May 25, 2011

Война ларькам

Мы часто слышим раздающиеся с властных вершин голоса, вещающие о необходимости поддержки малого бизнеса. С другой стороны, не менее часто раздаются слова о необходимости упорядочить и цивилизовать торговлю, ликвидировав ее устаревшие и уродливые проявления, то есть против того самого малого бизнеса направленные. Итак, вы уже, наверное, поняли, о чем я хочу рассказать – речь пойдет о малых торговых точках: киосках, ларьках, палатках и их месте в жизни современного мегаполиса. В данном случае, Москвы.

Не будет преувеличением сказать, что нынешние палатки – одно из самых ярких и живучих проявлений наследия 1990-х гг. Конечно, и в советской Москве были киоски: газетные, табачные, горсправка, но подлинный расцвет ларечного бизнеса пришелся именно на 90-е. В те годы в магазинах все было, как накануне развала Союза – пустые полки, огромные очереди за редкими товарами, которые периодически «выбрасывали», и, конечно же, чисто советский сервис. Киоски же предлагали невиданный ассортимент: западные шоколадки и соки, сигареты и, что самое главное, невероятное разнообразие алкогольных напитков, начиная от пива и заканчивая спиртом. И при этом – никаких очередей и чеков. Киоски вырастали повсюду, как грибы после дождя. Для открытия не требовалось никаких разрешений – часто процесс открытия новой торговой точки выглядел следующим образом: глухой ночью к какому-нибудь газетному киоску подъезжал подъемный кран, а утром на другом конце города жителей радовал новый ларек, заставленный шеренгами красивых бутылок с сомнительным содержимым. Война ларькам. Специально для Общественной палаты РФ.