РЖД готовится к сносу



РЖД решила преподнести своеобразный подарок гражданам - к 160-летнему юбилею Николаевской железной дороги, компания собирается снести замечательный памятник архитектурного и транспортного наследия - Круговое депо Николаевской дороги. Первые пробные пуски паровозов по дороге состоялись в августе 1851 года. А в августе 2011 РЖД подтвердила, что собирается уничтожить депо. В апреле этого года РЖД руинировало здание Веерного депо Николаевской железной дороги. Депо не рассматривалось на Комиссии по сохранению зданий в исторически сложившихся районах, как того требуют московские законы и на его снос не было санкции Департамента культурного наследия Москвы. Сам департамент тогда активно протестовал против сноса, но в РЖД просто проигнорировали мнение московских чиновников, сославшись на то, что она - экстерриториальная организация, и на своей земле делает, что хочет. "Мы сносим здание, потому что мы внутренняя империя", - примерно так мотивирует свои действия компания.

Сейчас внутренняя империя подбирается к Круговому депо. Здание 1849 года постройки, архитекторы Константин Тон и Рудольф Желязевич. Это уникальное здание, единственное круговое депо в Москве! Это не первая попытка снести памятник архитектуры. В 2009 году уже была такая попытка, но тогда натиск отбили. Депо является выявленным объектом культурного наследия, охраняется государством и, понятное дело, не может быть снесено по закону. Однако в РЖД настроены очень решительно. Еще во время сноса Веерного депо рабочие говорили, что они дойдут и до Кругового. Не так давно РЖД подтвердила это официально. Уже началась расчистка
территории вокруг. Снос якобы осуществляется для проекта расширения 4-го главного пути. Это очень спорное решение: пропускная способность действующей ветки позволяет увеличить количество проезжающих поездов (сейчас оно значительно меньше, чем, например, в середине 1980-х); не исключены и альтернативные варианты проекта.



01. Предполагалось, что все станции будут построены на ровных площадках, типовой проект Кругового депо предполагал круглое здание с пристроенным к нему Т-образным корпусом для мастерских.


02. Паровозные депо Николаевской железной дороги были построены из кирпича, по типовым проектам и в плане представляли собой круглые здания с внутренним двором. Каждое здание делилось внутренними перегородками на 22 сектора, 18 из которых были тупиковыми и предназначались для ремонта и обслуживания стоящих в них паровозов. Перегородки имели широкие арочные проходы, соединявшие стойла между собой. После После Великой Отечественной войны купола со всех депо снесли. Позже у здания депо появилась надстройка. Сейчас здание полностью сдается в аренду.


03. Станция Николаевской железной дороги стала первой железнодорожной станцией в Москве, а круглое здание для паровозов – первым паровозным депо Москвы. Чтобы освободить место для новых путей, здание решено снести. На фасадах появились метки, где должна пройти ось нового пути.


04. План станции Москва 1851 года. Круглое здание депо обведено красным. Второе красное здание - это мастерские, выведенные за пределы депо по предложению Константина Тона.


05. Разрез здания Кругового депо, проект, 1840-е годы.


06. Типовой проект Кругового депо 1840-х годов, такими были восемь из девяти зданий (все кроме Москвы).


07.


08. Проект здания Кругового депо и водонапорной башни в Москве. В Москве рядом со станцией оказался Красный пруд, депо стояло прямо на его берегу. Чтобы разместить депо, часть пруда пришлось засыпать. Береговой склон и белокаменное основание для депо видно и в наше время. Продолжение строительства депо по типовому проекту (с мастерскими на противоположной от станции стороне) означало бы дальнейшую засыпку Красного пруда, то есть увеличению объёмов земляных работ и удорожанию строительства. Поэтому решили мастерские отделить от депо и разместить их в другом месте (там, где сейчас вагонное депо, корпус мастерских до сих пор цел). Поэтому депо представляло собой просто круглое здание без каких-либо пристроек. Есть письма, где сам Тон пишет графу Клейнмихелю о целесообразности такого решения. Так как в этих письмах он углубляется совсем в детали (дверные проёмы, конкретные детали металлического купола), можно предположить, что он занимался всем зданием депо. Вынос мастерских за пределы депо привёл к необходимости строить водонапорную башню, так как устройства водоснабжения располагались на 2-м этаже мастерских, а раз нет мастерских - нет и водяных баков. Башня такая всего одна, на всей линии от Питера до Москвы больше подобных построек нет.


09. В итоге в Москве получился целый ансамбль станции, состоящий из трёх доминант - само депо с высоким куполом, водонапорная башня и часовая башня на вокзале. Фото Кругового депо и водонапорной башни в Москве, 1850-е или начало 1860-х годы. Во всяком случае, ещё не началось строительство Ярославского хода, открытого в 1862 г.


10. Рисунок московской станции с Круговым депо, 1850-е годы


11. Сейчас депо готовят к сносу. Слева кадра видны метка на заборе и метка на самом здании.


12. Сейчас путь проходить вплотную к зданию. Поезда проезжают буквально в сантиметрах от депо.


13. Судя по этой метке, новый путь пройдет в 14-ти метрах от стены здания.


