November 20, 2013

Метро или скоростной трамвай в Омске?

Тут вчера глава Мостовика, господин Шишов, сделал важнейшее заявление:

"Я хочу собрать журналистов, омскую общественность и высказать свою позицию по этому вопросу более подробно. Пока изложу ее суть крупными мазками. В начале немного истории. В Омске уже была ситуация, когда профессионалы, рассмотрев перспективы транспортных потоков в Омске, решили строить метро. Проект был одобрен Госпланом, и его начали реализовывать. Но тут появились некие омичи – «градостроители», которые начали кричать, что в Омске нужно делать скоростной трамвай, а не метро. Вы поймите, тот проект, который сейчас реализует «Мостовик», - это не советское метро, а самое современное метро, которое есть в Сеуле, Копенгагене… А сегодня в Омске о скоростном трамвае заявляют люди, которые в этой теме мало, что понимают. Делать публичные заявления о таких масштабных проектах нельзя, не разобравшись, нужно прежде все досконально обсудить в сообществе профессионалов. Омский опыт по строительству метро – передовой опыт, у нас его хотят перенять другие города, например, Челябинск, Екатеринбург. Мы сейчас начинаем проходить госэкспертизу проекта, это очень сложно и ответственно. А отдельные непрофессионалы и неспециалисты в Омске начали кричать о новом проекте! В итоге может получиться, что деньги пойдут на непонятно что. Многие заявляют, что это именно в омское метро «закапываются» деньги? Вы знаете, многие заявляют, что на олимпийских стройках «пилятся» деньги, а вот сами бы попробовали за эти деньги в такие сроки что-то построить! Огульные заявления только дискредитируют тех, кто делает дело. Эти люди не понимают, сколько стоит нам содержать и сохранять стройку омского метрополитена в Омске. Заявления о неком скоростном трамвае – это примитивные заявления непрофессионалов. Вы только представьте, этот самый трамвай пулей пронесется между двух остановок, а дальше что? Это будет бессмысленная трата денег. Я уже не как метростроитель, а как депутат заявляю, что лучше потратить три рубля и получить эффект, чем потратить два безо всякого результата."

В этом заявление прекрасно все, каждое слово. Еле удержался от соблазна выделать жирным каждое слово. Особенно понравилось про уникальный омский опыт строить 20 лет 1 станцию. Для тех, кто не знаком с омским метрополитенам, расскажу, что это действительно всего одна станция. Не 2 станции, а одна. В нее есть вход, в переходе даже из динамиков иногда раздается шум прибывающего поезда (городская легенда).

Ни поездов, ни других станций, конечно, нет. Возможно будут к 2016 году. Единственная цель омского метрополитена - вдохновлять жителей на все новые шутки и анекдоты про него. Строят метро в Омске, кстати, уже 20 лет. Вся история строительства метро - это сплошная боль и пустота. Не знаю, какой опыт хотят перенять другие города у господина Шишова? Уникальная система метро из одной станции и кучей обещаний?

У меня есть подозрения, что в Омске вместо метро удалось построить тоннель к центру Земли. По крайней мере, это объясняет те миллионы рублей, которые там исчезают каждый год. Ну это все догадки, конечно.

Теперь самое интересное. По проекту омское метро хотят делать двухвагонным, упрощенным и сокращенным, для максимального удешевления его сооружения. С транспортной точки зрения такой вариант метро не отличается от скоростного трамвая уже даже по максимальной провозной способности.
Поэтому строители Мостовика испугавшись за подряд начали сыпать громкими словами, без всякой конкретики. На практике скоростной трамвай перевезет столько же пассажиров с тем же уровнем комфорта и безопасности, но по цене в 10-12 раз меньше чем предлагаемое Мостовиком метро.

Известно, что у Мостовика сильные лоббистские возможности в Омской области (привет мэру Омска, Двораковскому, выходцу из Мостовика), так что в итоге неизвестно, чем закончится выбор между реалистичным и бюджетным скоростным трамваем и нереальным и супердорогим метро. Все предыдущие годы Мостовику удавалось через тесные "договоренности" с "профессионалами" убеждать публику, что денег надо тратить как можно больше.

