Градостроительная концепция Сколково



Вчера была представлена градостроительная концепция Центра инновационных разработок Сколково. Инновационный город "Сколково" планируется разместить на территории около 400 га. Как предусматривает градостроительная концепция, здесь будут жить и работать 15,2 тыс. человек, и еще 7 тыс. сотрудников будут приезжать сюда на службу. Российский наукоград предполагают основать на четырёх "Э": он будет экологичным, энергоэффективным, эргономичным и экономичным, а на его строительство планируется выделить 120 млрд рублей за 4 года. Строительство будет начато уже в 2012 году, а в 2015-м в Сколково заедут первые ученые. Но пока готова только концепция. Детальная презентация проекта строительства иннограда пройдет в середине лета, а пока я предлагаю посмотреть на концепцию победителя, а также проекты, которые проиграли в конкурсе.



01. Начнем с победителя. Выбрали концепцию, разработанную компанией AREP. Не могу сказать, что она мне самому очень нравится, но из 6-ти представленных проектов она объективно самая сильная и продуманная.


02. В ее основу положен принцип гибкости и вариативности – способности Иннограда адаптироваться к переменчивому характеру стратегий, связанных с долговременным развитием. Предположительно пространство поделят на пять деревень – по числу направлений работы инновационного центра. Появятся общая зона с гостевой частью, исследовательским университетом, возможными культовыми сооружениями, спортивная зона, парки отдыха, медицинские учреждения – словом, все, что необходимо для полноценной жизни современного малого города.

Несомненно, самой привлекательной стороной проекта является грамотная работа с ландшафтом. Конфигурация плана мягко подстраивается под рельеф – кластеры застройки расположены на своеобразном естественном «балконе». С этого «балкона» должен открываться вид на пейзажный парк, который планируется разбить на склонах и в низинах долины реки Сетунь (юго-восточная часть участка). Живописный ландшафт в данном случае не только дарит приятные зрительные ощущения, не только служит местом для прогулок и занятий спортом, но и превращается в своеобразную инженерную инфраструктуру: общественные парки будут служить для сбора и дренажа дождевых и талых вод. При этом собственно градостроительная компонента проекта требует еще дополнительной доработки. С учетом рекомендаций Градостроительного совета Фонда и при непосредственном участии его членов несколько нервный рисунок улично-дорожной сети в ряде кластеров будет существенно переделан. Как и парадная эспланада. Решение платформы, соединяющей платформу Трехгорка с центром поселения, пока еще слишком сухо и монотонно, чтобы претендовать на роль парадных ворот Иннограда.


03. Перспектива центрального бульвара Сколкова: справа располагаются общественные здания, слева – жилые.


04. Перспектива эспланады, соединяющей Инновационный центр с железнодорожной станцией Трехгорка. "Здесь в центре будет бульвар длиной в пять километров. Это своеобразный хребет, позвоночник Сколково", - поясняет Этьен Трико, генеральный директор AREP Ville. Для сохранения экологии предполагается использовать «возобновляемую модель» обеспечения ресурсов: отходы не уходят из города, а утилизируются прямо там. Кроме того, будут широко использоваться возобновляемые источники энергии – от солнечных батарей и очистки дождевой воды до геотермальных источников.


05. Вид главной площади с центром конгрессов и театром. Вся недвижимость будет принадлежать именно поселку, а частная собственность на жилье не предусмотрена. Квартиры в Сколково будут сдаваться на срок от одного дня до 10 лет.


06. Одна из главных проблем - это транспорт. Причем не внутренний, где предполагается главенство пешеходов, велосипедистов и общественного транспорта, а внешний: существующая концепция «насаживает» инноград на перегруженное Можайское шоссе, лишая других способов связи. В поселок будут ходить электрички с двух вокзалов (Белорусского и Киевского). В дополнение было обещано связать Сколково с аэропортом Внуково. Сам город отдадут пешеходам: "Вначале приоритет – идёт у нас пешеход, потом велосипед, третье - идёт общественный транспорт, и самое последнее – личный. И мы считаем, что общественный транспорт будет работать или на электричестве, или на биогазе. То есть - экологически чистые виды транспорта" По замыслу авторов генплана, платформа Трехгорка должна быть реконструирована в современный мультимодальный транспортный терминал, обращенный остекленным фасадом в сторону парадной эспланады.



А вот другие проекты, которые, которые принимали участие в конкурсе, но не выиграли.

