March 3, 2017

Общественный транспорт, велосипед и личный автомобиль в Осло

Давайте посмотрим, как люди передвигаются по Осло!

Транспортной системой столицы Норвегии заведует компания Ruter, которая принадлежит муниципалитетам Осло (60%) и Акерсхуса (40%). Ruter выполняет роль Дептранса, контролируя все виды транспорта, хотя системой метро (T-banen), трамвайными линиями (Trikken), а также автобусами и паромами управляют разные компании по контракту.

Одно из главных удобств общественного транспорта в Осло – единый билет. Один и тот же проездной документ действителен в метро, трамвае, автобусе, пароме и даже пригородной электричке в пределах Осло и Акерсхуса. Осло и его пригороды при этом разделены на несколько зон, в соответствии с которыми высчитывается стоимость билета. Можно выбрать проездной по одной зоне, по двум или по всем сразу.

Билет действует в течение часа с момента активации, причём если ты оплатил поездку по нескольким зонам, то с каждой новой его действие продлевается на 30 минут. Пересадки на другие виды транспорта во время твоей поездки бесплатны. Кстати, необязательно иметь билет с собой: ты можешь купить его в приложении на смартфоне. Сейчас одноразовый билет по всем зонам стоит 113 крон, или 783 рубля, для детей и пенсионеров – в два раза дешевле. По одной зоне (если тебе не надо выезжать за пределы центра Осло, например) можно проехаться за 33 кроны, то есть 229 рублей.

В Осло довольно большой для 600-тысячного города метрополитен (101 станция), но под землёй находится лишь незначительная его часть. Трамвайная сеть примерно такая же по количеству линий и остановок. При этом самым популярным наземным транспортом остаётся автобус, а вот троллейбусов в городе нет совсем.

А ещё общественный транспорт в Осло старается быть пунктуальным. Если ты опоздал куда-то более чем на 20 минут по вине Ruter, то компания компенсирует тебе расходы на такси до 550 крон (3800 рублей).

Небольшие детали...  Начнём с вокзала! Это лифт. Вам может показаться это странным, но все платформы Центрального вокзала Осло полностью оборудованы для маломобильных людей.

На вокзале есть тележки, которые можно взять за 20 крон и идти с вещами к поезду.

Потом можно вернуть её на место и получить 20 крон назад, либо её отвезёт на "стоянку" служащий вокзала, и тогда 20 крон достанутся ему.

Автомат продажи билетов. Месячный проездной стоит около 70 евро, что при средней зарплате 3500 евро довольно дёшево.

"Ходячие" столбы для допуска спецтранспорта на платформу, это такой подвид шлагбаума. Интересное решение.

Какие-то комиксы на транспортную тему

Если приезжаешь в Осло на вокзал, то прямо с него можно отправиться кататься по городу на трамвае.

Трамваев много – есть итальянские, есть норвежского производства.

Вот трамвай постарше рекламирует праздник в честь 125-летия лыжных гонок в Хольменколлене.

Это строится новая трамвайная линия в районе "Штрихкод", она пока ещё не запущена. Линия будет выделенной, с остановками по центру улицы.

Так выглядит остановка в Осло. На остановке есть её название, обязательно информация о маршрутах, карта города со схемой линий.

Обратите внимание, как устроены остановки. Они защищены от дороги стенкой, то есть брызги грязи не летят на пассажиров. Народ будет ждать трамвая на платформе в центре, дорогу переходить не надо.

Вот две платформы, пути по центру. Платформы практически не приподняты, в итоге они оказываются в уровень с полом трамвая. Это нужно для того, чтобы пассажиры быстрее совершали посадку и высадку. Ну и для маломобильных граждан удобно, конечно.

А это обычная трамвайная остановка.

Остановка автобуса

Помимо остановок наземного транспорта, в Осло есть остановки, где можно дождаться такси.

На них висят таблички с расценками и телефонами таксопарков.

Очень круто!

Велодвижение в Осло не прерывается круглый год. Несмотря на снег, дождь, слякоть и довольно сложный рельеф, люди ездят на ведосипедах постоянно. Может быть, и потому, что машиной владеть в Норвегии просто дорого.