В то же время сеть скоростного трамвая могла быть интегрирована и в существующие постройки метрополитена и в существующую трамвайную сеть.
Объединив их ресурс, после качественной модернизации, можно было бы получить систему покрывающую весь город по цене пары станций "инновационного метро" от Мостовика. То что мы сейчас видим это не борьба технологий, это борьба богатой и влиятельной компании за дополнительные бюджетные деньги.

К сожалению, каждому россиянину с рождения в голову вкладывают мысль, что в городе-миллионнике обязательно должно быть метро. Метро, это якобы очень круто, статусно, "как в Москве". Метро - это признак успешности города. Причем, метро это может перевозить воздух и проедать огромные дыры в бюджете. Пофиг. Должно быть метро и все тут. Нас всех с детства так учили. Причем, никто не учил нас, что должен быть нормальный общественный транспорт.

Практически нигде в России не вкладывают деньги в развитие общественного транспорта. В Омске по старым кривым рельсам до сих пор ездят антикварные вагоны. Аналогичная ситуация с автобусами.

Каждый год городские власти разваливают общественный транспорт, провоцирую весь тот ад, которы творится на дорогах. Жители смотрят на это и видят единственное спасение в метрополитене. Для властей такой поворот только на руку. Метро это очень дорого. Например, в Самаре на покрытие убытков от работы метро муниципальный бюджет тратит каждый год порядка 200 миллионов рублей. Каждая новая станция обходится бюджету области в 7 миллиардов рублей. На эти деньги можно было бы модернизировать весь общественный транспорт. Если бы в Омске от кормушки оттащили метростроевцев, то на сэкономленные деньги по всему городу могли бы ходить вот такие трамваи:

Это был бы тот самый передовой опыт, которым Омск мог бы делиться с другими городами.

Буслов уже писал подробно про жульничество с метро. Наземный транспорт может ездить со скоростью, всего лишь немного меньшей чем у метро. Сделать это можно за 2 года по всему городу, за те деньги, что стоит одна станция метро. Более того, в природе существует еще легкий рельсовый транспорт (ЛРТ) и скоростной автобусный транспорт (БРТ) - это, грубо говоря, выделенные полосы трамвая и автобуса с еще большей степенью изоляции и с проряжением остановок. Так вот они могут дать маршрутную скорость до 36 км/час. Стоят они, ЛРТ в 12 раз дешевле чем метро, БРТ в 36 раз дешевле чем метро. То есть вместо одной станции метро, можно было бы построить 12 станций ЛРТ, которое ездит также быстро. И 36 станций БРТ, которое тоже ездит также быстро (хотя и не так комфортно).

Омск, один из самых нищий российских городов продолжает строить метро, а строители продолжают врать жителям. Сейчас власть пользуется тем, что можно врать про строительство метро, сдавать по одной станции раз в 20 лет, и уверять вас, что ничего иного сделать нельзя. Это ужасно удобно. Особенно строителям.

Жителям Омска желаю поскорее оттащить от кормушки вот этого уважаемого господина, владельца Мостовика:

Не дайте себя обмануть. Требуйте хороший общественный транспорт.

Со своей стороны Городские проекты готовы организовать приезд в Омск ведущих мировых транспортных экспертов. Если администрация города Омска захочет узнать независимое мнение профессионалов, и провести аудит своих проектов, то мы можем договориться о встречах, лекциях и исследованиях. Также с удовольствием готовы организовать господину Шишову и Двораковскому индивидуальные лекции и встречи.
---------------------------------------------
View Poll: Оцените пост

Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопочек ниже:

Советую также подписаться на мои странички в:

Фэйсбук

ВКонтактик

Основной Твиттер

Спам Твиттер 

Реклама в этом блоге
Чем я занимаюсь
За что я баню
Хотите дать совет? Вам сюда!
Я в других социальных сетях