OMA

07. В свое время бюро OMA наряду с другими известными практиками и теоретиками архитектуры участвовало в международном исследовательском проекте Mutations, нацеленном на изучение основных траекторий изменений городов. В рамках этого проекта, помимо прочего, рассматривалась система строительства городов-колоний в Древнем Риме. Уроки, извлеченные из данной работы, были, по всей видимости, усвоены хорошо. В своем конкурсном проекте на мастер-план Сколкова OMA использует осовремененную римскую методику создания урбанистических новообразований. Сначала проводятся две основные оси (меридиональная и широтная), которые задают алгоритм дальнейшего развития поселения. На пересечении этих осей располагается центральная площадь, а городская ткань решается как ассамбляж из ортогональных элементов. Впрочем, налицо и отход от исторического прототипа. Отталкиваясь от креста главных осей, далее ОМА оперирует не плоскостью земли, а архитектурными объемами. Создается скорее не «город решетки» в римском варианте, а своеобразное «лего» из параллелепипедов разной степени протяженности, которые, по меткому замечанию Григория Ревзина, «выглядят как сложенный для просушки крупномерный брус».


08. Высокая степень связности элементов такого конструктора между собой затрудняет разделение строительства нового города на этапы. Другой проблемой, преградившей голландцам путь к победе, является выраженный модернистский характер их проекта.


09. При взгляде на Центр инноваций с Минского шоссе (северо-западная сторона) доминирует живописная компонента ландшафта. По мере приближения к комплексу «восклицательные знаки» пластин начинают все активнее структурировать пространство, в конце концов превращающееся в трехмерный конструктор из различных параллелепипедов.


10.


11. Панорама Исследовательского блока. Вид с восточной стороны. На переднем плане комплекс зданий университета. Кровля стилобата используется как публичный променад, в который встроены амфитеатры и парадные входы в учебные здания. Комбинация стилобата со свободным планом и зданий-пластин с ячеистым пространством встречается как у OMA (комплекс Eurolille), так и в отечественной архитектуре (Новый Арбат).


12. Из всех участников международного конкурса компания ОМА предложила наиболее детальную картину типологий зданий, которыми будет застроен Инноград.



Проект Royal Haskoning/Mecanoo

13. На рубеже 1980–1990-х гг. Франсина Хубен, основательница бюро Mecanoo, конкурировала за звание «первой леди» современной архитектуры с самой Захой Хадид. Однако в начале «нулевых» посланка арабского мира, осевшая в Лондоне, вырвалась вперед. Однако в Нидерландах – стране с самой, наверное, передовой архитектурной культурой – роль Хубен по-прежнему очень велика. Она активно преподает, активно строит, в том числе и небоскребы, активно занимается мастер-планированием, в том числе и научных центров (кампус Делфтского технологического университета).

В международном конкурсе на градостроительную концепцию Сколкова работу Royal Haskoning и Mecanoo можно твердо поставить на третье место. Именно так ее оценило большинство членов Градостроительного совета, а некоторые из них, например сопредседатель этого органа Жан Пистр и директор Центра современного искусства в Цинциннати (США) Аарон Бетски, даже рекомендовали включить голландский проект в число финалистов. Однако симпатичное решение Иннограда в виде зигзагообразного поселения с парком в центре и объездной дорогой по периметру в итоге проиграло. Произошло это главным образом по двум причинам. Во-первых, из-за сильного перекоса в сторону первого этапа строительства: Хубен предлагает одним аккордом возвести 70 процентов всей застройки. Во-вторых, из-за того, что главным фокусом, ядром новообразования, становится станция приходящей в сердце Сколкова ветки метро. Такое несколько наивное, с точки зрения транспортных реалий Московского региона, решение перевело проект голландцев в разряд красивых утопий.


14. Вид центрального озелененного пространства. По периметру оно окружено остекленными галереями, оборудованными траволаторами, позволяющими комфортно перемещаться по комплексу общественных зданий Сколкова. Центральную пустоту предполагается засеять газоном и наводнить произведениями современного искусства – арт-инсталляциями и скульптурой.


15. Образ застройки расположенных в Сколкове технопарков основан у голландских архитекторов на контрасте между лаконичными объемами строгих форм в духе архитектуры Миса ван дер Роэ и живописным природным окружением, важную роль в котором играет вода.


16. Схемы устройства общественного ядра.



