November 11, 2013

А все ли правильно делает Департамент транспорта Москвы?

Люди в моей жизни всегда делились на разные группы, чтобы друг друга бить. Сначала все делились по половому признаку - мальчишки против девчонок! Потом стали появляться другие критерии. В начальной школе одни называли себя "рокерами", а другие слушали попсу и, тоже себя как-то называли. Причем, никто особо не разбирался в музыке, но принадлежность к одному из лагерей была очень важна. С пятого класса все резко увлеклись футболом и основное деление было на "коней" (болельщиков ЦСКА) и "мясо" (болельщиков Спартака). Все разделились на две группы, чтобы с чистой совестью можно было бить оппонента, были даже какие-то массовые сходки, где совершенно незнакомые друг другу люди хотели убить друг друга из-за цвета шарфа. После школы люди в моей жизни начали делиться по политическим взглядам. Сначала демократы и коммунисты, потом «оппозиция» и «нашисты», потом оппозиция начала делиться на «мурзилок» и «настоящих оппозиционеров». В последний год стало важным разделиться по своему отношению к геям и обязательно побить того, кто думает не так как ты.

Подход к делению людей мало чем отличался от средней школы. Людям важно уйти в какую-нибудь стаю, чтобы с чистой совестью можно было кого-нибудь бить. Сегодня мы становимся свидетелями новой моды. Москвичи начинают разделяться на тех, кто поддерживает платную парковку и кто против нее. Целыми днями оппоненты с пеной у рта приводят аргументы, отстаивают свою позицию, не скупясь на крепкие выражения.

И, как говорится, "люди, как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Ну, легкомысленны... ну, что ж... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... парковочный вопрос только испортил их..."

Самое интересное, опросы показывают, что большинство москвичей идею платной парковки поддерживают. Так в чем же дело?

На мой взгляд, дело в том, что Департамент транспорта не может нормально объяснять свои действия. Когда люди что-то не понимают, им кажется, что их обманывают. Вот была история офшорами, через которые якобы проходят собранные от парковок деньги. Объяснил ли Дептранс доходчиво, как действует система сбора денег и куда они идут? Мне нет. Причем, я внимательно слежу за темой и сам не до конца понимаю, что и как там работает. А что говорить о простых людях, кто не может разобраться в денежных потоках мобильных операторов? Конечно, когда человеку сказали, что деньги от парковок уходят в офшоры и не доказали обратного, любые попытки взять с него деньги воспринимаются как банальное воровство.

Аналогичная ситуация вообще со всей историей с платными парковками. Большинство людей, на мой взгляд, вообще не понимают, зачем нужны городу платный парковки. Некоторые на полном серьезе обсуждают, что это «плата за воздух». Конечно, это никакая не плата за воздух. Объяснить, зачем нужны платные парковки очень просто:

Спрос на парковки сильно превышает предложение. На 85 000 парковочных мест в центре претендует несколько миллионов автомобилистов. И удовлетворить спрос невозможно физически, иначе надо будет снести половину города и застроить его многоэтажными паркингами. А дальше встает вопрос, как правильно регулировать спрос? Можно ничего не делать, как было раньше, и тогда спрос будет регулироваться очередью (пробки). А можно установить на дефицитный ресурс соответствующую ему цену. Это более цивилизованный способ.

У Каца про это подробнее написано. Но Дептрас не спешит донести эти простые вещи до жителей и жители злятся. Хотя у Москвы есть рекламные площади, по всему городу. Вы видели рекламу, где объясняется, зачем нужны платные парковки? Я нет.

Или возьмем недавнее повышение цен. Вместо 50 рублей, теперь час парковки будет стоить 80. Почему? Дептранс говорит, что заполняемость парковок 80%. Я езжу по центру и вижу, что заполняемость крайне неоднородная. Например, вокруг ЦУМа, где много магазинов и ресторанов, мест нет даже ночью, а в районе Мясницкой-Маросейки даже в разгар рабочего дня улицы пустые.

