May 29, 2021

В Урюпинске появился первый легализованный парклет в России!

Фото: Василий Дубейковский / vk.com

Друзья, у меня для вас отличные новости: в России появился первый полноценный парклет, причём не в Москве или Петербурге, как можно было бы предположить, а в Урюпинске!

Про парклеты уже не раз рассказывал.Это небольшие общественные зоны, которые создаются на парковочной полосе и представляет собой логическое продолжение тротуара. Здесь могут быть скамейки, клумбы, обеденные столики или шахматные столы.

У нас в стране уже были попытки создания парклетов – например, в Петербурге уже несколько лет существует своего рода «парк на колёсах» , но фактически это всё же прицеп, который на полноценный парклет не тянет, несмотря на то, что задумка тоже очень крутая.

Фото: Василий Дубейковский / vk.com

В Урюпинске же теперь есть самый что ни на есть настоящий парклет, с зеленью, со стульями и небольшими столиками. И появился он только благодаря упорству местного архитектора Джамала Поладова, который в свои 25 лет смог реализовать в небольшом городе то, что до сегодняшнего дня практически никому воплотить в жизнь у нас не удавалось.

Небольшой рассказ Василия Дубейковского про то, как при большом желании можно реализовать невозможный на первый взгляд проект:

«В Урюпинске живет архитектор Джамал Поладов, который в свои 25 лет смог успешно перейти от позиции «я знаю, как надо» к уровню «я хочу, могу, меняю». Теперь Урюпинск стал городом №1 в России по доле населения, которая знают, что такое парклет. Как так получилось? Попробую тезисно зафиксировать в 8 пунктах.

1. После учебы на архитектора в Волгограде, Джамал вернулся в Урюпинск, где жил с 5 лет, работать в местном муниципальном архитектурном бюро и параллельно старался самостоятельно продолжить свое образование, интересовался тактическим урбанизмом и жил в мире «хорошо бы», да «лучше бы»…

2. Однажды в Pinterest Джамал увидел парклет, загуглил что за чудо такое и впечатлился идеей – вернуть часть пространства для машин пешеходам, попутно расширив сценарии использования тротуара и придорожного бизнеса.

3. Когда в Урюпинске открылось третье место Гештальт, появилась культура делиться своими незакрытыми гештальтами и форматы для их обсуждения. Джамал не только поделился своей «хотелкой», но и написал материал в местном СМИ «Парклет в Урюпинске?», у которого более 6 тысячи просмотров. Это было ровно год назад.

4. У парклета появились эскизы, Джамал несколько раз презентовал идею публично, пытался найти интересантов проекта, прежде всего среди предпринимателей, было даже общение с Магнитом (самая большая парковка в городе), но долгое время всё это находилось в стадии просто идеи без определенного плана и бюджета. Зато было главное – субъект!

5. Одновременно с осознанием простого правила успешного активиста «если проект будет по-настоящему кому-то нужен, помимо тебя, воспринимай это как бонус» Джамал получил два важных для парклета потенциальных ресурса. Во-первых, ARTEMOFF project при поддержке Культурная мозаика малых городов и сёл организовал микрогрантинг для урюпинских низовых проектах. Во-вторых, в большом гараже за монтессори-клубом «Семечка» появилась мастерская, открытая для любых общественных проектов столицы провинции.

6. С микрогрантом пришел хоть какой-то дедлайн (это крайне важно для общественных инициатив). Мы торжественно съездили на знаменитом в узких кругах желтом бусике в Леруа Мерлен за 300 км от Урюпинска за материалам для будущего парклета, и в гараже началась неспешная постройка парклета, в ходе которой было не мало случаев краудсорсинга – люди помогали временем, компетенциями, материалами.

Фото: Василий Дубейковский / vk.com
Фото: Василий Дубейковский / vk.com
Фото: Василий Дубейковский / vk.com

7. Ожидание парклета в узких кругах стало некоторым мемом: «Джамал, конечно молодец, столько всяких активностей от него, но где парклет?». Это тоже важный этап любой общественной инициативы – у людей сформированы ожидания, у тебя как инициатора не хватает ресурсов (времени, денег, мотивации), а ощущение, что ты всем должен. Кстати, затраты на создание парклета в деньгах (помимо краудсорсинга) составили примерно 100 тысяч рублей, из которых 20 тысяч – микрогрант, 10 тысяч – вклад кафе «Шаурма #влаваше» (оператор парклета), 15 тыс. руб. – еще несколько спонсоров и 55 тыс. руб. - личные средства Джамала.

Фото: Василий Дубейковский / vk.com

8. Появление парклета стало публичным событием для Урюпинска. В социальных сетях естественно обсудили альтернативные сценарии траты бюджета проекта (#лучшебы), варианты предстоящего вандализма и даже национальность Джамала. Сам он воспринимает это все с улыбкой, находясь в предвкушении закрытия следующих гештальтов и склонен так отвечать на вопрос, почему он тратит собственное время и деньги на улучшение городской среды Урюпинска: «Это такая форма развлечения, но не через потребление, а через созидание. Я доволен. И не сильно хочу, чтобы этот парклет как-то связывали со мной. Достаточно того, что он просто есть».

Фото: Василий Дубейковский / vk.com

Здорово, что в России есть инициативные люди, которые добиваются того, чтобы и в нашей стране реализовывались крутые идеи. На моей памяти это первый дошедший до стадии реализации парклет, который ничем не хуже тех, что реализуются в Европе или США.

И вдвойне приятно, что его получилось сделать в небольшом городе с населением меньше 37 тысяч человек! Хочется надеяться, что на Урюпинске всё не остановится и мы скоро увидим парклеты в других городах страны.