Проект Sweco

17. Передовые позиции Швеции в области экоустойчивого развития городов общеизвестны. Этот опыт, пользующийся признанием специалистов во всем мире, и послужил предпосылкой для приглашения к участию в конкурсе компании Sweco. Неудивительно, что уже на концептуальной стадии планирования шведы сосредоточились на вопросах комплексного развития Сколокова именно как энергоэффективного, «зеленого» поселения. Однако в рамках конкурса скандинавам так и не удалось нащупать убедительный баланс между планировочными и техническими решениями. Структура нового города, предложенная Sweco вызвала у членов жюри несколько существенных вопросов. Первый из них касался продуманности трассировки улично-дорожной сети – «синтаксис» основных элементов урбанистического каркаса остался для Градсовета загадкой. В частности, отмечалось неоправданно большое количество кварталов с неудобными для застройки треугольными или ломаными очертаниями. Второй вопрос сводился к тому, насколько для Сколково с его расчетной плотностью населения около 4 тыс. чел./кв. км адекватна сгущенная квартальная застройка. Недостатком такой структуры также была признана ее малая предрасположенность к поэтапному формированию. Помимо этого, специалисты Sweco слишком увлеклись объединением под одной крышей различных функций (в частности, лаборатории у них соседствуют с жильем), что существенно суживало возможности для изменения программы поселения в будущем.

Впрочем, с точки зрения заложенных в проекте технологий проект шведов получил высокую оценкужюри. Вполне возможно, что опыт Sweco в сфере «зеленого» строительства будет востребован в ходедальнейшей работы над Инноградом.


18. Один из главных принципов «нового урбанизма» – смешение различных функций в пределах одного квартала – хорошо виден на примере набережной, где общественные здания выразительной архитектуры соседствуют со спокойной жилой и офисной фоновой застройкой.


19. Изящный павильон станции Трехгорка связан с Инноградом лучом автострады, приходящей на центральную площадь поселения. Кстати, российские СНиПы пока запрещают соединять в одном здании офисы и жилье – Сколково имеет шансы стать пионером в этой области.



Проект Arup

20. Компании Arup и Sweco близки по своему профилю – главная их деятельность фокусируется на инжиниринге. Но если исторически Sweco больше связана с тем, что принято называть инженерными сетями, то есть с системами электро- и водоснабжения, мусороудаления, сбора сточных вод и т. д., то Arup с момента появления компании плотнее занимался конструкциями зданий. Фирма, основанная датским инженером Ове Арупом, подарила миру таких блестящих конструкторов, как Эдмунд Хапполд, Питер Райс, Тони Фитцпатрик, Сесил Балмонд и др. Постепенно компания расширила свою деятельность вплоть до мастер-планирования, преуспев и здесь. Сейчас урбанисты Arup работают по всему миру – от Пекина до Манчестера. Впрочем, сколковский проект, к сожалению, трудно отнести к числу их самых удачных работ. Как и проект Sweco, он выполнен в жанре «нового урбанизма», стремящегося вспомнить «хорошо забытое старое» – методы создания плотного разнообразного города. Замечания при этом те же, что и к шведам. Из дополнительных минусов – чрезмерное рассеивание якорных функций на всем пространстве Иннограда, затрудняющее формирование ясно артикулированной системы центров и подцентров, а также непонятная инверсия жилых и производственных зон, когда первые обращены к шумному и загазованному Минскому шоссе, а вторые – в сторону живописного гольф-поля. Из плюсов – бóльшая приспособленность новообразования к поэтапному развитию. Конкурс проигран, но на компании Arup в контексте Иннограда, думается, все же рано ставить крест. Ее богатейший инженерный опыт может еще пригодиться – например, на стадии подготовки рабочей документации.


21. Один день в Сколкове – 13.00 – Кластер биомедицинских технологий.


22. Один день в Сколкове – 21.00 – Гостевая зона. Интересно, что Arup – практически единственная команда конкурсант, на компьютерных визуализациях которой появляются автомобили представительского класса и не вертикальные пластины (как у ОМА), а самые настоящие «круглые» небоскребы.


23.


24. Главный транспортный хаб.



Проект Jurong

25. «Азиатские тигры» – одни из главных на данный момент поставщиков инноваций и строителей технопарков, бизнес-инкубаторов. В этом контексте приглашение к конкурсу крупного сингапурского проектировщика, компании Jurong, выглядит логично. С одной стороны, оно дает возможность приобщиться к иной градостроительной культуре, с другой – рассмотреть азиатскую модель создания «кремниевых долин». Непонятно, как такая компания могла сделать такую отвратительную визуализацию своего проекта.