Почему бы не сделать вокруг ЦУМа 150 рублей в час, а на Мясницкой 30? Все парковки поделены на зоны, и я не вижу никаких технических сложностей. В США или европейских городах, цены и условия парковки везде разные и это система как раз нацелена на то, чтобы уравновесить спрос и предложение.

Аналогичные вопросы возникают у меня и по поводу парковки ночью. Почему ночью, когда центр пустой, парковка платная? «Около кафе и клубов полно машин ночью, они мешают и создают заторы» - отвечает Депртанс. Ну так сделайте около кафе и клубов платную парковку. Зачем ее делать в офисных и жилых кварталах, где ночью вообще жизнь вымирает. Особенно актуально это будет сейчас, когда зона платной парковки расширяется до Садового кольца и в нее попадут жилые кварталы.

Несколько месяцев назад Дептранс радостно сообщил, что многодетные семьи не будут платить за парковку. После этого было несколько скандалов, что многодетные семьи не могут получить обещанных льгот. Также возникало много вопросов как получать резидентские разрешения. Да что там говорить, большинство москвичей вообще не понимает, как парковку можно оплачивать. СМС у многих не работают, а о программе для смартфонов вообще мало кто знает. На выборах в Думу в 2011 году, каждый москвич получил письмо от Собянина, где он призывал голосовать за нужную партию. Почему бы не отправить каждому москвичу буклет про то, как надо оплачивать парковки и зачем они нужны? Или почему бы всем жителям в зоне платной парковки не отправить инструкцию по получению резидентских разрешений?

На фоне всего этого я постоянно вижу людей, которые закрывают номера, чтобы не платить за парковку. Почему с ними никто не борется? Может быть заполняемость парковок такая большая за счет неплательщиков? Может быть, если навести порядок с взыманием платы со ВСЕХ, кто паркуется, то и цены повышать будет не нужно? Но Дептранс говорит, что это ГИБДД плохо работает. Где обещанные с 1 сентября пешие парковщики, которые вручную будут выписывать штрафы? Я писал про них. Нет. А почему? Потому что ГИБДД что-то там не согласовало и не сертифицировало. Но какое дело нам, москвичам, до ГИБДД, которое не работает. Или до СНИПов, по которым рисуют нелепую разметку парковок, или до Департамента Капитального ремонта, который не может знаки нормально повесить. Мы является потребителями платной парковки и нас не должны волновать проблемы взаимодействия Дептранса с другими чиновниками. Все равно, что приду в ресторан, а мне скажут: «Ой, вы знаете, блюдо не соленое, так как у поставщик соли вредничает».

Иногда доходит вообще до смешного. Все знают, что многие, так называемые "служебные" парковки, незаконны. Особенно это касается ведомственных парковок и парковок у посольств. На сайте московского парковочного пространства даже черным по белому написано: "Такая парковка незаконна. Решение этого вопроса находится в ведении ГИБДД. Подобные таблички будут ликвидированы." Проблеме много лет, но никто ее не спешит ее решать. Ок, представим себе ситуацию, что у нас такой оппозиционный вице-мэр Ликсутов, что в ГИБДД его не слушают и не могут убрать незаконные знаки. Ну повесьте рядом с каждым незаконным знаком табличку: "Этот знак незаконный. Парковка для всех автомобилистов свободная".

За два года экспериментов с платной парковкой я не увидел никаких реальных попыток навести порядок с нелегальной парковкой, большой проблемой для Москвы. Рестораны, кафе, магазины, министерства как захватывали городские улицы под служебные парковки, так и захватывают. Всякие жулики как вымогали деньги у водителей, так и вымогают. Причем, победить всю эту шушуру можно за месяц, было бы желание.

При этом, еще раз повторю, что платная парковка в Москве необходима и это очень правильная мера для борьбы с пробками. Просто Дептранс забыл к новой игрушке выдать инструкцию и батарейки.

Дорогой Дептранс. Если ты не научишься общаться с москвичами на одном языке, они сожрут тебя, несмотря на то, что твои игрушки очень красивые, дорогие и полезные.