June 5, 2011

Незаконный запрет на фотосъемку в магазинах

Почти каждый день читатели присылают мне ссылки на незаконные запреты фото- и видеосъемки в магазинах и торговых центрах. К сожалению, ситуация пока не меняется. Единичные случаи побед теряются в море хамства и угроз охранников и нерадивых продавцов. Но мы не опускаем руки. Пока милиция и прокуратура проверяет нарушения в торговых сетях, я решил напрямую обратиться к владельцам магазинов. Я отправил письмо крупнейшим московским ритейлерам, с просьбой прокомментировать, почему они незаконно запрещают фотосъемку в магазинах. Если вы столкнулись с запретами в магазинах, распечатайте и отправьте аналогичное письмо владельцу. Интересно, как торговые сети обоснуют незаконные запреты? Все ответы я опубликую в своем блоге.

Генеральному директору ...от ...  (дата) я находился в магазине (наименование торговой сети либо магазина) и осуществлял фотосъемку, однако, был остановлен сотрудниками службы безопасности (либо непосредственно сотрудниками магазина) вышеназванного магазина (либо торговой сети), которые, без объяснения на то законных оснований, попросили меня прекратить осуществление фотосъемки в магазине. Полагаю, что действия сотрудников службы безопасности (сотрудников магазина) о прекращении осуществления фотосъемки в магазине, является незаконными и ущемляющими права и законные интересы граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом по следующим основаниям.В статье 29 Конституции Российской Федерации предусмотрено право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В статьей 7 закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. Ссылка сотрудников торговой сети при обосновании на запрет осуществления фотосъемки в магазине на статью 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая гласит, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом, является несостоятельной, поскольку причисляет сбор информации об имуществе к "пользованию" или "распоряжению" этим имуществом. Ограничения на доступ к информации могут устанавливаться только федеральными законами. Понятие "доступа" включает в себя не только "получение информации", но и "возможность ее использования", таким образом, любое ограничение такой возможности тоже должно устанавливаться в законе. Запрещая обрабатывать информацию о своей вещи, собственник нарушает, в том числе, и статью 209 ГК, поскольку его действия нарушают "права и охраняемые законом интересы других лиц". Кроме того, на организации, предоставляющие услуги, распространяется Закон «О защите прав потребителей». Согласно статье 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", пункту 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Статьей 8 Закона «О защите прав потребителей» закреплена обязанность продавца предоставить покупателю информацию о товарах. То, как покупатель будет предоставленную информацию обрабатывать, и с помощью чего фиксировать, законом не ограничивается. А согласно ст. 16 вышеназванного Закона, условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. Правовые акты в этой области, в соответствии со ст. 1 Закона «О Защите прав потребителей», принимает Правительство, поэтому любые ограничения прав потребителей должны содержаться в актах, принятых им, магазин или иное заведение не может их вводить самостоятельно. А поскольку "потребителем" считается гражданин, не только приобретающий что-то, но и "имеющий намерение" это сделать, то вышеназванный Закон действует уже с того момента, когда он только вошел в магазин с этим намерением. Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 152.1 предусматривает лишь охрану изображения гражданина, однако охраны "изображения собственности гражданина" закон не предусматривает. Ограничение на сбор информации противоречит Конституции и закону "Об информации…". Таким образом, действия торговой сети на запрет осуществления в магазинах фотосъемки существенно нарушает права и законные интересы граждан свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а следовательно является незаконным. На основании изложенного прошу дать разъяснения, с указанием норм действующего законодательства, либо иных нормативно-правовых актов, устанавливающих запрет на осуществление фотосъемки в (наименование торговой сети либо магазина). Дата  ...Подпись (ФИО)

Большое спасибо нашим юристам из Национальной Юридической Служба за помощь в составлении письма и консультации.

Другие репортажи про борьбу за свободу фотографии:
Избиение журналистов в Пятерочке
Как воруют фотографии
Съемка в метро
Как мы пытались снимать в Москва-СИТИ
Лихие "европейские"...
РЖД - территория незаконно запрещенной фотографии
Почему милиционеров можно снимать