Я не фрилансер и родственников много. В магазин - с рюкзаком, но редко, у нас пятерочек и диксиков много, на природу - на электричке, посмеиваясь над пробками за окном. Погулять по Москве в выходной, когда все уперли поклониться дачному идолищу - одно удовольствие. Автобусы пустые. Иногда едем просто покататься на интересных маршрутах.
И много чего еще.
Хотя да - мои некоторые родственники НЕ МОГУТ доехать на любимую дачку на электричке, хотя там от станции 10 минут прогулочным шагом.
Но это уже состояние души, ну вы понели.
Я ни в коем случае не намекаю, сто жить по вашему шаблону - жлобство. Инфа 100%
И я не могу на электричке по одной простой причине, я на дачу везу продукты как минимум на неделю (там в шаговой доступности магазинов нет), кота, собаку, ребенка, вещи ребнка (а это не рюкзак, тк обычно на дачах нет машинки автомат) и рассаду. Да и мои 30 соток меня очень ощутимо кормят и таскать летом ребенка по городу я не вижу смысла. Поэтому я чудненько еду туда на электричке, если опять же только с дамской сумочкой в город по делам, но я помню очень хорошо свою юность, отваливающиеся руки, пока туда доедешь с родителями, это у нас животных тогда не было.

В магазин с рюкзаком и тащить продукты на месяц на семью из 5-ти человек?) или всей семьей с рюкзаками?? Я это все к тому, что человеку без маленьких детей, дачи, животных, пожилых родных трудно понять потребности и жизнь других людей. Один человек может жить как хочет и полевропы на велике обойти, а человеку с большой семьей без машины никак
Повторюсь, у меня как раз такая же семейная ситуация, как у вас. Я не катаюсь на велике и прочая. Просто за счастье въезжать в центр надо платить, о чем, собственно пост. Про любимую дачку другой вопрос. Вообще если такая страсть к прЕроде - зачем мучится в Москве? Я своим родственникам говорю - ну если так приперло - продавай хазу, живи на своей любимое прЕроде, счатье же. Но почему-то не хотят. Ну а если не хотят, то должны (именно) учитывать интересы ДРУГИХ людей, которые от их вонючих тачек страдают в пробках, внутридворовых проездах и прочее. Регулируется все так, как описано в посте. Хочешь тачку-дачку-остальные радости жизни - плати. Это же принцип нашего бытия. Хочешь что-то - заплати. Не можешь - пшел вон. По инерции этот принцип еще не дошел до вопроса владения тарантайками в городе. Но все впередЕ.
Чтобы народ мог за что-то платить, он должен иметь возможность зарабатывать. А у многих дача не место отдыха, а средство выживания - обеспечивает овощами и порой единственное место куда по силам отправить ребенка на лето. И если б за 100 км от Москвы хотя бы у меня была возможность работать и зарабатывать, развивать/учить детей и получать нормальное медицинское обслуживание я бы жила здесь. Увы, у нас не пригороды США. Тут 2 кабинета в поликлинике в поселке, где лечат доисторическими способами, а в местной школе учитель русского-узбечка, едва сама говорящая на нем. Подростки поделились на два лагеря - одни изо всех сил учатся и поступаю в московские вузы, другие просто махнули на свое будущее рукой и тупо бухают, работы нет. В летний период местные зарабатывают продажей навоза, песка и всего что под ногами дачникам.

Так это я к чему?Хорошо, пусть будет платным въезд за Бульварное кольцо, там уровень жизни зашкаливает, не разорятся платить. Но делать дорогим содержание и эксплуатацию машин у нас еще рано. Надо развить инфраструктуру за МКАДом, качество жизни, создать рабочие места (вынести бизнес-центры например) Иначе "пшел вон" ударит как обычно по тем, кто итак выживает. Будут тащить на себе все в электричках как наши родители, гробить здоровье, и бегать с сумками наперевес от конролеров. Все для людей, как обычно.
Хватает чтобы не покупать капусту, морковь, свеклу, чеснок, лук вообще в течении года, обеспечить себя огурцами, помидорами, кабачками и тыквами в летний период, и не покупать соления вообще в зимний - все свое. Еще ягоды ребенку свежие летом и замороженные зимой.
Это я еще промолчу что конкретно у меня там еще птица, которая и мясом меня до НГ обеспечивает
Ну тогда конечно да.
Я имел в виду тех, кто ездиет на дачу для шашлычка под водочку.
Вы исключение из правил, поэтому к вам мои слова не относятся.