Интересно, что сингапурцы представили не чисто урбанистический, а скорее маркетинговый проект. Они апеллируют не к разуму членов жюри, а к чувственности сконструированного ими среднестатистического инноватора, которому адресуются различные романтические слоганы, заманчивые и при этом сильно обобщенные функциональные схемы, отсылки к истории науки и градостроительства. В плане сити-маркетинга такая работа, наверное, могла бы быть интересной. Что же касается непосредственно планировочной компоненты проекта, то, к сожалению, она у Jurong проработана не так детально, как у других конкурсантов. В сухом остатке мы имеем дело с чистым выражением дальневосточного урбанизма. Город трактуется компанией Jurong как органическая саморазвивающаяся структура, к центру которой прирастают все новые и новые кластеры – подобно тому как множатся лепестки вокруг ножки цветка. Центр при этом остается пустым – по оппозиции к европейским городам, чье ядро, как замечал Ролан Барт в своих рассуждениях о Токио, всегда притягивает множество вещей: духовные ценности (церкви), атрибуты власти (дворцы), деньги (банки), товары (магазины), слова (публичное пространство как «агора»). У сингапурских планировщиков пустота гольф-поля, напротив, призвана вытеснить все события на края, создав оживленную периферию.


26. Панорамы Иннограда рисуют картину утопающего в зелени, низкоплотного и низкоэтажного поселения. Что вполне естественно – увеличив площадь застройки и расплескав урбанистическую ткань за пределы территории, зафиксированной в конкурсном задании, компания Jurong снизила и без того не слишком высокую проектную плотность, установленную изначально в районе 4 тыс. чел./кв. км. Свободное незастроенное пространство в представлении посланцев Сингапура – вот главная ценность сколковской среды. Такое видение легко понять, если иметь в виду, что плотность населения Сингапура более чем в два раза больше и приближается к показателю 9 тыс. чел./кв. км.


27.


Реализация градостроительного проекта обойдется в 120 млрд рублей, которые зримо воплотятся в наукоград до 2015 года. Причем первые объекты строительства будут достроены уже в этом году.


Опрос #1742346 Проекты Сколково

Какая из предложенных концепций вам больше нравится?

AREP
126(17.6%)
OMA
37(5.2%)
Royal Haskoning/Mecanoo
60(8.4%)
Sweco
47(6.6%)
Arup
100(13.9%)
Jurong
29(4.0%)
Ничего не нравится
205(28.6%)
Я верю в успех!
113(15.8%)



Я на других сервисах -



promo varlamov.ru november 17, 2011 20:24 149
Buy for 2 000 tokens
В этом блоге можно разместить рекламный пост. Ежемесячная аудитория – более 1,5 млн. уникальных посетителей. Для тех, кто просто хочет скачать прайс, есть эта ссылка. Для тех, кто хочет посмотреть полную презентацию со статистикой, портретом аудитории и моими предложениями по рекламе,…
← назад
Вау, классные концепции. Будет красивый город.
Проекты все достойные. Международный конкурс однако.

Edited at 2011-05-17 17:43 (UTC)
Re: На некоторых картинках Сколково как курорт
курорт будущего чтоли, картинка на загляденье, шикарно получится если все это воплотят в реальность
Напомнило Беляевские рассказы про победивший коммунизм и космодромы в гималаях.

Интересно когда это всё построят, то по прежнем 80% русских людей будут жрать говно или уже меньше.

А то как-то стыдно.
на фото 01 и 24, покрытия не выдержат снеговой нагрузки, с другой стороны можно увеличить шаг колонн, и толщину конструкции покрытия, но вид будет уже не тот...
Проект ОМА был офигительным; но выбрали, конечно, унылый совок образца 1970-х, больше всего напоминающий проект Светлановского проспекта в Питере.
Я думаю, что победитель заслуженно взял свой первый приз. Остальное - абстракции.
Я бы так не сказала. Достойные проекты. Думается к арссмотрению даже бы не стали принмать иные - ведь Сколково - это дело чести Россйской науки!
Это было бы замечательно, право, если быдело на самом деле так обстояло
12 фото.

Молодой человек, смотрящий на Сколково - впечатлил. Из другого времени. Машину изобрели? Восхищается он, смотрю.
Глобально, глобально.
Очень ново для России, потом этому примеру могут последовать и все города
для начала надо создать удачный и эффективный пример, Сколково им и будет
← назад