14. Во внутреннем дворе здания располагался поворотный круг, служивший для разворота паровозов и направления их в нужное стойло или на выезд из депо. Для защиты поворотных кругов от погодных воздействий внутренний двор перекрывался лёгким металлическим куполом. При постройке дороги поворотные круги делались из дерева и представляли собой достаточно интересную конструкцию. Существовало два типа поворотных кругов: большие и малые. Большие круги имели диаметр 43,5 фута и предназначались для поворота паровозов с тендерами. Малые круги, диаметром 20,5 фута, служили для разворота паровоза и тендера по отдельности, в расцепленном виде. Сейчас во дворе стоянка.


15. Снести памятник архитектуры в РЖД хотят, чтобы построить всего один путь. Почему нельзя пустить этот путь через здание депо? Напомню, здание рассчитано на то, чтобы через него проходили паровозы. Если здание отреставрировать, восстановить и сделать путь сквозь депо, это могло бы стать украшением вокзала. Также из здания депо можно было сделать уникальный музей паровозов. Зачем же сносить здание? Очень просто. На сносе воруются большие деньги. Никто никогда не сможет подсчитать, сколько солярки сжег экскаватор. Вместе с памятником архитектуры как обычно закопают миллионы рублей. А на реставрацию и восстановление культурного наследия нужны деньги, это не интересно.


Большое спасибо Юрию Егорову и Дмитрию Лисицыну за помощь в подготовке материала.

Я также публикую некоторые посты на Google+. Все самое интересное по-прежнему в Твиттере!

Я на других сервисах -

Каталог всех моих записей.



promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 150
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 2 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе, есть…
← назад
Буду вашим личным кэпом.
Современная архитектура лишена культуры визуального поля, которое формирует с детства чувство эстетизма, вкуса, стиля, напрямую влияет на психосоматический аппарат, тем самым влияя на продолжительность жизни.
Уничтожая архитектуру прошлого, тем самым мы наносим непоправимый вред той культурно-исторической среде, которая несет на себе отпечаток времени, который будет невозможно восполнить ничем другим.
Забот о старой архитектуре - это важный этап в формировании богатого эстетизмом человеческого капитала.
Считаете что это не так, посмотрите на смурных людей всю жизнь живущих в спальных районах.
ну и нахрен этот старый и ненужный кусок говна кому-то нужен.
если так подумать, то вообще нигде строить ничего нельзя.

Куда не плюнь обязательно попадешь в какой нибудь архитектурный старинный кирпич или развалины, которые разваливаются уже, но трогать их нельзя.

Снести нахуй.
Может, дать запрос в какую-нить архитектурную организацию, чтобы дали заключение о возможности прохождения составов через здание? Все-таки, локомотивы, составы и нагрузки уже не те, что были в 1850 году.
Правда, не представляю, от кого и куда его направлять...
Жалко - дай денег на содержание, а то все ноют, а реально
Жалко - дай денег на содержание, а то все ноют, а реально помочь не хотят
Сносить нельзя оставить
Считаю, что если бы депо стояло бы в другом месте, и у Собянина были бы лишние деньги на его восстановление в первозданном виде, его следовало бы оставить. Однако, и денег нет, и депо стоит в полосе отвода, причиняя РЖД убытки в миллионы рублей ввиду сдерживания прокладки новых путей, которые в других местах проложить невозможно. Прокладка пути сквозь депо - бред непрофессионала. Возможно, это и можно сделать, но привлечет такие средства, что проще построить точную реплику депо - новодел где-нить на свободном участке города за Поклонной Горой.
Я, как потомственный железнодорожник, за снос депо. Блоггеры могут подискутировать в блоге ЖЖ В. И. Якунина
http://v-yakunin.livejournal.com
премодерация там прям полицейская.
Знакомое местечко, там в круглом дворе кино какое то снимали, кажется
да, будет жалко.. как и другие памятники архитектуры. если так дела и дальше будут идти, то в определённый момент москва и без кремля останется... для нашего же удобства!
Кремль УЖЕ наполовину снесен.
Советы полностью разрушили более половины из древних кремлевских строений (28 из 54, можете посмотреть мой комментарий по этому поводу выше). Тоже говорили, что это старье нам, а тем более будущим поколениям не нужно. Кто дал им право решать?
И почему у нас до сих пор цветет бурным цветом подобное варворство?
Ответы банальны и страшны...
Беда даже не в том, что сносят, а в том, что народец воспринимает разрушение исторических реликвий с чувством глубокого удовлетворения.
А почему на чертежах это выглядит НАСТОЛЬКО лучше, чем в жизни?
Илья!
Ведь понятно, что РЖД — это, как Газпром и Gunvor, дойные коровы партии жуликов и воров. Поэтому им все позволяют. Поднимать тарифы, как им хочется. Строить суперчлены по 500 метров там, где остальным позволено в десять раз меньше. Эти уроды воруют огромные деньги у государства и все время плачут, что они так убыточно работают, что умерли уже вчера.
А вообще, похоже что тема сноса исторических зданий, — это отличный раздел для твоего проекта «Страна без глупостей».
Ведь власть делает все, чтобы плодить Иванов, не помнящих родства. Что отлично подтверждает два первых комментария к этому посту. Таким нужны сникерсы-хуикерсы и баунти... сиськи, пиво и чипсы.
Такое мое оценочное мнение ;-)
← назад