Обычная для Осло картина

Для хранения велосипедов есть либо открытые стоянки, либо закрытые парковки.

Ключи от парковки есть только у жильцов. Такая вот "защита от дурака".

Во многих новых домах есть специальные комнаты для хранения велосипедов на первых этажах.

Пандус для велосипеда

Вариант с двухуровневой парковкой

Интересное решение с вертикальной подвесной парковкой

А вот кто-то припарковал электровелосипеды. Если в Лондоне или Нью-Йорке велосипеды приковывают на гигантскую цепь и снимают сёдла и колёса, то в Осло насколько безопасно, что велосипеды иногда оставляют стоять просто так. Оставляют хоть и ненадолго (с руля даже компьютеры не снимают), но с велосипедами ничего не успевает произойти.

Велосипеды даже никуда не приковывают, фиксируя только заднее колесо. В Лондоне или Нью-Йорке их уже через 5 минут закинули бы в фургон, или кто-нибудь просто взял бы велик под мышку и унёс, а уже потом спилил замок. В Нью-Йорке вообще могут велосипед украсть по частям: руль, седло, незакреплённое колёсо или всё, кроме закреплённого колеса. Но для Осло такое невероятно.

Парковка для велосипедов может быть на одной площадке с мусорными баками. Когда мусор выбрасывается аккуратно и вывозится вовремя, а территория регулярно убирается, никакой антисанитарией это не грозит.

Двухуровневая крытая велопарковка у вокзала

Открытая велопарковка у вокзала. Видите жёлтые чехлы на сиденьях? Это реклама. Часто разные компании в Норвегии надевают на сёдла рекламные чехлы, но никто на это не обижается, потому что во время осадков они только защищают велосипед. Это как у нас журналы под дворники засовывают, только тут вообще без какого-либо вредительства.

Велодорожка на повороте специально отведена направо, чтобы не было конфликта с поворачивающими машинами.

В Осло есть мини-станции для ремонта велосипедов, где можно подкрутить все болты, если что-то сломалось, или поменять резину )

Насос – тоже не проблема.

Два признака того, что перед нами велосипедист: штанина заправлена в носок, чтобы её цепь не зажевала, а на руку надет светоотражающий браслет.

Зарядная станция для электромобиля. В Осло электромобили очень популярны, потому что на распространяются всякие льготы. Постепенно столица Норвегии стала и мировой электромобильной столицей. Только за прошлый год здесь было зарегистрировано более 50 000 новых электромобилей (это не считая гибридов), так что их доля на норвежских дорогах уже превысила 5%. Заправка в принципе бесплатна, но ты платишь что-то типа членского взноса в организацию Norsk Elbilforening.

Владельцы электромобилей в Норвегии существенно экономят на платных дорогах, парковке и налогах – по разным оценкам, от $3000 до $8000 в год. Кроме того, электромобили имеют право ездить по выделенным полосам для автобусов. Поэтому через несколько лет эксплуатации даже дорогой электромобиль типа "Теслы" окупается по сравнению с обычной машиной. На "Теслах" тут ездят не только белые воротнички и мажоры, но и пенсионеры с домохозяйками. То есть в Норвегии это не понты, а разумная экономия.

Общее количество зарядных станций в Норвегии стремится к 8000, в Осло их 2000, в том числе почти 200 Tesla Supercharger.

У электромобилей в Норвегии номера начинаются с EL, EV и EK. Специальную категорию номеров ввели, чтобы владельцам машин не приходили штрафы за неоплату парковки или езду по платным дорогам.

Обычный автомобиль служит подставкой под зарядный провод )

Гибриды тоже довольно популярны – вот партия новых "Тойот".

Дороги посыпают солью.

Парковка. Час стоит 173 рубля, два часа – 353 рубля.

Цены на бензин. 95-й стоит 99 рублей за литр, дизель – 91,7 рубля.

Мойка самообслуживания

Можно самому пользоваться и шлангом, и пылесосом.

Осло: полный запрет автомобилей и самый дорогой пешеходный мост

Осло: как убирают снег и как отдыхают ословцы

Сколько стоят продукты в самой дорогой стране мира?

Осло: стрит-арт и разврат

Мигранты захватывают Норвегию